дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице

Levi Street / Гостиный Твор / Гости / / Строка дня - nulla dies sine linea (история записей, ноябрь 2010)

 

Строка дня - nulla dies sine linea (история записей, ноябрь 2010)


30 ноября 2010 г.

Объявление

Помните, как булгаковский Бегемот с наглой виноватостью заявил недоумевающим и готовым возмутиться?

«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».

А я сегодня понял, чем всю жизнь занимаюсь. И чем вообще занимается психотерапевт – починяю плинтусы.

И позвольте дальше не объяснять.

Итак, объявление: ПОЧИНЯЮ ПЛИНТУСЫ

А теперь настоящее объявление.

2 декабря, в 18:30 в Российской Государственной Библиотеке, то есть в Ленинке, как обычно, в рамках Ежегодного Фестиваля Здоровья "Без таблеток".

Живьем, глаза в глаза.
Просторный светлый зал.
Вопросы и ответы.
Конкретные советы.
И книги. И куплеты.
И юмор, и сонеты.
И все за три часа.
Крепите паруса!


Связной телефон в Москве:
(495) 964-1354 (круглосуточно).

Сайт организатора встречи BezTabletok.Ru

Можно приходить прямо с плинтусами.

Похожие тексты и ссылки: ФОТОФРАГМЕНТЫ ВСТРЕЧИ В ЛЕНИНСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ, 2008 г. Дружеская беседа и совместное пение с Николаем Николаевичем Дроздовым

Предвижу вопрос: а придет и на этот раз Николай Николаевич? Отвечаю: не знаю точно, но думаю, что придет, и надеюсь. Это уже стало традицией. Он и в прошлом году приходил к открытию. Выходил в самом начале на сцену, говорил разные хорошие и вдохновляющие слова, а потом запевал своим могучим баритоном, да так убедительно, что нам с Максом оставалось только ему подпевать и подыгрывать по мере возможности. А потом уже и начинать свое выступление.

29 ноября 2010 г.

Повторение — мать забвения?
из давнего письма коллеге помладше
…Как я понял, Вас интересует, почему слабеет со временем действие гипнотического внушения, откуда рецидивы у многих, казалось, излеченных пациентов, у одних через месяцы, у других через годы…
Я, в свой черед, уже десятки лет спрашиваю себя, почему подобное происходит и со многими успешными самовнушениями. Одни держатся, продвигаются, растут, расцветают, другие вянут, а третьи...
Сколько уже раз: «мне помог такой-то, помогло и спасло то-то, а теперь перестало действовать, а теперь хуже ¬– помогите, спасите, теперь только вы...» Брался и помогал, и хорошо помогал, а потом узнавал, что и
после меня… Путешествие потребителя в Страну Напрасных Надежд продолжалось, и продолжение следует.
Уже не прыгаю от восторга, когда сообщают: «спасли», «возродили душу», «перевернули сознание» и т. п. – не прыгаю, а с тревогой думаю, что же будет дальше. Все эти взлеты с падениями довольно уже испытаны и на себе...
Разумеется, кучу неприятностей можно списать на счет внешних воздействий: гипноз среды, мерзость жизни, удары судьбы, кармическо-астрологические неблагоприятствия (не шутейно, и здесь что-то есть). Еще кучу – на темноту наших страдальцев, на внушаемость не в ту степь... Еще сотни куч – на собственную некритичность, на недогляды и на глубокие стратегические ошибки, подобные шахматным, когда преимущество в продолжение целой партии вдруг оборачиваются крахом в эндшпиле...
Мне кажется, есть здесь какой-то единый закон, сущностный, сродни принципу маятника, который я усиливался осмыслить с туманной юности, примерял ко всему и вся, в том числе и к гипнозу, ко всем известным мне психотехникам... Этот маятник меня просто гипнотизировал.
Как-то вдруг, после медитации за фортепиано, подбежал к столу и торопливо набросал некий конспектик, вот этот сумбур.
Судьба повторения: четырехфазный цикл
1. Повторы усиливают воздействие до предела возможного. Музыкальный и стиховой ритм, композиционные и ораторские периоды; гипнотизация; нашествие новой моды, успех рекламы и пропаганды; начало любви и начало ненависти; начало выздоровления на курсе лечения, начало наркомании...
2. Повторы держат воздействие, с колебаниями, примерно на одном уровне. Ритм любви, ритм работы, ритм ненависти. Установившееся гипнотическое состояние; условные выздоровления наших больных; установившаяся наркомания ("торчки").
3. Повторы ослабляют воздействие до минимума, наконец, до нуля. (Выход из моды. Бесполезность рекламы, работающей уже против себя. Вместо любви – привычка. Вместо ненависти – презрение, затем равнодушие… Те же слова и интонации, те же лозунги и призывы – неосознаваемый идиотизм пропаганды и достижения отечественной педагогики. Нейтрализация всех внушений. Размывание авторитетов. Подкрадывание рецидивов старых болезней...
4. Повторы действуют наоборот. Крушение кумиров, конец идеалов, конец любви. Переход ненависти в раскаянье и любовь. Рецидив или старая болезнь в новом обличии. Наркоман деградирует, умирает, сходит с ума или, весьма редко, самопроизвольно излечивается. Революция – начало нового цикла.

Повторы с вариациями продлевают фазы 1 и 2, но не устраняют, а могут и ускорять 3 и 4. При любых повторах чего угодно необходимы паузы, перерывы переключения, исцеляющая разлука, рождающая готовность повторную, ностальгическую, возрождающая любовь... Повтор после достаточного перерыва с повышенной вероятностью будет уже не просто повтором, не копией, а вариацией, разработкой, развитием. Не сама ли Природа начинает исподволь вспоминать и искать то, что, казалось, отвергла напрочь и навсегда – как заготовку на будущее? Ритм Природы, ритм Творчества...
На этом оборвалось.
После отлежки перечитал и с прохладцей увидел, что хоть и наворотил целых четыре фазы, не выскочил никуда из пределов матушки-диалектики. А выскочить надо бы как-то, иначе скучно.
Отправляю в надежде, что Вас озарит яснее…

Post Scriptum
Иди вперед, дровосек!
Вот какой коммент получил на текст "Повторение - мать забвения" от коллеги и доброго друга психолога Тани Родионовой. Это ее собственная домашняя запись, сделанная до публикации моего текста. И, как часто у нас с ней бывает, много нечаянных, но не случайных совпадений в мыслях, наблюдениях и даже в формулировках.
Текст - здесь.

28 ноября 2010 г.

Профилактика смерти, или Почему я это пишу

В докомпьютерную эпоху я с отрочества еще вел что-то вроде дневника, ночного, эпизодического… Одна запись от другой могла отстоять и на несколько минут, и на несколько лет. Выплески настроений, случайные наблюдения, события, мысли, вспышки памяти, просто сумбур то ли сознания, то ли подсознания, куски писем, стихи иногда или зачатки прозы, кое-где и рисунки, и нотные наброски мелодий, гуляющих между висками и лбом… Потом, уже врачом работая, сложил накопившееся в большую черную папку, написал на ней жирно «Профилактика смерти» и временами частично извлекал из нее кое-что для своих книг. Изрядную долю отдал герою романа «Сквозняк» Лялину.

