 |
Психологическая культура Форумы левиртуального общения
|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Anna_Ra
Зарегистрирован: 23.01.2012 Сообщения: 1188 Откуда: Москва
|
Добавлено: 01.05.2016 20:52 Заголовок сообщения: |
|
|
Раз ты не читал, я не могу тебя спросить о впечатлении.  |
|
Вернуться к началу |
|
 |
белоснежка
Зарегистрирован: 15.10.2008 Сообщения: 2659 Откуда: Север
|
Добавлено: 01.05.2016 20:59 Заголовок сообщения: |
|
|
Anna_Ra пишет: |
Нет, само по себе это говорит о том, что он понравился группе киноакадемиков. Возможно, по причине художественной ценности, возможно, по другим причинам.. |
Kажется начинаю понимать почему Zappa так реагирует на форумчанок. Вам лишь бы высказать "фи" при этом никак его не обосновав.
Anna_Ra пишет: | Если автор своим произведением затронул ваши чувства, то это ещё не говорит о самом произведении. Это может значить, что вам оно по тем или иным причинам - иной раз далёким от художественного - оказалось близким, созвучным. Так бывает; более того, можно быть знатоком литературы, понимать все недостатки любимого произведения, и всё же нежно любить, например, г-жу Черткову или другого третьеразрядного автора...
.. |
Этим вы хотите сказать, что произведения Заппы это не художественные произведения? Обоснуйте. Интересно.
Мы ведь говорим о моём восприятии рассказов Zappa.
Anna_Ra пишет: | [Но это же вы спросили, почему не понравилось другим участникам темы, или то был риторический вопрос?. |
Вопрос не был риторическим, и на него никто не смог вразумительно ответить. Поэтому я делаю вывод что ваше "фи" эта поза.
Anna_Ra пишет: | Впрочем, я не пытаюсь как-то умалить или унизить ваше впечатление. Но это же вы спросили, почему не понравилось другим участникам темы, или то был риторический вопрос? Возражений было два: стиль и тематика. Про стиль я очень бегло сказала (и подробным анализом заниматься не буду, не вижу смысла); что касается претензий к тематике и к "фу, как можно такое писать", то они скорее доказывают, что автор достиг цели затронуть чувства своей аудитории.. |
Смысл этого ответа я не поняла.
Anna_Ra пишет: | ....затронуть чувства своей аудитории . Это условие необходимое для того, чтобы произведение было художественным, но недостаточное ... |
В произведениях Заппы есть и эмоциональность, и условность, и символичность, и многогранность. Что ещё не хватает? Объясните аборигенy  _________________ And did you get what
you wanted from this life, even so?
I did.
And what did you want?
To call myself beloved, to feel myself
beloved on the earth.
Последний раз редактировалось: белоснежка (01.05.2016 22:09), всего редактировалось 2 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
 |
shum
Зарегистрирован: 03.08.2013 Сообщения: 1732
|
Добавлено: 01.05.2016 21:04 Заголовок сообщения: |
|
|
Велимир пишет: | Критик отметил "многоязычие" романа |
Критик перепутал многоязычие с косноязычием
-Как ты сказал, Петька?
- Патриции.
- Не. Партейцы. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Велимир

Зарегистрирован: 19.06.2012 Сообщения: 10163 Откуда: Ленинград (Китеж)
|
Добавлено: 01.05.2016 21:05 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | Раз ты не читал, я не могу тебя спросить о впечатлении. |
А можно не читать!
Это будет вполне адекватный и изящный акт в рамках современного Концептуального Искусства.
Сорокин -- писатель-концептуалист.
Читатель -- тоже концептуалист.  |
|
Вернуться к началу |
|
 |
shum
Зарегистрирован: 03.08.2013 Сообщения: 1732
|
Добавлено: 01.05.2016 21:12 Заголовок сообщения: |
|
|
белоснежка пишет: | В произведениях Заппы есть и эмоциональность, и условность, и символичность, и многогранность. Что ещё не хватает? Просветите |
Перечитайте 60 стр. темы. Там все есть.
Не собирать же все цитаты, доказывающие литературную девственность Заппы, специально ради вас.
Если вам так нравится его нехудожественное творчество, вы сделаете это. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
miracle

Зарегистрирован: 20.06.2008 Сообщения: 2616
|
Добавлено: 01.05.2016 22:11 Заголовок сообщения: |
|
|
Велимир пишет: | Цитата: | Раз ты не читал, я не могу тебя спросить о впечатлении. |
А можно не читать!
|
http://www.labirint.ru/books/345474/
Не останавливайтесь. В любом случае интереснее того, что было до этого, получится.
