Византийское влияние в русской культуре (иконопись XIV-XV вв.)Григорий Померанц
избранные цитаты из эссе
Нам предстоит освоить благодать свободы, которая сперва спустилась к нам как на крыльях и которую нам теперь предстоит отстоять. Мы должны все пережить и выжить.
Византия отчасти и погибла потому, что она не хотела меняться. Она считала, что так она и доживет до Страшного суда. И вот эту культуру она передала России. Вопрос кажется неразрешимым. Практически русская культура его решала, хотя никогда не могла решить полностью.
Если вглядеться в византийскую неподвижность, то мы увидим в глубине ее жизнь, каноническую и неканоническую. Каноническая жизнь открывается взору в рублевской Троице, во внутреннем токе, связывающем трех ангелов в одно существо.
Любая личность есть такое текучее единство, которое не может быть вполне проанализировано той логикой, которая годится, допустим, для познания физических объектов. Здесь такие термины, как единосущность, равночестность, неслиянность и нераздельность, показывают дорогу мышлению, стремящемуся осознать всякую личность.
Догма – интеллектуальная икона. Ее истинность – поэтическая, символическая – не противоречит истинности других словесных икон. Интеллектуальная икона не констатация факта и не фиксация закона. За ней не предмет и не закон, действующий в пространстве и времени, а целостность, объемлющая пространство и время, и вечность. Совершенно выразить эту целостность человеку не дано. Ему доступно только художественное совершенство образа, символа, за которым – непостижимое, проступающее в душе при созерцании символа. И можно выбрать тот символ, тот образ, который больше говорит душе.
к полному тексту статьи "Византийское влияние в русской культуре (иконопись XIV-XV вв.)"
Поделиться
|