А когда в рабочую и личную жизнь вторгся компьютер, дневник его испугался. Как будто почувствовал, что компьютер – это уже не свое личное пространство, а чье-то чужое, заемное – или свое, но с уймой щелей, в которые подглядывают толпы непрошенных Посторонних. Они, может, и добрые люди, и милые – да, в большинстве такие – и все равно: какое-то нарушение личной интимности, даже что-то вроде эксгибиционизма…
Немножко мания преследования, ага. Испугался дневник и спрятался куда-то вовнутрь. Но внутри становилось тесней и тесней. Это как тот мой компьютер (один из), который сам в себя постоянно закачивает обновления и в конце концов приходит к переполнению жестких дисков. Надо куда-то перекачивать, освобождать место для обновлений новых... Куда? В разговорный жанр всего не перекачаешь. В машину, в тот же компьютер. В логосное пространство. Я почти отвык писать от руки. Потерял свои почерки – у меня их было всегда много разных, теперь же какая-то монотонная невыразительная невнятица. Плохо, надо бы снова привыкнуть писать на бумаге, вкладывать себя в живой почерк – это сообщает тексту какую-то неуловимую точность, недоступную клавишам и монитору…
Вот откуда и пошли эти строчки дня и этот ЖЖ. Уже как-то приспособился к компьютерному Постороннему и к многообразной обратной связи, идущей через комментарии, письма, ВОТы и пр. Стараюсь не утерять связь с собой – не всегда получается. Дневник есть пунктирный пульс души, диалог вечного и сиюминутного, потока событий и сует – с его созерцателем, Человеком Внутренним, живущим не только внутри, но и где-то вне тела и мозга.

27 ноября 2010 г.

Зависть как двигатель прогресса
из монолога пациента давних лет, по профессии музыканта
(по старым записям)
Доктор, ну, это же очевидно. Ну, что мы с вами ломимся в открытую дверь! Давайте хоть чуточку поубавим свое лицемерие. Стыдно, конечно, да что же делать-то. Если б зависти не было, кому была бы охота заниматься этим прогрессом, самосовершенствоваться и все такое? Сидели бы да балдели себе, и все. Нет, чего-то всем надо. Все рвутся куда-то. Одна только зависть может побудить человека не наслаждаться жизнью, а прогрессировать. Вот потому-то он такой и уродливый, этот прогресс.
Черная зависть, белая зависть... Да перестаньте, серая она в основном, очень серая. По себе знаю.
Завистник я, ну и что. Ничего, живу. Маленький я такой не был. Сделали. Показали игрушку. А оказалось – чужая она, нельзя. Спрашивается, зачем показали. А позавидовал чтобы. Помучился чтобы немножечко. А я множечко, я такой оказался. И на всю жизнь. Ну и что, зато спрогрессировал, видите?
Одним дано, а другим не очень или совсем не, или с обратным знаком.
У одних получается, у других – ни фига. Одни наглые и красивые, сильные и богатые, милые и обаятельные, а другие – ну, совершенно наоборот. Одни хорошие сволочи, а другие плохие сволочи. И хорошие сволочи жутко завидуют плохим сволочам за то, что они осмеливаются, а мы вот не можем себе позволить.
Вы знаете, я изучил всех завистливых персонажей. Изучил досконально, по историческим фактам, ковырялся в первоисточниках. И вот вам пожалуйста: Сальери жутко измордовали, сделали пугалом, а он, бедняга, и так ведь всю жизнь промучился. Моцарта не отравлял, только один раз помечтал об этом, сам испугался, и все. А в старости с ума съехал и начал бредить, что отравил. На самом-то деле, Моцарт завидовал ему гораздо сильнее и глубже. Завидовал, что Сальери успех имел больший, чем он, богатство и положение, учеников было у него больше. Очень завидовал и признавался в этом открыто.
Шопен был велик дальше некуда, а все равно безумно и жалко завидовал всем, кто выше ростом и побогаче и у кого нос короче. Ура, будем его презирать?
Давайте лучше послушаем музыку.


Та же запись и обсуждение в ЖЖ

24 ноября 2010 г.
Грезы тоталитаризма
Послесловие к ворчалке о тестах
Чуть подробнее о соотношении «здесь и сейчас» и «всегда, постоянно» или «по большей части» в тестовых показателях. Вдумываясь в это, еще и еще раз прихожу к выводу, что тест, по крайней мере, однократно проходимый, САМ ПО СЕБЕ не позволяет с достаточной достоверностью различить в психике величины переменные и постоянные. О некоторых тестах, правда, можно сказать, что они больше ориентированы на «здесь и сейчас» (тест Люшера, отражающий настроение, окраску текущих переживаний). Объемные вопросники больше захватывают свойства относительно постоянные. Но все равно: каждый тест – это психологический фотоснимок того момента жизни человека, в течение которого этот тест проводится. Фотоснимок, не более. Фотоснимки могут быть очень информативны, значительны, диагностичны, а могут быть и маловыразительными, могут сильно искажать реальность, и уж во всяком случае, не могут претендовать на полноту выражения той реальности, которая есть душа.

Самое главное: судьи кто?.. Кто на тестовые снимки глядит, кто их оценивает, кто прочитывает значения?.. Тест как безличный, самодостаточный диагност-автомат – нонсенс, ужас, химера. Но как дополнительный инструмент квалифицированного ЧЕЛОВЕКА, умеющего думать и чувствовать, – сила немалая.
Для психогноста человека психологически зрячего – каждое проявление, каждый миг, каждый волосок жизни есть тест.
Я знавал людей, умевших глубоко прочитать человека в большом его жизненном объеме и по фотографии, и по почерку, и по двум-трем строкам письма, напечатанного на машинке, и по рисунку или даже какой-нибудь закорючке, оставленной на бумаге, и даже, как это ни странно прозвучит, по другому человеку, который этого человека знал или как-то соприкасался. Подобное человекочтение являет собой уже переходную ступень к ясновидению, и такой полуясновидицей была замечательный психолог, психогност от Бога Майя Захаровна Дукаревич, с которой мне посчастливилось несколько лет поработать бок о бок в институте психиатрии, а потом еще долго дружить, когда мы работали уже по разным местам.
Об этом гениальном человеке стоило бы написать отдельную книгу. Она отличалась поразительной, одухотворенной красотой внешнего облика: высокая, с юности поседевшая, с крупными, скульптурно рельефными чертами лица, похожа была на египетскую богиню или древнюю жрицу, и такою оставалась до конца жизни, из которой уходила с полностью прокуренными легкими, в яснейшем сознании и с великолепным мужеством. В институте работала всего лишь в должности «лаборант», поскольку не имела диплома о законченном высшем образовании. Потом ее, правда, перевели на должность младшего научного сотрудника. Но это уже после того, как она снискала признание сотен людей как потрясающий диагност, тончайший психотерапевт и изумительный педагог. Очень многих психологов и психиатров научила тому, как нужно правильно вести беседы с пациентами, и диагностические, и терапевтические, как строить стратегии психотерапевтических отношений, как отличать демонстративное поведение от искреннего, как распознавать подсознательное и как, среди прочего, пользоваться наиболее информативными психологическими тестами в обязательном сочетании с живым общением. Свободно читала на пяти иностранных языках – это к вопросу о том, откуда столь обширные познания. Она просто читала то, что другим было недоступно – и в книгах, и в людях... Говорила слегка замедленно, а думала очень быстро. Многие за глаза звали ее ведьмой. Если и так, то это была добрая ведьма, хотя и беспощадно правдивая. Беспощадность, разумеется, к пациентам не относилась, а вот начальству от нее доставалось не раз – с соответствующей взаимностью. Потому и просидела всю жизнь на убогих харчах, но ее это заботило меньше всего, она была бессребреницей. Последние годы своей жизни посвятила созданному ею благотворительному клубу жизненно-психологической помощи «Свеча», где стар и млад (больше стар) мог получить и душевную поддержку, и житейский совет, и помощь по быту.

