дом леви
парк влюбленных
кафедра зависимологии
поэтический причал
музыкальная аптека
гипнотарий
гостиная
форум
Главная площадь Levi Street левиотека
кабинет бзикиатрии
художественная галерея
академия фортунологии
о левиртуальной улице
рассылочная
смехотарий
почта
о книгах

новости

об улице

Levi Street / Мой Дом / Как я учился не рисовать


Как я учился не рисовать
вдохновение: опыт запечатления

к моей картине, нарисованной девяти лет от роду

spic.jpg (14387 bytes)

 

 

…есть что-то, перелетающее через времена…

До сих пор не могу объяснить себе, как она случилась… Сам не могу поверить, что нарисована девятилетним. Ко дню рождения папы. На даче, в маленькой, заваленной барахлом комнатушке.

Хотелось очень нарисовать что-то именно для него и непременно акварельными красками, купленными перед отъездом. Красками, которыми не рисовал еще никогда.

Мне их подарили, чтобы я, наконец, прекратил малевать на чем попадя чем попало – чернилами, мелом, карандашами, кусочками угля, пальцами на замерзших стеклах, палочками на песке, камешками, грязью, размазней на тарелке… Царапал мебель, перепортил немало книжек, учебников, документов.

Сам себя изрисовывал до безобразия.

Страсть эта в нашей далекой от художеств семье когда наказывалась, когда просто не замечалась, как все детские страсти. Серостенный сталинско-коммунальный фон ее, наверное, обострял.

Каким праздником, каким упоительным счастьем был каждый клочок бумаги, где было можно, каким роскошеством, пиршеством – альбомы, целые Альбомы Для Рисования!..

Я делал из них книжки, полные диковинных приключений и путешествий, сражений, любовей – рисованные многосерийные фильмы…

После завершения каждое произведение непременно требовалось кому-нибудь подарить, и немедленно, ибо все законченное вызывало,по непонятной еще тогда причине, боль и тоску, а спустя какое-то время яростное отвращение.

Уйма картинок была пущена из окон в виде бумажных голубей. В летучих посланиях этих изображались людозвери и зверолюди, я вкладывал в них свое понимание окружающей действительности. Баловался, случалось, и порнографией. Но чаще всего появлялся некий кораблик с парусом или лодочка с человечком…

Эта картина – из тех же недр, но иная.

Папа ее сохранил, вставил в рамку.

Жаль – видно лишь обесцвеченную, сильно уменьшенную репродукцию. Но может быть, и сюда просочится что-то и передаст тот миг…

Вспоминаю…

Сперва попытка изобразить некий пейзажик с речкой. Не вышло. Разозлился, порвал. Вспомнил, что в пять лет еще, расшибив коленку, дал себе клятву не быть девчонкой и никогда не реветь. Судорогу проглотил, глаза устремил в другой, чистый лист. И забылся как-то, почти уснул…

…Вдруг – увидел все сразу – в цвете, во всех деталях, пронзительно, живобытно – и этим стал.

Вдохновение определено Львом Толстым как состояние, когда ясно открывается, что можно сделать.Что можно сделать, и точка. Больше во вдохновении ничего нет. Ясновиденье действия. Что можно сделать: когда это ясно, когда открывается – не остается уже ничего, кроме как делать. Уже невозможно не делать, уже делается.

Помню точно: волнения никакого. Только одно, сквозняковое – что там – не любопытство, нет, действо, деяние пребывания. Что там – кроме того, что обозначилось из белизны бумаги. На Дереве и в скальных расселинах, на камнях и на водных валунах, давно обжитых… На холмистом холодеющем берегу, принимающем сумерки, – и за ним, за водой, знающей свой исток и цель… За листочками, за стебельками. За небом, за светом…

О чем думает мой Отшельник?..(В лодке у него только доска подножная да кусок хлеба в полотняной тряпице…)Что сделал – осталось. Как делал, как рисовал – не помню, потому что не я, а мной рисовалось.

