Язык абсурдаГригорий Померанц
избранные цитаты из эссе
Все развитие разума, если проникнуть в его противоречия, оказывается неразрывно связанным с развитием абсурда.
Можно сказать, что и ранний, и поздний, и индийский, и китайский буддизм одинаково стремится привести последователя к непосредственному индивидуальному переживанию необусловленного, целостного.
Дзен-буддизм строится на месте, которое, как правило, лежит вне культурных систем – на «ничьей земле» между фронтами сакрального и профанического. Как правило, эта «ничья земля» топчется только юродивыми. Но дзен ни в коем случае не сводится к юродству (бытующему в пограничных зонах всех религиозных систем). Дзен – сам по себе система, высокоорганизованная система культуры, связанная диахронно (происхождением) и синхронно (взаимодействием) с другими системами.
Примитивная культура не сводится ни к каким записям, ни к каким совершенно застывшим знаковым системам. В ней есть свои неизменные общие места, но целое всегда импровизируется, творится заново.
Формы сознания, достигнув полноты развития, сознают свои границы и необходимость диалога. Диалог начинает пониматься шире, чем раньше, – не только как форма борьбы за истину, но как форма самой истины. В ходе диалога формализованное мышление освобождается от своей аритмичности, а мифо-поэтическое освобождается от мистификаций, становится целостным мышлением, видящим в формализованном свое естественное дополнение. Возникает возможность дополнить логику – ритмикой, силлогизм – контрапунктом идей, восстановить единство логоса (слова, разума и ритма).
к полному тексту статьи "Язык абсурда. Часть 1"
к полному тексту статьи "Язык абсурда. Часть 2"
Поделиться
|