Таких, как она, больше не припоминаю (разве что Ванга, но это другое качество), и сейчас, оглядываясь назад, могу смело назвать ее одним из своих профессиональных учителей. Майя (на правах дружбы я звал ее так) могла, действительно, по любой закорючке, чуть ли не по запятой рассказать целую повесть о человеке, которого никогда не видела. Кстати сказать: именно она – автор знаменитого прожективного теста «нарисовать несуществующее животное». Тест этот уже долгие годы входит в инструментарий серьезных психодиагностических обследований, хотя и успел усилиями бессчетных профанаторов и плагиаторов основательно опопсеть.

Слушать, как Майя разматывала почти из ничего, словно свитки, людские характеры и биографии, было захватывающе интересно: она казалась волшебницей, Сивиллой, пророчицей, оно почти так и было... Но самое главное: давая изумительно точные диагнозы и прогнозы, очень часто сбывавшиеся, она никогда не ставила в конце их точки, никогда не считала свое видение полным и окончательным, всегда оставляла хоть маленький, но весьма значительный знак вопроса. Не раз в наших беседах подчеркивала непредсказуемость каждого человека, даже дебила, и принципиальную неполноту психологического знания – неполноту априорно большую, чем в какой-либо другой области человековедения.

В одной из бесед мы, помнится, пытались сопоставить физическую реальность и психологическую и помянули так называемый принцип неопределенности, установленный при исследованиях элементарных частиц. Принцип этот провозглашает как фундаментальную данность то, что поведение элементарной частицы непредсказуемо. Иными словами, даже на этом уровне существует спонтанность, свобода или как это ни назови. Это фундаментальный природный факт. Так почему же, дружно удивились мы, психологи и психиатры так боятся признать этот факт в отношении такой реальности как человек, человеческая душа? Почему и зачем с упорством, достойным лучшего применения, пытаются вогнать предмет своего исследования, именуемый душою, в прокрустово ложе механистической парадигмы, требующей полной измеримости, вычислимости и предсказуемости каждого мгновения существования?.. Не могу ручаться за точность воспоминания, но, кажется, Майя назвала эти потуги «грезами тоталитаризма».

23 ноября 2010 г.

Тест Vs Человек
Человек Vs Тест

Ворчалка о тестах

Психологи с испуга
тестируют друг друга.

Из заметок на псиминаре

«Нет истины, где нет любви» – это пушкинское наблюдение всеохватно.. Холодное, отстраненное, функциональное знание, в котором не дышит любовь, – не есть знание о человеке, а всего лишь мертвая информация. Знание о живом может быть только живым.
Из текста одной из предыдущих рассылок

Когда узнаем мы из теста,
кто из какого сделан теста,
все, что написано про тест,
в нас бурный вызовет протест.

Иван Халявин. Психологицкое

То, что скажу сейчас, может показаться выражением скепсиса и недоверия к той всеми уважаемой процедуре, которую называют психологическим тестированием.
И будет тем более странно, что я сам – автор довольно известного теста на страхи, С-теста, вошедшего в книгу «Приручение страха» и нынче, к вящей моей радости, запускаемого в электронно-интерактивной версии у меня на сайте. И этим тестом ограничиваться не собираюсь, будут еще.
При всем том хочу выразить убеждение, что никакой тест душу человеческую не разгадывает и не определяет. Решительно никакой. Даже такая солидная тестовая махина, как знаменитый MMPI или старичок Роршах, не говоря уж о давно выжившем из ума IQ.
Как?! – возмутятся, – а как же тесты, используемые при подготовке разведчиков, космонавтов, тесты на различные проявления стресса и посттравматического синдрома, детекторы лжи, тесты учебные и так далее? – это все что, по-вашему, ерунда? Не работает?
Нет, отвечаю, не ерунда. Работает. Тесты давно уже стали повседневной реальностью, и многие специалисты и неспециалисты – и психологи, и психиатры, и кадровики, и силовики, и начальники всевозможные, и педагоги, и кандидаты в супруги – давно больше верят тестам, чем человеку, себя включая.
Вот я и хочу сказать, что верить стоит все-таки больше себе. Больше человеку, больше глазам, ушам и душе, его и своей, чем тесту, какому бы то ни было.
Любой тест – всего лишь человеческое отражение, человеческое производное, человеческая частичность.
И у всякого теста есть своя собственная, частично-человеческая психология.

Попса
ворчалка о псевдотестах
Ага, они самые. Популярные. Общеупотребительные. Играющие на нашем извечном и неистощимом интересе к собственной персоне. Серьезная ветвь психобизнеса. Рассчитывать на какую-либо научность и добросовестность не приходится.
Специалист с первого взгляда отличит попсовую поделку от теста нормального, пусть даже и упрощенного. Но массовый потребитель не отличит. Массовый потребитель детски внушаем. Когда дяденька или тетенька предложит ему: «Ответь на эти вопросы или нарисуй картинки и выясни, кто ты, какие у тебя достоинства и недостатки, какие шансы там-то и там-то, что тебя ждет и как тебе надо жить», – потребитель схавает и, получив результат, может либо обрадоваться, либо схватиться за голову, либо…
В любом случае он уже с лапшой на ушах, уже перециклен на себя, уже на крючке и готов хавать дальше. Возможны и психотравмы, и длительный ущерб самооценке или некритическое ее повышение, и далеко идущие последствия от ошибочных жизненных решений. Закона или каких-то правил, ограничивающих выпуск этого зелья, не существует, как и для ограничения преступного произвола негативно-суггестивной рекламы. Перевожу: рекламы, производящей отрицательные внушения. Почти вся медицинская реклама сегодня именно такова.
Сначала вас пугают склерозом, инфарктом, инсультом, импотенцией, раком и прочая, внушают неотвратимость всех этих радостей, а потом предлагают чудодейственный препарат или прибор, и притом со скидкой, если вы позвоните немедленно и закажете единственное спасение.
Популярные тесты предназначены в основном для того, чтобы морочить нам мозги и затуманивать души. Другое дело, конечно, если относиться к ним не всерьез, а лишь как к игре, не лишенной забавности. Вот моя жена недавно прошла один тест, в результате которого оказалась «полным коммунистом». Ура! Записываюсь в капиталисты.

