дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / МИММЕЛЬШТОЙ И ЦЫЦКАРИДЖА

 

МИММЕЛЬШТОЙ И ЦЫЦКАРИДЖА

Наталия Романова



Я работаю с подростками на краткосрочных десятидневных курсах. Мои ученики – это учащиеся старших классов питерских школ (иногда попадаются школьники из других городов – из Москвы, например – их специально привозят к нам на занятия). Социальный срез – средний класс, дети законопослушных граждан, твердо стоящих на ногах (обучение – 10 занятий – у нас стоит как средняя зарплата по Питеру).
           В конце каждого курса, на 10-м занятии, мы проводим письменный опрос учащихся, где они отвечают на самые элементарные вопросы: как звали последнего русского царя, назови столицу Беларуси или Эстонии, кто написал "Песнь о вещем Олеге", с кем была ВО война и когда, назови три музыкальные группы и т.д. При этом учащимся говорится, что это небольшой тест на кругозор (в смысле на интеллект, – приходится уточнять, так как далеко не все знают, что такое "кругозор"). Да что там – какой-то "кругозор" – подавляющее большинство старшеклассников обнаруживают обескураживающую непросвещенность не только в реалиях окружающего мира, но не понимают смысла самых, казалось бы, обычных и простых слов.
           В старшей группе из 15 человек (возраст 14 – 16 лет) только двое знали значение слова "иждивенец", остальные отвечали на вопрос, кто это такой, так: "воин"," непослушный"," тот, кто живет один", "человек, который иждевал", "кто не подчиняется законам", "кто сбежал из тюрьмы", "кто нанялся к бандитам", "кто рано встает", "брет" - именно так – "брет сумашчечего" или просто "не знаю" – ставить прочерки вместо ответов им было запрещено. Я уже писала, что почти никто из школьников не понимают слова "навзничь" (на просьбу придумать словосочетание с этим словом пишут "дождь пошел навзничь", "пришел навзничь" и т.д.), практически никто не знает слов "кумачовый", "пунцовый"," бирюзовый", "толченый", а вчера выяснилось, что так же
точно практически никто в старшей группе, прошу заметить, не знает, что означает слово "попадья".
           На прямой вопрос "кто или что это такое" в ответ было напряженное молчание – пришлось предложить варианты ответов. Одна выбрала ответ "жена попа", остальные отвечали так: "это прорубь на реке", "яма на стройке", "след от пули". Причем второй вариант про яму выбрали сразу
шесть человек. Ни один – внимание – ни один человек не смог объяснить значение слова "амбразура". Ответы: "это когда вскрывают письма и посылки"," это клетки в зоопарке", "старые ненужные машины", "это когда стреляют сразу много кто". О том, кто последний русский царь, мнения разделились: большинство считает, что это "Петор первый или третий", чуть меньше, что "Иван Грозный", кое-кто, что какой-то "Добрыня" (справедливости ради отмечу, что за "Добрыню" проголосовал учащийся из средней группы – 12 лет, шестиклассник).
           Абсолютное большинство – то есть все без исключения – не знают, кто написал "Песнь о вещем Олеге". Этот вопрос задаем и средним и старшим – разницы нет никакой, хотя 6-7 классы должны были бы знать – у них это программное произведение, классе в пятом было. Все как один делают
большие глаза, по аудитории идет обеспокоенный шорох – и у всех
выражение лиц такое, будто их спрашивают, кто изобрел атомную бомбу.
Вчерашние ответы (кроме "не знаю"): "крестьянство", "нестер Летописец, "какой-то писатель", "композитор Великий", "музыкант", "никто","церковные люди", "Виктор Цой".
          Автор последнего ответа (12 лет) не знает толком, кто такой Цой – слышал только, что он "песни поет", а когда он жил – узнать у него ответ невозможно, так как на вопрос "Ты полагаешь, что Цой жил еще до революции?" учащийся не может ответить, так как не понимает, что значит "до революции"; отвечает: "Ну наверно... я не знаю...", а на попытку установить, что это за зверь такой – "революция" – только пожимает плечами.