:bored: _________________ Жизнь проходит независимо от того, счастливы мы или нет. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Fotina
Зарегистрирован: 01.10.2005 Сообщения: 305
|
Добавлено: 01.05.2016 22:13 Заголовок сообщения: |
|
|
Есть аспекты, через которые невозможно перешагнуть, читая творения данного персонажа.
Андрей Гаевский пишет:
Цитата: | Я думаю, все знают, что сталинские герои рождались, в основном, под пером бойких газетчиков. Возьмем, для примера, Зою Космодемьянскую и ее подвиг. Не вызывают сомнения лишь ее личные волевые качества. В остальном же… Она подпаливала хаты на территории, занятой немцами. К сведению, в этих хатах жили не только и даже не столько немцы, а простые советские крестьяне, ограбленные этой властью в тридцатые годы, а теперь решением ставки выброшенные в двадцатиградусный мороз на улицу. Хороша героиня… |
Это не вопрос понимания истории, о котором можно спорить.
Это - тема нравственности подхода к истории родной страны.
Специально для Заппы:
Цитата: |
В начале 90-х годов прошлого века во многих изданиях стали появляться статьи, авторы которых пытались опорочить имя Зои Космодемьянской и ее подвиг. Чего там только не было! Припомнили, что Зоя после перенесенного менингита лечилась в санатории, где были пациенты с нервными заболеваниями. И был готов злопыхательский вывод: может быть, Зоя была невменяемой? Подлость такого предположения авторов не смущала. Потом и вовсе стали писать о том, что не было Зои в Петрищево. Там, якобы, немцы схватили какую-то другую партизанку.
Я была возмущена этими нападками на погибшую юную героиню. Припомнились мне и отцовские слезы. И я, будучи уже корреспондентом «Комсомольской правды», пишущим о войне, решила попытаться найти однополчан Зои Космодемьянской - не одна же она пришла из Москвы в деревню Петрищево Рузского района Московской области. Найти такие адреса мне помогли следопыты московской школы № 1272, куда меня до этого почти каждый год приглашали на встречи с партизанами. Четверых однополчан Зои Космодемьянской я пригласила в редакцию «Комсомолки» и записала их воспоминания. |
http://www.stoletie.ru/ww2/proshhaj_proshhaj_i_pomni_obo_mne_579.htm
Из воспоминаний однополчан Зои:
Цитата: | Всего через несколько дней под Москвой начнется контрнаступление наших войск. И каждое сообщение о расположении вражеских боевых частей сейчас особенно было важно. Бойцы несли с собой гранаты и бутылки с зажигательной смесью. Они получили задание – сжигать дома, где находились узлы связи или замечены скопления вражеских солдат. Бойцы шли по лесам по колено, а то и по пояс в снегу. Резали провода связи, наблюдали за дорогами, по которым двигались танки и пехота противника.
|
О чём вы тут спорите? О каком творчестве? Что может написать человек, который даже не способен оценить высоту духа героев Великой Отечественной. Когда он - пренебрежительно о сталинском времени, сложнейшем, спорном, но породившем народный подвиг.
Я не верю в человеческую содержательность данного "автора". Ну а вы , давайте, обсуждайте, где ему познакомиться с тихой кроткой почитательницей его "талантов".
Последний раз редактировалось: Fotina (01.05.2016 22:27), всего редактировалось 3 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
 |
shum
Зарегистрирован: 03.08.2013 Сообщения: 1732
|
Добавлено: 01.05.2016 22:15 Заголовок сообщения: |
|
|
[Удалено модератором] |
|
Вернуться к началу |
|
 |
shum
Зарегистрирован: 03.08.2013 Сообщения: 1732
|
Добавлено: 01.05.2016 22:38 Заголовок сообщения: |
|
|
[Удалено модератором]
Последний раз редактировалось: shum (01.05.2016 22:58), всего редактировалось 3 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Зимородок

Зарегистрирован: 07.11.2007 Сообщения: 2825
|
Добавлено: 01.05.2016 22:45 Заголовок сообщения: |
|
|
белоснежка пишет: | Дело не в достоверности цифр, а в интерпрeтации. |
Насколько я понял, Велимир привёл в пример общеизвестный факт, а интерпретировали вы его уже как-то по-своему. И почему-то бросились в атаку на российские СМИ, про которые и речи не было. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Велимир

Зарегистрирован: 19.06.2012 Сообщения: 10163 Откуда: Ленинград (Китеж)
|
Добавлено: 01.05.2016 22:58 Заголовок сообщения: |
|
|
Зимородок.