Тестобраз
Ворчалка о тестах как таковых
Что ж, обворчим и тесты серьезные. Припомню еще раз когда-то уже мной приводившийся эпизод с великим русским психиатром, крупнейшим знатоком патологических характеров Петром Борисовичем Ганнушкиным. Кто-то из сотрудников с восторгом рассказал ему об одном из новейших психологических тестов той поры и предложил им воспользоваться. Ганнушкин послушал-послушал, посмотрел-посмотрел, а потом отодвинул тестовый вопросник в сторону и сказал: «Не пойму, зачем смотреть на барометр, когда можно узнать погоду, взглянув в окно».
Сотни раз убеждался и ваш покорный слуга: гораздо достовернее сведения, получаемые от живого взгляда, живой беседы, живого общения, чем от сколь угодно громоздкого теста. Информативны и схождения, и расхождения между той и другой…
Тест дает заранее уготованные, автоматные оценки тех или иных параметров психики (характера, темперамента, личности, разных свойств). Основаны эти оценки на статистических вероятностях: в какой степени такое-то высказывание, такой-то рисунок или такая-то самооценка соответствует большинству других случаев такого-то типа, характера или уклона. Всегда неизбежно в результат входит момент ситуационный – преходящее «здесь и сейчас» тестируемого. Но как «здесь и сейчас» влияет на статистическое соответствие, в какую сторону его искажает – поди знай.
А как уловить самый тонкий компонент – индивидуальность, не статистический тип, а единичную, уникальную, неповторимую индивидуальность? Тест всегда грубо уподобляет человека некоей обезличенной массе ему подобных. А человек этой массе никогда полностью не подобен. Человек всегда от нее отклоняется. Отдельный вопрос – сколько это отклонение весит и что означает. Насколько это Человек Небывалый, Человек Будущий... Никакой тест эдакие материи с достаточной достоверностью ухватить не умеет.
Опять же – внушаемость. Специалисты, больше верящие градуснику, чем окну, оказываются под внушающим воздействием результатов профессионального теста с тем же простодушием, с каким массовый потребитель – под влиянием теста попсового. Загипнотизированный результатами, такой спец с гипнотической убедительностью будет внушать тестируемому его виртуальный тестобраз. Так можно с устатку оказаться и шизофреником, и черт еще знает кем.
Конечно, не все тестируемые по-овечьи внушаемы. Всегда есть определенный процент людей, даже без специальной подготовки мыслящих психологически зрело и точно. Любая тестовая примочка доступна интуитивной психологической оценке, быстрому просекающему анализу – а куда, собственно, она клонит, на что рассчитана, чему может соответствовать, на что провоцирует. И тут же наготове защиты, обходы и встречные маневры. Если мне предлагают согласиться или не согласиться, например, с таким с утверждением: «Всех людей, уличаемых во взятках и воровстве, следует сурово наказывать», и я убежденно скажу «да», а через десяток других утверждений предложат повторно уличенным в том же самом отрубать руку, как это делалось в свое время в одной стране, где и поныне самый низкий в мире уровень воровства и взяточничества… Ну нет уж – пускай я даже, допустим, с этим в душе озверело согласен, но «да» не скажу – чувствую, на что меня провоцируют. Еще немножко – и я авторитарная личность, еще чуть-чуть – параноик или садист. Зачем, лучше я нарисую себя терпимым и благородным. Впрочем, с одним или двумя суровыми высказываниями соглашусь, иначе сочтут, что я слишком женственен…
Отвечая на тесты, человек не лишенный рефлексии и воображения, будет стараться строить из ответов желаемый для себя образ в глазах тестирующего. Правда, некоторые тесты (тот же MMPI), стараются уловить и такое старание, но я не знаю еще ни одного теста, который мог бы перехитрить человека, понимающего и чувствующего, как производить нужные впечатления.

…Вот, а теперь и новость. На сайте моем и вправду уже выложен С-тест – электронная версия теста на разного рода страхи. С полным учетом всего вышесказанного – при желании можно узнать общую степень влияния страха на вашу жизнь и различные его зоны действия – чего и насколько боитесь или опасаетесь, по поводу чего склонны тревожиться… И главное, позитивное – в чем уверены и в чем МОЖЕТЕ быть уверены. Навигатор самоработы – ознакомительно-подготовительная ступень Университета Уверенности. (http://www.levi.ru/projects/projects.php?category=bipsi)

Текущая работа со страХдущими – в ближайшем выпуске (№162) моей рассылки «Конкретная психология»

19 ноября 2010 г.

(В порядке бреда)
Размышление о Пситуалете

– Вы говорите, что общественные туалеты – лицо нации. А по-моему, это ее задница.
– Ну, так и заднице не мешает быть чистой, вы не согласны?
Из диалогов в кулуарах Всемирного социально-психологического симпозиума.

Рад был узнать (по «Эхо Москвы»), что уже девятый год празднуется Всемирный День Туалета, счастливо и многозначительно совпадающий с Международным Днем Мужчин, и сегодня, 19 ноября, таковой праздник как раз и настал. Само собою понятно, что врач-психотерапевт мимо такого праздника пройти ну никак не имеет права, да и не может при всем желании, поскольку и в этот день ему приходится посещать вышеуказанное заведение не только на правах профессиональных, но и по нуждам простого смертного. Так что и вашему покорному слуге по поводу сего события есть кое-что сказать.

Со времени, как в обиход вошел интернет, интернет-форумы, чаты, блоги с комментариями и т.п., не покидало меня ощущение, что и в доинтернетную эпоху наблюдалось нечто подобное. С некоего периода ощущение вызрело в образ- воспоминание – общественный туалет. («В интернет я захожу только по нужде» – Ив. Халявин). По сути все то же самое: информационно-связующая среда с позывными по интересам и жанрам, среда полемическая и психоразрядочная, с неограниченной возможностью эмоциональных выплесков самого разного направления и накала («дристалище», термин Ив. Халявина), среда юмора и стихийной массовой аутопсихотерапии, отстойник полнейшей изнаночно-животной разнузданности, запредельной пошлятины, конкретная дерьмократия…

Ну так вот, бизнес-идея. Туалет психотерапевтический. Или скажем определеннее – «Туалет-психотерапевт». Более ограниченный вариант: психотерапевт-унитаз. Это не поэтическая метафора, уж слишком прозрачная. («Я – унитаз. О, если б знали вы, как это больно… Остановитесь же, довольно!» – моя когдатошняя пародия на стилистику одного знаменитого советского поэта). Речь идет о действительной психотерапии, которую может получать каждый, посещая сие заведение и у себя дома, и в любом другом месте, где заботятся о повышении гигиенической, эстетической и психологической культуры своих сограждан. Уже на входе, с наружной стороны двери, может быть помещено в приятном художественном оформлении несколько могучих внушений, которые будут не только способствовать тому, чему за дверьми быть должно, не только воодушевлять на предстоящее (желательно без излишней конкретизации), но и внедрять состояния более возвышенного уровня, как то: любовь к ближнему, любовь к человечеству, приверженность патриотизму и гражданскому долгу, сознание экологической ответственности, правила противопожарной и противотеррористической безопасности. («Видеонаблюдение в туалете ведется в целях вашей безопасности» – видел такое сам в супермаркете, вскоре после очередного теракта в метро, и очень ободрился).

Ну, а уж там, за дверью...

