к списку эссе
Мафии и партмафия на перекрестке культур
Статья И. Задорожного поднимает очень важный вопрос о будущем нашей страны, стоящей на перекрестке цивилизаций. Российская империя, расширяясь, захватила не только все восточное славянство (крещенное Византией), но и часть западнохристианского мира и часть мира ислама. В прошлом такие империи рано или поздно распадались, а границы культурных миров восстанавливались. Ближайший пример – распад Османской империи, не удержавшей своих христианских подданных. Однако в нынешнем мире идет новый глобальный процесс интеграции – движение к всемирной коалиции культур, особенно очевидное на Дальнем Востоке, где Япония, а за ней Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг стали лидерами развития в западном смысле слова, ничуть не потеряв ни своего национального, ни общего для них регионального своеобразия не- христианского, немонотеистического, конфуцианско-буддийского мира (по- видимому, первым вступившего с христианским в некую «коалицию коалиций»). А у нас все еще существует Советский Союз, основанный на убеждении, что никакой проблемы культурных миров нет, а есть отсталые феодалы, разлагающиеся буржуи и передовые пролетарии (не имеющие отечества) и что люди разных племен сольются в одном советском народе (почему-то с русским языком). Эту последнюю тезу непобедимого учения выразила неофициальная частушка:
Хорошо, что ваш Гагарин
Не еврей и не татарин,
Не грузин и не узбек,
А советский человек.
Крах веры в светлое будущее все разрушал. Восточные славяне стали
возвращаться к христианству, а тюркские и иранские народы – к исламу. Что из этого получится?
Исходная точка – липовый интернационализм поздней советской системы.
Ленин собрал воедино обломки Российской империи под знаменем коммунистического интернационализма (заменившего веру в единого Бога). В 1917- м, после чудовищной мировой бойни, развязанной националистами, это сработало.
Национализм тогда пах ипритом. Но за 20 лет, прошедших после победы Октября, ужасы национальной резни забылись, померкли, и в 1941 г. за невоплотившийся, бумажный интернационал мало кто хотел сражаться. Пришлось опереться на традиционный русский патриотизм. В конце концов сложилась неудобоваримая смесь идей.
|