Это т.н. специфическая логика.  |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Anna_Ra
Зарегистрирован: 23.01.2012 Сообщения: 1188 Откуда: Москва
|
Добавлено: 01.05.2016 22:58 Заголовок сообщения: |
|
|
Велимир пишет: |
А можно не читать!
Это будет вполне адекватный и изящный акт в рамках современного Концептуального Искусства.
Сорокин -- писатель-концептуалист.
Читатель -- тоже концептуалист.  |
А что, изящный выход из положения.  |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Leona

Зарегистрирован: 22.06.2005 Сообщения: 1353 Откуда: Usa
|
Добавлено: 01.05.2016 23:09 Заголовок сообщения: |
|
|
Уже даже спорить с Заппо стало скучно...
Ну не приводить же в самом деле различные цифры и сверять кто из нас более демократичен , и в какой стране выше уровень жизни ?
Или где продолжительность жизни больше?
В самом деле дискуссия для детского сада  _________________ Я люблю людей больше, чем принципы. но людей без принципов я люблю больше всего на свете. Оскар Уальд |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Велимир

Зарегистрирован: 19.06.2012 Сообщения: 10163 Откуда: Ленинград (Китеж)
|
Добавлено: 01.05.2016 23:24 Заголовок сообщения: |
|
|
Leona пишет: | Уже даже спорить с Заппой стало скучно... | Leona пишет: | ...
Кому всё это нужно читать по 60 страниц?!
Всех благ оставшимся.  |
Лично мне здесь не скучно. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
shum
Зарегистрирован: 03.08.2013 Сообщения: 1732
|
Добавлено: 01.05.2016 23:36 Заголовок сообщения: |
|
|
Anna_Ra пишет: | Велимир пишет: |
А можно не читать!
Это будет вполне адекватный и изящный акт в рамках современного Концептуального Искусства.
Сорокин -- писатель-концептуалист.
Читатель -- тоже концептуалист.  |
А что, изящный выход из положения.  |
Тогда использование книг Сорокина вместо туалетной бумаги - это перфоманс |
|
Вернуться к началу |
|
 |
shum
Зарегистрирован: 03.08.2013 Сообщения: 1732
|
Добавлено: 01.05.2016 23:48 Заголовок сообщения: |
|
|
[Удалено модератором] |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Fotina
Зарегистрирован: 01.10.2005 Сообщения: 305
|
Добавлено: 02.05.2016 00:05 Заголовок сообщения: |
|
|
shum пишет: | Словотворчество Заппы бессмысленно и безграмотно.
|
========
А оно и не может быть не бессмысленно.
Там ничего нет, кроме позы. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Велимир

Зарегистрирован: 19.06.2012 Сообщения: 10163 Откуда: Ленинград (Китеж)
|
Добавлено: 02.05.2016 00:10 Заголовок сообщения: |
|
|
Miracle, по поводу "нечитанного".
Вспомнился старый рассказ Аверченко о том, как написать рецензию, даже не побывав на выставке. Цитата: | ...
При нашем разговоре с редактором присутствовал неизвестный молодой человек.... Кажется, он принёс стихи.
— Это по поводу выставки «Ихневмона»? — спросил он. — Это трудно - написать о выставке «Ихневмона». Я могу написать о выставке «Ихневмона».
— Пожалуйста! — криво улыбнулся я. — Поезжайте. Вот вам редакционный билет.
— Да мне и не нужно никакого билета. Я тут у вас сейчас и напишу. Дайте-ка мне вашу рецензию… В ней есть одно высокое качество — перечислено несколько имён. Это то, что мне нужно.
Он сел за стол и стал писать быстро-быстро.
— Ну вот, готово. Слушайте:
«Выставка „Ихневмон“. В ироническом городе давно уже молятся только старушечья привычка да художественное суеверие, которое жмурится за версту от пропасти.
Стулов, со свойственной ему дерзостью большого таланта, подошел к головокружительной бездне возможностей и заглянул в неё. Что такое его хитро-манерный, ускользающе-дающийся, жуткий своей примитивностью „Весенний листопад“?... Стулов ушел от Гогена, но его не манит и Зулоага. Ему больше по сердцу мягкий серебристый Манэ, но он не служит и ему литургии. Стулов одиноко говорит свое тихое, полузабытое слово: жизнь.