Трудно сдержать полет психотерапевтической фантазии. В течение священных минут, а то и часов, проводимых каждым в комнатке уединения, как будто специально предназначенной для мыслей о вечном, для общения с собой, с высшими и низшими силами в их теснейшем переплетении, а теперь уже и с целым человечеством – посредством мобильных телефонов, нетбуков и пр., – во время этого, не побоюсь повторить, священнодействия, может получить облегчение, исцеление и просветление не только тело, но и душа. Представляете?.. Достаточно лишь соединить элементарным техническим подключением кнопку спуска воды с электронным устройством, включающим какое-то ободрительное утверждение, похвалу, комплимент, афоризм великого человека, приветственное междометие или короткую вдохновляющую музыкальную фразу – и человек выходит обратно в мир уже в другом состоянии, уже хоть на капельку, но в повышенном настроении. И пойдет – уже не шучу – на убыль статистика суицидов… Уверен, скоро такие устройства будут продаваться в широком ассортименте. Воплотители идеи, попрошу не забыть, кто ее автор!..

А сколько всего полезного, умиротворяющего, развивающего и возвышающего, сколько драгоценного для души и ума можно умещать на рулон туалетной бумаги! – на этот разворачивающийся, словно древний папирус, свиток… Идею такую некоторое время назад уже предложили японцы, но я что-то не замечал, чтобы она нашла международное признание, а у нас этим пока даже и не пахнет. Боюсь, кстати, что после появления этих строк идею перехватят люди истинно деловые, и туалетная бумага превратится в нескончаемые рулоны рекламных объявлений, что может усилить всемирный психологический кризис, и так-то не слабый, и резко ухудшить массовое здоровье, как душевное, так и телесное.

Спросите – почему? Отвечаю. Есть четыре священных момента в жизнедеятельности всякого существа, – четыре момента, когда, чтобы продлить дни свои в наивозможном благоденствии, оно должно получать исключительно положительную информационно-чувственную подпитку: еда, сон, любовное действо и отправление вышеупомянутых нужд. Имеется в виду не только непосредственно время действа, но и некоторые промежутки и до, и после… Туалет – место, где тело и душа взаимодействуют самым интимным образом. Зная по врачебному опыту, сколько тяжких страданий людей всех возрастов и положений сопряжено с туалетными надобностями, с уверенностью утверждаю: всякая информация, поступающая к человеку хоть в какой-то связи со справляемой им телесной нуждой, должна быть только искренней, только благожелательной, только повышающей настроение. Щадящей и поощряющей наше Внутреннее Дитя, очень личной... Чуткие душевные приборы, работающие на внесознательном уровне, моментально улавливают малейшую фальшь, корысть и манипулятивность и резонируют на этот спам отрицательно. Посторонним вход воспрещен! Только юмору дозволено беспрепятственно присутствовать при этих священнодействиях, но и то в прописях сугубо индивидуальных, в точных дозировках и в кондиционированных упаковках, так что с анекдотами прошу поосторожнее.

17 ноября 2010 г.

Каждому политику по псиНоаналитику
Любая собака подтвердит: стоит только начать гавкать, как получишь обратную связь в виде другого гава. Если не извне, паче чаяния, так изнутри самого себя, что дает основания продолжать гавкать.
Гавкающие зеркала предыдущей записи привели на память давний случай, когда такой вот ответный гав вывел меня из тяжелого, рискованного положения и, быть может, спас жизнь. Без малого 18 лет было мне. Отправился после размолвки с девушкой в одинокое дальнее путешествие и заблудился к ночи с тяжелой поклажей в горах, где шастал медведь-людоед (как узнал, уже найдя ночлег). Тьма сгустилась, а я один в незнакомом ущелье, куда выбираться – не ведаю. Вдруг слышу в отдалении, очень большом отдалении – слышу или показалось? – собачий лай. Коротенький, сразу смолкнувший. И опять – тишина и тьма… Что-то подсказало (или кто-то?..) – «А ну-ка, залай и ты». Набрал в легкие воздуха поболее – и залаял, что было силы и умения… И… Ура! – не показалось! – собака вдали ответила лаем погромче. А я – ей. И пошел, почапал в направлении звука, подавая лайные позывные и получая ответные. Лай повел выше в гору, придал сил карабкаться сквозь густые заросли и темноту. И вот, наконец, показался мерцающий огонек костра – горная землянка пастуха с пастушонком. Расскажу об этой ночевке попозже отдельно, она того стоит.
Пока же – вот тебе на – с собачьей тематикой, уже в ином повороте, пожаловал небезызвестный заслуженный пациент, стихиатр всея Руси Халявин Иван Афанасьевич.
Добро пожаловать в Салон Глажки Шнурков, запись от 17 ноября 2010 г.
А мы пока что еще немножко погавкаем.

16 ноября 2010 г.

Гавкающие зеркала
На сегодня у Льва Николаевича вот такой диптих

Лишь чужими глазами можно видеть свои недостатки.
Китайская пословица

Каждый человек имеет в другом зеркало, в котором он может ясно разглядеть свои собственные пороки, недостатки и всякого рода дурные стороны. Однако он большею частью поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.
Шопенгауэр

Самоочевидному трюизму китайцев сразу хочется возразить: нет, не только чужими. Своими глазами тоже можно в себе разглядеть всякие бяки, особенно те, которые чужим глазам не видны. Один человек мне писал:
Все считают меня чуть ли не идеальным, для всех я примерный, а я-то знаю, какая я сволочь. Я притворяюсь, что ко всем хорошо отношусь, всем улыбаюсь, а на самом деле ко всем безразличен, некоторых и ненавижу. Никто и не подозревает, насколько я не уверен в себе и труслив, да к тому же долгие годы занимаюсь онанизмом.
На это, правда, можно в свой черед возразить, что сами понятия «недостатки и достоинства», представления о хорошем и дурном внедряются в нас из мира других, из чужих глаз, а не своих. Что самооценка наша строится из усвоенных оценок других людей, и само слово «недостаток» – лишь метка на шкале нашей оценочной зависимости.
Самооценка – это другой внутри нас, наделенный судейскими полномочиями. Иной раз ста грамм водки достаточно, чтобы этот непрошеный судья, получив пинок под зад, скинул свою мантию и пустился в пляс или просто отправился ко всем чертям. И многим не хватает и жизни, чтобы установить в себе настоящую, собственноличную выборность этих судей.

А что насчет Шопенгауэра?.. В комплекте с Фридрихом Ницше они составляют парочку философов-психотерапевтов для подростков и юношей. Оба великолепные литераторы и изящные стилисты. Оба достаточно попсовые, чтобы поддерживать свою популярность долгие десятилетия после ухода в мир иной. Оба страшно несчастные в личной жизни, до ужаса одинокие и больные люди. Каждый по-своему – проницательный интуитивный психолог, но лишь в своем узком диапазоне, в своем ракурсе рассмотрения людей и человеческих взаимоотношений. Оба – маскосрыватели, разоблачители подноготных, агрессивные враги лицемерия. Как злорадостно для незрелого ума, пытающегося освободиться от кандалов наивности, узнавать от этих великих и признанных, что люди совсем не таковы, какими себя выставляют и какими мнят. «Вот-вот, я давно это чувствовал, а они говорят это так ясно и смело». Откровение такое может касаться и собственных родителей, и учителей, и правительства... Но редко касается себя самого.
Было время, и мы с юными приятелями увлекались этими языкастыми немцами. В советские времена они были откровением на грани идеологического криминала и даже за гранью.