          Зато его одногруппники фамилию "Цой" слышат впервые и вообще не знают, кто это такой. Ни один из средней группы (12-13 лет) никогда не слышали слово "пресса", а уж выражение "желтая пресса" и тем более. Оно попалось им, когда был словарный диктант. Я увидела, что один из них пишет вместо "пресса" – "кресо" и спросила, понимает ли он, о чем речь. Оказалось, что, не зная этих слов, он не так услышал и не стал
думать, что же это такое. Когда я спросила, он напрягся, подумал и
смущенно пробормотал: "Растение, наверное, дерево какое-то...не
знаю!" Тут выяснилось, что все остальные тоже не знают, хотя написали правильно.
          В старшей группе еще есть такой вопрос: "Мандельштам, Коллонтай, Бабель – кто из них женщина?" Разумеется, эти фамилии все слышат в первый (и, скорее всего, в последний) раз в жизни. Хотя часто попадаются люди с "рыжей ветки" – а там есть улица Коллонтай, но это ничего не решает: про улицу-то они , может, и слышали, но не в состоянии соотнести одно с другим. Поэтому отвечают наугад, и, разумеется, самый популярный ответ: женщина – это Бабель. Эти три фамилии звучат для них как полная абракадабра, хотя читаются внятно, громко и в полной тишине. Все равно в их транскрипции они выглядят так: "Мандель Штамп","Майдельшталь","Манданштан" , а вчера наша картотека пополнилась вариантом "Миммельштой".
           Для средней группы вчера вопрос пришлось адаптировать: "Фалафель, Барто, Пухто – кто из них женщина?" Так вот, ответ Барто (правда, написано было не Барто, а Бурто) был только один. Пятеро написали "Пухто (вариант – "Пахто"), большинство предпочли ответ "Фалафель" (у одной – "Палафель").
           Есть миф, что, мол, "дети" ("детишки" даже, можно сказать) зато хорошо разбираются в новых системах коммуникаций и так далее. Увы, дальше социальных сетей, приложений и игрушек дело не идет, и для многих, очень многих найти в интернете нужную информацию – большая проблема, а иногда и правильно выйти на нужный адрес группы ВК не в состоянии.
           Мы заметили, что на вопрос "Кто изобрел социальную сеть Фейсбук" сами они ответить не могут, нужны варианты ответов. Из вариантов предлагаем Цукерман, Цукерберг, Цукерсон или Цискаридзе? И что вы думаете? Что уж на этот-то вопрос все знают ответ? Как бы не так. Отвечают наугад и как попало(...). А вот наши вчерашние приобретения: наряду с Цукерсонами и Цукерманами вчера у нас появился (в группе 6-7 кл) Сукер сон и Цыцкариджа.
          Авторы этих ответов (и других тоже) не поняли даже смысла самого вопроса. Еще новенькое: столица Белоруссии – Украина, Турция, Киев, Белгород, а Эстонии – Мексика. Чукчи живут в горах, в лесу, в Игле, в холодных странах, где таджики, на востоке, в хатах, на северном полюсе. А один написал, что нет такого народа – "это брет" ( тот самый, который так же ответил на вопрос про иждивенца). И что попадья – "бочка на воде" –
из двух вариантов ответа он сделал один. Советский Союз развалил
Сталин, Путин, Ленин, Брежнев, Гитлер (некоторые пишут "немцы").
Но то, что Великая Отечественная война была с немцами, тоже знают не все. Дату один из них (уч-ся 8 класса, есть 14 лет) указал 1941-1998гг., а другой – 12 лет – с 1710 по 2005 год. Но на этот вопрос чаще всего ответы – правильные.
           Никто не знает, как называется священная книга у мусульман: "В христианстве – Библия, а в мусульманстве?" Прочерки ставить нельзя, поэтому пишут: "мусульмане", "книга", "деньги", карант", "мангольство", "будда", "молитва", "анти библия","история", "свитки","алах" и т.д., а вчера коллекция пополнилась ответом "кармен" (отвечал ученик, перешедший в 8 класс).
           В конце идут вопросы "блиц" – любимая книга, любимый фильм, блюдо и т.д. Среди блюд лидируют суши, пицца, тирамису, а на вопросы про книгу и фильм почти все ответы такие: "нет".

Автор текста – Наталия Романова





Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100