Заинтересовывает Булюбеев… Он всегда берет высокую ноту, всегда остро подходит к заданию, но в этой остроте есть своя бархатистость, и краски его, погашенные размеренностью общего темпа, становятся приемлемыми и милыми.
В Булюбееве не чувствуется тех изысканных и несколько тревожных ассонансов, к которым в последнее время нередко прибегают нервные порывистые Моавитов и Колыбянский. Моавитов, правда, ещё притаился, еще выжидает, но Колыбянский уже хочет развернуться, он уже пугает возможностью возрождения культа Биллитис, в её первоначальном цветении.
Примитивный по синему пятну „Легковой извозчик“ тем не менее показывает в Бурдисе творца, проникающего в городскую околдованность и шепчущего ей свою напевную, одному ему известную, прозрачную, без намёков сказку…»
Молодой человек прочел вслух свою рецензию и скромно сказал:
— Видите… Здесь ничего нет особенного. Нужно только уметь.
Редактор, уткнувшись в бумагу, писал для молодого господина записку на аванс. |
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Zappa
Зарегистрирован: 18.05.2011 Сообщения: 390
|
Добавлено: 02.05.2016 10:45 Заголовок сообщения: |
|
|
Что ж, милые мои, я вижу вы зря времени не теряли, пока я просиживал в Третьяковке над классикой венгерского кино.
«Синдбад» Золтана Хусарика — дивная вещь.
Главный герой — уставший ловелас — чем-то напомнил мне себя. Не женскими завоеваниями, разумеется, а апатичным настроением, пресыщением мимолетными страстями, преимущественно любовными. А ему-то, извините, не двадцать лет, а пятьдесят-шестьдесят…
Что характерно, и режиссер фильма, и главный актер, кажется, покончили жизнь самоубийством.
Вот так, дорогие мои, это вам не на конвейере работать… Всю душу вкладывали в свое кино…
Anna_Ra пишет: | Выкладывайте ваши исследования.Этот результат для меня был неожиданным. Для проверки своего впечатления опросила нескольких знакомых лингвистов: к какому времени, по их мнению, может относиться слово "благолепствовать". Ответ: ну, наверное, 18 век, может быть, 19-й. |
Так я не понял… Вы пришли к выводу, что это слово — выводок 21-го века.
А ваши лингвисты утверждают, что это слово 18-го или 19-го века.
Кто же прав?
Что касается глагола «благолепствовать», то у меня напрашивается аналогия. Допустим, это слово — новодел, но глагол «благоденствовать» несет тот же отпечаток книжной старины, и уж он-то употреблялся в 19-м веке вовсю.
В 1886 году Чехов пишет Н. А. Лейкину:
Цитата: | A propos, московские юмористы благоденствуют... «Будильник» на прежней точке замерзания, «Развлечение» погибло (хотя и избавилось от Кичеева), но зато «Сверчок» растет не по дням, а по часам… |
Так чем же будет преступлением из «благолепия» слепить «благолепствовать» и выдать за старину?
Да, формально это слово, наверное, редко встречалось, но разве оно выглядит так уж неуместно?
Anna_Ra пишет: | Белоснежка, они не старинные, в том-то и дело. Это современное представление о том, как говорили в старину, к самой старине имеющее слабое отношение. Эффект - временами высокомерный, временами комический, но вряд ли тот, которого хотелось бы автору. Так выглядела бы пародия на Козьму Пруткова, например; но ведь Козьма Прутков и сам пародия. |
Но бог с ним, с «благолепствовать»…
Возьмем выдержку, простите, из меня:
Цитата: | И тогда в тишине, нарушаемой лишь редкими всплесками голосов дежурных, да скрежетом засовов, Иван Семенович невольно вспоминал дружеские излияния и все больше находил в них грубого, хамского покровительства над Олесем Петровичем.
Теперь уж он ясно видел, что от слабости душевной Олесь Петрович просто был податлив на слезы и плакал с ним скорей за компанию, по формальному поводу, думая о чем-то своем, наболевшем. Вспомнил Иван Семенович и те язвительные реплики, обидные прозвища, на которые не скупился в адрес друга, а тщедушный друг, находясь под моральным гнетом его грузного тела, молча проглатывал их, не смея возразить. Да-да, все это увидел он также ясно, как и огрубевшую, омертвевшую личность свою, и стало ему тошно. Закрыл он лицо руками и повернулся к казенной стене. |
И сравним его с кусочком из «Жизни Клима Самгина» Горького (один из моих любимых романов):
Цитата: | Клим очень хорошо чувствовал, что дед всячески старается унизить его, тогда как все другие взрослые заботливо возвышают. Настоящий Старик утверждал, что Клим просто слабенький, вялый мальчик и что ничего необыкновенного в нем нет. Он играл плохими игрушками только потому, что хорошие у него отнимали бойкие дети, он дружился с внуком няньки, потому что Иван Дронов глупее детей Варавки, а Клим, избалованный всеми, самолюбив, требует особого внимания к себе и находит его только у Ивана.