Насчет зеркала и собаки – хлестко и остроумно, убойный образ. Забыто только, что зеркало-то нередко бывает кривым или наоборотным, и вот именно такие зеркала гавкают громче всех.

14 ноября 2010 г.

Гений вне измерений
алаверды к предыдущей записи
С восьмого класса школы я увлекся импровизациями на фоно в разных стилях, в том числе джазовом – тут ведь сам Аполлон велел, импровизация – душа джаза. В десятом собрал небольшой ансамбль, играли по школам, выступили однажды на утреннике в кинотеатре «Колизей» (теперь там театр «Современник»). В те годы и первые студенческие никак не удавалось найти компромисс между двумя страстями: фоно и боксом – не совмещалось: и там, и там активно действуют руки, но чересчур по-разному… Ладно, сейчас не о том.

Можете ли себе представить великого пианиста, мирового виртуоза, которого вносят на сцену на руках и как младенца сажают на сидение перед роялем, поскольку сам он туда взобраться не может? – не хватает росточка. Экономный менеджер, чтобы не платить вдвое за номер, проносил его в гостиницу в небольшом чемоданчике.
Этот крошечный человечек был гением джазового пианизма. Чтобы достать до педалей, ему приходилось использовать специально сконструированные приспособления, что-то среднее между ходулями и протезами. Руки у него были, хотя и очень маленькие, но все же достаточной длины, чтобы охватывать бОльшую часть клавиатуры, и пальцев хватало, чтобы при большой растяжке дотянуть почти до октавы. Впрочем, даже если бы руки были и вполовину меньше, он, уверен, играл бы не хуже, ибо в фортепианном искусстве, как и в иных прочих, то, чего не достичь размером, можно достичь – и с лихвой – подвижностью, скоростью, точностью, изобретательностью. Дарованием, интеллектом и волей.
Духом.
Мишель Петруччиани, итальянец из Франции, верней, француз из итальянцев, родился в 1962 г., умер в 1999. Родился с тяжелой генетической болезнью, нарушающей рост костей и позвоночника, развитие легких и других органов. Инвалид, скрюченный уродец на вид, он еще ребенком решил посвятить себя музыке (отец и брат – гитаристы), и в 13 лет дал свой первый профессиональный концерт. За короткую жизнь (ушел в 36 лет) успел покорить не только любителей и знатоков джаза, но и весь музыкальный мир изумительной мощью, глубиной, изысканностью и оригинальностью исполнительского стиля. Трижды женился. Родил двух сыновей (одного – с той же врожденной болезнью).

Бог мой, как он играл… Помню, прихожу однажды домой мертвецки усталый, с мечтой завалиться и отрубиться. Включаю нечаянно телевизор – и… По каналу «Культура» – запись концерта Мишеля Петруччиани. Усталости как не бывало. Фортепианный колдун творил на рояле каскады чудес. На Петруччиани можно было смотреть, можно было не смотреть – звуковое волшебство выводило его вместе со слушателями в безмерность, в сверхчувственное измерение, делало его – и слушателя с ним вместе – гигантом, красавцем, королем, властелином вселенной – воистину так!..

Французы дали ему орден Почетного легиона. А я дал бы бриллиантовую – или уж не знаю какую – звезду Героя Собственной Жизни. По-моему, это и есть высшее звание на нашей земле.

PS. Вот какая общая заслуга у этих героев. Достигая каждый чего-то своего – в иных случаях хотя бы просто выживания, просто дыхания или живого взгляда – каждый из них пробуждает в нас, остальных – человеков: помогает вспомнить, кто мы, почему и зачем… На видеороликах Ника Вуйчича это видится с особенной ясностью в глазах тех, кто на него смотрит. Ответная волна понимания, благодарности, гордости, волна боли и счастья, волна света. «Человечество живо одною круговою порукой добра!»

13 ноября 2010 г.

«No arms, no legs, no worries»
(«Нет рук, нет ног, нет тревог»)

Кто в своем преходящем, в своем имени и своей телесности не видит себя, тот знает истину жизни.
Буддийская мудрость
(из книги «Мысли мудрых людей на каждый день» Льва Толстого, к 12 ноября)

Удивительно, с каким постоянством послания Духа идут через людей, обделенных какими-то физическими возможностями в пользу духовных. Духовных не в смысле спиритуалистическом или религиозном, хотя и это сюда входит, а в смысле мобилизации всех тех сил, которые пребывают уровнем выше, чем физические или физиологические. Я близко знал и знаю нескольких таких великих людей. Один из них – физик, мастер и прекрасный артист Владимир Федоров, которого зовут еще Володя-Черномор по одной из ярчайших ролей, сыгранных им в кино. Я бывал у него дома, странно сказать, по вопросам ремонта электронной техники. Он этим тогда занимался и просто любительски, и отчасти подрабатывал. Не буду обозначать его рост, из названной роли явствует. Скажу только, что при такой комплекции он запросто поднимал телевизоры и магнитофоны тогдашней конструкции, которые и я-то, казалось бы, не слабый мужик, с трудом отрывал от пола, а он поднимал над головой и ставил на рабочие столы своей мастерской.
Человек этот женился на женщинах высокого роста, они его любили и ревновали. Родил высокого сына, которого я видел. В общем, жил и живет во всех отношениях полноценной жизнью и даже гораздо более насыщенной, чем у большинства иных прочих. Остроумен, широкие интересы, и до сих пор, хотя уже в возрасте, активен во всех отношениях.

Александр Васильевич Суворов, полный тезка великого полководца (такие совпадения не бывают случайными), доктор психологических наук, слепоглухой. Великий человек, с которым я имел счастье говорить через прикосновения в институте психологии, где мы оба тогда работали. Больше слов о нем говорить не буду, предлагаю просто почитать.

Об авторе «Белого на черном» я уже писал не раз. Лично с ним, к сожалению, не знаком. Но когда книгу прочитал, было полное ощущение, что познакомился очень близко. И могу порекомендовать в друзья всем своим друзьям.

С творчеством двух прекрасных женщин того же круга и уровня вы можете познакомиться в нашем Гостином Творе.

А не далее как сегодня один мой добрый читатель прислал ссылку на U-Tube, где можно увидеть человека, лишенного от рождения рук и ног. Это Ник Вуйчич. Совершеннейший феномен как физического развития, так и духовного. В нескольких видероликах он рассказывает о себе сам. Рассказывает по-английски. Но даже не понимая ни слова в звучащей речи, можно понять все главное по его лицу, движениям, по людям, которые с ним общаются. Ник успел побывать в 24 странах и рассказать о своей жизни и полученных откровениях более чем трем миллионам людей.
Это стоит увидеть всем и каждому. Лучшая психотерапия для любого из нас.

12 ноября 2010 г.