…Остался в памяти только кошмар выхода, возвращения в себя… Я ведь не знал еще, какая это коварная, обманчиво-податливая материя – акварель, женственнейшая из палитр, сколько таит подвохов и издевательств. Я даже кисть не умел как следует обмывать.

Вдруг, когда произошло уже почти все – оставалось только проститься последним мазком с Веслом – с кисти сорвался, как бомба, и плюхнулся в нежно-розовый блик над лодкой кусок грубой грязи – громадный черно-коричневый Клякс – не клякса, известная всем, а Клякс… и пополз жуткими метастазами по воде… Небо стало обваливаться…

Все… Все испортил… Заплакал, взревел в голос, обет нарушив и тем окончательно пробудившись.

Отчаяние.

Слезинка одна попала туда же, в клоачный центр… Показалось или на самом деле?.. Клякс побледнел, будто бы испугавшись… Ага, боишься – значит, тебя может не быть. Промокашки нет, есть где-то вата. Нашел. Ну-ка, ну-ка… Так… Дать подсохнуть. Водички. Еще водички… Еще…

Придирчивый глаз и теперь увидит этот вылизанный кусок – да – вот тут, где приморщено и белесовато…

Вода обняла провал и обнаружила запах мысли, движущийся впереди человека…

 

 

Залив.
А может быть, река.
Не помню… Были облака,
их больше нет.

Горит заря,
но где-то там…
А здесь – не знаю,
откуда свет,

благодаря
какому чуду.

…Вспоминаю:
он светит сам,

да, светит сам, но он обязан
и жемчугу своим экстазом, и изумруду…

Здесь я был
тому назад всего лишь вечность.
Я плыл, я видел оконечность
полувоздушной суши – мыс,
себя теряющий как мысль
и эти скалы: их оскалы
прикрыл покладистый песок,
а где не вышло, как лекала
лишайник лег наискосок
и лбы осеребрил, и тени
подземных солнечных
сплетений…

…И это дерево –
я был им,
боговетвистым,
солнцекрылым,
я плыл сквозь воздух,
я пылал спокойствием.
Мои стрекозы и птицы…
я их целовал,
дарил цветы,
плоды и слезы…

А ветер – ветер веселил
мне волосы, венки сплетая
и расплетая – и спросил,
страницы снов моих листая,
однажды:

– Что такое смерть?
Я отвечал: – Как посмотреть…
Вот небо. Небо убивает.
– Ты шутишь?.. Смерти не бывает.
– Шучу, конечно. А земля
сегодня любит ноту ля.
– О, это пустяки… А можно
тебя погладить осторожно?..
– Как хочешь… Подлети, усни
и ветку к ветке прикосни…

– А что такое сон?
– Работа.
Но у нее другая нота,
другие краски и холсты.
Пройдешь сквозь ближние кусты,
вздохнешь, травинку потревожишь,
волну к губам своим приложишь,
волна уснет, но полный сон
бывает только в унисон…

И ветру снился дальний берег,
где камень камню слепо верит.
Кому светлей, кому темней
не знают камни или знают,
но спят и духов заклинают,
и духи спят среди камней…

 

s66mamai.jpg (5519 bytes)

 

 

 

...В детстве на кончике карандаша я был Всем. Над душой властвовала творческая стихия. Но, пытаясь нарисовать маму, встретился с Невозможным.

Фотографии не передают… Близки к прояснению: одна со мною, другая в шляпке, и еще пара детских, ангелоликих. Красота, сотканная из такой точности, такой тонкой нежности, что переходит уже в иномирие…

Я легко рисовал портреты с натуры и по памяти, даже с закрытыми глазами, чем удивлял и себя.

Все лица давались сразу и узнавались восторженно. Только твое почему-то выходило чужим…

Как я жаждал запечатлеть тебя, как упорствовал!.. Перекусывал карандаши, рвал бумагу, глотал слезы…

Но вдруг однажды затих смиренно. Словно угадав пропасть, которую можно только перелететь…

Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2006
Дизайн: И. Гончаренко

Rambler's Top100