Это было очень обидно слышать, возбуждало неприязнь к дедушке и робость пред ним. Клим верил отцу: все хорошее выдумано — игрушки, конфеты, книги с картинками, стихи — все. |
Что такого современного в моем тексте, чего нет у Горького?
Да, Горький писал роман в 30-е годы, но сам-то он был писателем 19-го века и писал на том еще языке.
Цитата: | Заппа использовал никогда не существовавшее слово "благолепствовать". Это как из существительного "красота" сделать глагол "красиветь". |
Жаль, что русские классические писатели не посоветовались с неким Шумом (!!!), когда лепили из «благоденствия» «благоденствовать», из «раболепия» — «раболепствовать», из «холуйства» — «холуйствовать» и т. д.
А пример словообразования «красиветь» может выдать только человек, который совершенно глух к языку и способен лишь оперировать штампами, что, собственно, он и делает на протяжении шестидесяти страниц, выдавая себя то «психологом», то «филологом», на самом деле являясь лишь праздношатающимся типом, у которого накопилось слишком много желчи, да не оказалось под рукой подходящей жертвы.
Стыдно, товарищ Шум…
Впрочем, глагол «красиветь» существует вопреки воли и литературному «вкусу» тов. Шума, но автор, то есть я, вряд стал бы его использовать.
Видно, тов. Шуму невдомек, что почти любое русское существительное, оканчивающееся на «-ие», легко и естественно преобразуется в глагол. Для этого не нужно обладать специальными знаниями, сам язык подсказывает направление для своего развития... |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Zappa
Зарегистрирован: 18.05.2011 Сообщения: 390
|
Добавлено: 02.05.2016 11:13 Заголовок сообщения: |
|
|
Fotina пишет: | О чём вы тут спорите? О каком творчестве? Что может написать человек, который даже не способен оценить высоту духа героев Великой Отечественной. Когда он - пренебрежительно о сталинском времени, сложнейшем, спорном, но породившем народный подвиг.
Я не верю в человеческую содержательность данного "автора". Ну а вы , давайте, обсуждайте, где ему познакомиться с тихой кроткой почитательницей его "талантов". |
Дор. Фотина, здесь не партийное бюро, а я не лицо, совершившее проступок перед партией и «товарищами».
Вам эта пошлость партийного заседания не к лицу. Не те времена, знаете ли...
Зоя Космодемьянская — несомненно, смелая, решительная, но... наивная и бестолковая девушка.
В конце концов, эта девочка, всего лишь вчерашняя школьница, ничего не могла поделать во вражеском тылу, где орудовали профессиональные немецкие военные.
Это знали и те, кто ее посылал (конкретно Шелепин, т. н. Железный Шурик), и те, кто «принимал».
Не знала об этом лишь наивная девочка Зоя Космодемьянская и еще несколько дурачков.
Никакие хаты с немцами она специально не выбирала, а поджигала первые попавшиеся, на первой же хате и «погорела».
Как обычную девочку-школьницу Зою безумно жалко, как мифический сталинский персонаж — нисколько.
Если вы не можете их разделить в своем сознании, ну так что ж я поделаю...
Последний раз редактировалось: Zappa (02.05.2016 12:35), всего редактировалось 2 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Zappa
Зарегистрирован: 18.05.2011 Сообщения: 390
|
Добавлено: 02.05.2016 11:30 Заголовок сообщения: |
|
|
Leona пишет: | Уже даже спорить с Заппо стало скучно...
Ну не приводить же в самом деле различные цифры и сверять кто из нас более демократичен , и в какой стране выше уровень жизни ?
Или где продолжительность жизни больше?
В самом деле дискуссия для детского сада  |
Дор. Леона, кричать: «Караул, Россия гибнет!», конечно, гораздо бодрей.
Как бодро кричат у нас про Америку: «Америка — параша, победа будет наша».
А вот с цифрами, данными, фактами получается весьма уныло, да.
Но — достоверней, трезвей.