«Светел сердце пронзающий луч...»
о Валерии Рыбакове и его поэзии

Радость, счастье – принимать творческого гостя такой высоты... И честь немалая – осуществить первую его публикацию в интернете.
С Валерием Алексеевичем Рыбаковым я познакомился еще в годы моего первоавторства в журнале «Семья и школа», где он редакторствовал. Крестный отец «Нестандартного ребенка» (принимал первый, журнальный вариант), он и ныне там, в моей литературно-психологической alma mater. И все такой же: и внешне (ну разве чуток седины прибавилось в уютных усах), и внутренне.
А какой он внутренне – об этом лучше всего говорят его стихи и те удивительно емкие и сказанным, и недоговоренным краткие строки, которые их сопровождают. В том, как он пишет (почти НЕ) о себе и о других, сквозит интеллигентность чеховской выделки, которую ощущаешь и при общении с ним. Легкий и глубокий, ироничный без агрессивности, открытый без откровенничанья...
Однажды мне довелось побывать у него дома. Дом такой же, как он сам: нисколько не показушное, в высшей степени человечное жилище, где все камертонально точно по соответствию внутреннего и внешнего. Все доброе, светлое и безжалостно понимающее.
Валерий Алексеевич в ту пору уже несколько лет жил один, на столе – портрет ушедшей Любимой... Угощал меня чаем и вареньями собственного производства. Беседовали о том – о сем, а вот о стихах ни слова, даже и не признался, что пишет. Прикидывался просто редактором. А на самом-то деле...
Узнал я об этом совсем недавно, когда Валерий Алексеевич нежданно-негаданно появился на презентации одной из моих книжек и подарил две своих. Одну из них – «За треть века. Стихи 1964 – 1999 годов» – вы сможете сейчас здесь прочесть. Готовится к выкладке и вторая – «Смеркается...»

Не буду много говорить об этих стихах. Скажу только, что по моему ощущению они чудесны, сильны, а некоторые гениальны. Я был совершенно потрясен, едва начав их читать. Трудно было оторваться. Помимо огромной художественной силы, мощи метафор и удивительной свободы языка, в поэзии Валерия Алексеевича явлена огромная культурная жила, нить эстетической и духовной преемственности, идущая еще из серебряного века и поразительным образом прошедшая сквозь огни, воды и медные трубы духоуничтожительной советской машины. То, что в стихах этих так много боли и скорби, нисколько не угнетает, не подавляет, не гасит дух, не внушает пессимизм – наоборот, прибавляет душевных сил, придает воли – жить. Так работает настоящая высокая поэзия. Кладезь сокровищ. Низкий поклон, великая благодарность вам, Валерий Алексеевич Рыбаков. Слово – вам.

9 ноября 2010 г.

ПСИПРАКТИКА
Внутренняя свобода в действии: ТОП-разгиб

Творческие отношения со своим телом – мой давний конек, еду на нем почитай уж который десяток лет. Везет, выручает, здоровьишка прибавляет и открывает много нового и интересного. И не только мне.
Вот одно из личных изобретений, не успевшее войти в «Ближе к телу». Отличный способ быстро внутренне освободиться – уравновеситься эмоционально, подтонизироваться, подтянуть настроение и прояснить мысли. В любом месте, в любом положении, и на ходу, и в постели, и за столом.
Назвал этот прием «ТОП-разгибом». ТОП – это сокращение от Тонопластика, а если по-английски – некая вершина, высшая точка. За несколько мгновений можно произвести разгибание всего организма, и психики тоже. Разогнуть в себе все – воспользовавшись тем, что однотипные команды организм склонен обобщать, переносить с одних мышечных групп и систем на другие, автоматически.
Для начала, для пробы разогнем до отказа только все пальцы обеих рук, растопырив их как только возможно… Подержим так секунд десять, потом отпустим свободно… Почувствовали?.. Уже от одного этого пальцевого разгиба – особенно в первые секунд десять после отпускания – можно ощутить прибавку внутренней свободы: двигаться, дышать, думать становится легче…
Теперь сделаем то же самое одновременно с пальцами и обеих рук, и обеих ног, причем кисти рук еще и выгнем наружу под прямым углом к предплечью или близким к тому. В локтях руки тоже полностью разогнуть! И ноги в коленях вполне разгибаем, вытягиваем… Можно делать это и стоя, и сидя, а еще лучше лежа… Ага – тоже подержимся в таком разгибе семь-десять секунд и свободно отпустимся… Результат: еще больше свободы внутри, еще легче, еще спокойнее и яснее, еще приятнее...
Ну, а теперь делаем полный ТОП-разгиб. Лучше лежа, но можно и стоя, и сидя, только чтобы ноги можно было полностью вытянуть. Сначала рассказываю по деталям. Разгибаем, как выше сказано, пальцы рук, кисти, руки в локтях, ноги в коленях, пальцы ног… А ступни ног, как и руки, ставим под прямой угол к голеням, с некоторым натягом… Разгибаем и шею: голова идет немного назад… Разжимаем свободно челюсти – глубокий вдох. Задержали дыхание…
Все, что я только что сказал, делается одновременно: полный, тотальный разгиб с глубоким вдохом и задержкой на вдохе. Пока длится эта задержка, все, что смогли разогнуть, остается разогнутым…
Все! – свободно выдыхаем и отпускаемся.
Еще два-три раза то же самое – и довольно.
Понравилось? Можно ввести в привычку.
Пришло мне все это в голову и тело в результате наблюдения за собаками. Если подходишь к знакомой или незнакомой собаке, которая чем-то озабочена или еще не знает, как к тебе относиться, то очень часто знаком ее расположения к тебе оказывается потягивание. Пес ставит вытянутые передние лапы вперед и, опираясь на них, вытягивает все тело. И спина разгибается, и хвост, и шея выгибается и вытягивается... Позо-движение выражает и успокоение, и довольство, и радость встречи, и приятное ожидание. Возникает аура благополучия и удовлетворения, даже если никакого положительного подкрепления за этим не следует. Из подражаний таким вот весьма содержательным собачьим и несколько иным, но аналогичным кошачьим движениям и возник мой ТОП-разгиб. Дарю всем желающим.

8 ноября 2010 г.

Еще о Полновременьи

Тот, кто здесь и сейчас
пребывать отважится,
тому там и потом
мало не покажется.

Иван Халявин.
Надпись на бутылке «Путинки»

Если мой шестилеток Данька играет или смотрит мультик, попробуй вытащи его гулять. Если гуляет – попробуй затащить обратно домой. Приходится применять немалую энергию убеждения, – не орать, нет, не наказывать, но разнообразить интонации, входить иногда в игровые роли… Мальчишка разумный, не капризун, не упрямец, с хорошей переключаемостью. Ситуации оценивает адекватно и в самый последний миг всегда делает, что требуется, перейдет к Надо, – НО! – вот именно в самый последний миг, а до того старается выжать из Здесь-и-Сейчас все возможное, не отдать ни волоска лишнего из своего Хочу.
           Обычный ребенок, почти все дети такие. И я был таким – и… и остался, ага. Где-то неподалеку...
           С чем сравнить этот неизбежный для каждого переход от жизни преимущественно «здесь и сейчас» к жизни со сдвигом в «там и тогда», жизни откладываемой, жизни-подготовке, жизни-для-другой-жизни?..
           С переходом из воды к сухопутности? Из рептильности к млекопитанию? Из гусеницы – через куколку – в бабочку? От обезьяноподобности к человекоподобию?.. Или – если во вселенский масштаб заглянуть – от существа человеческого к существу божественному?..
           Переход долгий, трудный, болезненный, со многими жертвами, с откатами вспять и в сущности не завершимый.
           Переход из детства во взрослость. Переход от Хочу к Надо.
А что есть Надо, шо цэ таке, уот из дис, кес ке се, вас ист дас?..
           Все то же Хочу, только отложенное или вынесенное в некое пространство – как философы выражаются, трансцендированное.
Все Надо относятся к «там и потом», а «здесь и сейчас» стремится занять Хочу – жадное, ненасытное, хитрое и упрямое.
           Уже с ясельного возраста мы вынуждены все больше и больше заполнять наши «здесь и сейчас» всяческими Надо. К школьному возрасту им плотно заполнены уже почти целые сутки. Наши Хочу этому сопротивляются – у одних упорно и энергично, у других недолго и вяло… Но, раньше или позднее, у большинства программа «там и потом» становится основной: как сказал тишайший из русских царей, «делу время, потехе час».
           Односторонность этой установки часто принимает формы неврозов. У взрослых нередко выливается в ангедонию – невозможность испытывать наслаждение от настоящего, когда, казалось бы, все условия для этого есть. Наполняет напрасными тревогами за будущее, иной раз до патологии, до навязчивостей, до полной бессмыслицы.
           Вот как примерно звучала бы правота ребенка, воюющего за свое детское «здесь и сейчас», если бы ребенок умел ее выразить более или менее взросло:
«Эй, вы, детки, считающие себя взрослыми! – откуда вы знаете, что будет там и потом?.. Да может, его и вообще не будет. Зачем отнимаете мое «здесь и сейчас»? (Например, не даете поиграть). Зачем лишаете меня моей сегодняшней жизни ради какой-то призрачной и мифической? Зачем и себя радостей лишаете?.. Вот вы давно уже выросли, уже прожили большую часть отпущенного вам срока – и к чему же хорошему пришли? Ваши родители тоже лишали вас в детстве вашего настоящего – что же у вас есть теперь? Как были рабами, волами запряженными, так и остались, если не хуже. А я этого не хочу. Не хочу быть рабом вашего будущего, которого никогда не будет...»
           На издержках войны Надо с Хочу кормится наш брат психолог. А ну, ребята, вернемся-ка к нашим любимым Хочу, погрузимся опять в «здесь и сейчас», перегнем палку в обратную сторону!..
           Но что же хорошего видим мы в великовозрастных сапиенсах, живущих по принципу «здесь и сейчас»? Бессовестные гедонисты, алкоголики, наркоманы. Безответственные бездельники, воры, мошенники или просто жлобы, хамы и циники. Без особых тревог и сдвигов, не вдаваясь в далекие «там и потом», эта публика пребывает «тут».
           Да, неизменно кажется, что если тебе хорошо в данную секунду, то этим уже и достигнута цель жизни, осуществлен ее смысл. Такое ощущение с наибольшею остротой является при наркотическом кайфе: вот же оно! – все мое при мне, к этому стремилось все мое существо, в этом вся полнота жизни, и больше ничего не надо – Я УЖЕ В ВЕЧНОСТИ…
           Но недолгое время проходит, и естество наше безжалостно вышибает нас из псевдовечности в пустоту, в ломку, в кошмар. Как только кайф отрывается от непосредственных целей родовой жизни, так становится гибельным, для себя и/или для других..
           Не стоит ни в коем случае путать одноклеточных гедонистов с теми редкими просветленными, которые под «здесь и сейчас» практически разумеют Полновременье. Эти люди в каждое мгновение умещают максимальную жизненную полноту. Александр Мень был своим человеком в Прошлом, смотрел далеко в Будущее и жил полной жизнью в Настоящем. Веселый, жизнелюбивый, он мог участвовать во многих удовольствиях, но во всех умел себя ограничивать.
           Чтобы понять суть Полновременья, достаточно обратиться к образу Будды. Разве можно сказать, что он был чужд заботы о будущем или игнорировал прошлое? Преисполненный сострадания ко всему живущему, Будда соединял в себе все времена и пространства, был всем для всех и всего.
           Человечество только-только занесло ногу на первую подготовительную ступень Полновременья. Дело всей человеческой жизни – научиться жить везде и всегда, а практически – обрести бессмертие.

6 ноября 2010 г.

С чего начинается психотерапия
из интервью для «Психологической газеты»


Корр. – Владимир Львович, хочется спросить Вас о психологическом контакте врача-психотерапевта и того, кто приходит к нему со своей бедой – из чего контакт складывается, как формируется?

ВЛ – Театральные режиссеры давно заметили: театр начинается с вешалки. Вариации: с вывески, с входной двери, с гардероба… Театр психотерапевтический (а психотерапия, воленс-ноленс, тоже театр, как и сама жизнь) точно так же начинается до начала спектакля. Роль вешалки может играть сам психотерапевт – его вид, его взгляд, его поза, его пантомимика, его запах, его психобиополе, его аура… Сработать может и книга или статья психотерапевта, ранее прочитанная Обратившимся, как бывает нередко в моем случае, и репутационная рекомендация какого-нибудь знакомого, особенно того, кому этот психотерапевт уже успешно помог – вы понимаете, речь идет о настрое ожиданий, о расположении, о кредите доверия и подогреве внушаемости.
Ну, а дальше, когда беседа уже пошла или вы уже расположились для нее визави – тут уж дело навыка и импровизации, дело личного контактного стиля и – главное! – внутреннего содержания и духовного уровня данного конкретного психотерапевта. И дело Обратившегося: как на все это среагировать: принять или не принять, раскрыться или закрыться, довериться или не довериться… Тысячи вариаций, не описать и не предусмотреть.

Как устанавливаете контакт Вы сами? Бывают ли у Вас на приеме «трудные» люди, требующие особого подхода к себе и что Вам помогает в работе с ними?

Трудные – все, легких нет, не бывает. Труден каждый по-своему, ибо глубина человеческая – не дважды два четыре и даже не е = mc квадрат.
Случается, приходит человек словно бы замороженный, зажатый молчун, от которого трудно добиться двух-трех связных фраз. Или некто, очень формальный в общении, почти демонстративно закрытый. Немного терпения, несколько нестандартных спонтанных ходов – и такие люди могут вдруг начать раскрываться и – очень часто – обнаруживают беззащитную искренность и беспомощную наивность…
Это все случаи закрытости внешней, и они не самые сложные. Вот как раз те, с кем на поверхности общаться легко, с кем чувствуешь себя наиболее свободно, непринужденно, приятно – так называемые синтонные люди – наиболее закрыты внутренне, как для собеседника, так и для самих себя. Искуснейшие психологические айкидоисты, они непринужденно присоединяются к вашей волне, следуя за малейшими ее изгибами, и вам кажется, что у вас полнейшее взаимопонимание и согласие, изумительное совпадение взглядов и настроения… В глубину, в сущность таких людей проникнуть всего труднее.
У меня нет никаких контактных шаблонов, никаких специальных приемов расположения к доверительности или произведения некоего впечатления. Открытость, внимание, благожелательность, исключение нарочитых внешних эффектов и какой бы то ни было оценочности, как в отношении Обратившегося, так и себя самого… Вот, пожалуй, и все главные предустановки. Ну и, конечно, успеть помолиться безмолвно, помедитировать, выйти на Связь – секунд хотя бы за семь перед встречей… Проверено несчитанное число раз – помогает.



Смотреть предыдущие записи




Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100