А то, что у вас в Америке точно также накачиваются антироссийской пропагандой, как у нас антиамериканской, так то не новость. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Велимир

Зарегистрирован: 19.06.2012 Сообщения: 10163 Откуда: Ленинград (Китеж)
|
Добавлено: 02.05.2016 12:22 Заголовок сообщения: |
|
|
Zappa пишет: | Да, формально это слово, наверное, редко встречалось, но разве оно выглядит так уж неуместно? |
Цитата: | Экзаментик развратишко покиватель срамёж раскапиталист срамец расклеветать культурить разблаготвориться ...
"Такие слова Достоевского разрушают гладкопись, подавляют автоматизм восприятия текста, увеличивают перцептивную значимость употребляемых в тексте лексических средств."
...в наглом приставании, и афишевании знакомства и короткости... ("Идиот")
|
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Zappa
Зарегистрирован: 18.05.2011 Сообщения: 390
|
Добавлено: 02.05.2016 12:30 Заголовок сообщения: |
|
|
Велимир пишет: | Такие слова Достоевского разрушают гладкопись, подавляют автоматизм восприятия текста, увеличивают перцептивную значимость употребляемых в тексте лексических средств. |
Меня всегда смущало у критиков злоупотребление «измами» и словами, которые редко встречаются в обиходе, и иной раз кажется, что рецензии пишут не тем, кому они предназначаются, а таким же коллегам по цеху литературной критики, как они сами. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Anna_Ra
Зарегистрирован: 23.01.2012 Сообщения: 1188 Откуда: Москва
|
Добавлено: 02.05.2016 13:11 Заголовок сообщения: |
|
|
Zappa пишет: | Так я не понял… Вы пришли к выводу, что это слово — выводок 21-го века.
А ваши лингвисты утверждают, что это слово 18-го или 19-го века.
Кто же прав?
|
Я.
Поясню.
То, что я проделала, это обыкновенное лингвистическое исследование, один из вариантов. Сокращённое, конечно, потому что более полно не требовалось. Состоит из нескольких этапов:
1. Проверка по словарю;
2. Проверка словоупотребления и контекстов;
3. Лингвистический эксперимент с носителями языка.
Лингвисты, специально этим словом не занимавшиеся, находятся в таком же положении, как и любые другие образованные и чуткие к языку носители: что-то они могут подсказать, часто могут сделать тонкие замечания, но могут и ошибаться, потому что опираются не на точные данные, а на своё языковое чутьё. Языковое чутьё у любого человека, даже самого замечательного знатока языка, не абсолютно. Поэтому при написании статьи про какое-то явление это совершенно нормальная часть дела - задать вопросы коллегам, перепроверить своё впечатление. Для более полного лингвистического эксперимента привлекаются не только коллеги, а уже подбирается группа испытуемых в соответствии с задачами.
Наиболее точным методом исследования сейчас считаются корпусные исследования. По счастью, корпус доступен всем и специальных знаний для использования не требует.
Да, если что, лингвисты с моими аргументами согласились, дальше мы уже совместно думали, почему для 19 в. это слово не сгодилось (словообразовательная модель-то продуктивная, как вы сами заметили), а сейчас его разные люди начали производить - по всей видимости, независимо друг от друга.
Zappa пишет: | Что касается глагола «благолепствовать», то у меня напрашивается аналогия. Допустим, это слово — новодел, но глагол «благоденствовать» несет тот же отпечаток книжной старины, и уж он-то употреблялся в 19-м веке вовсю. |
Не совсем так. Глагол благоденствовать - реальное слово, вы сами приводите пример употребления у Чехова, можно найти у других авторов, пожалуйста: достаточно распространённое слово. Благолепствовать - в лучшем случае так называемое потенциальное слово: в словарях его нет, но носитель языка в состоянии построить по существующим моделям, а другой носитель языка его поймёт.
С благолепствовать же интересно получается. Такое впечатление, что во времена более активного употребления слов благолепие и благолепный глагол от них не образовывали не случайно, а во избежании путаницы между несколькими близкими значениями, которые для существительного и прилагательного устанавливаются по контексту, а для глагола - нет. То есть во избежание излишней, паразитарной многозначности. В 21-м же веке, когда часть смыслов этого словообразовательного гнезда ушла из активного употребления, появление глагола стало возможным. Кстати, в современных примерах я нашла два смысла, а не один. Первый - в том же смысле, что и у вас, второй - "продолжая благолепствовать" = продолжая вести себя чинно, торжественно, благопристойно.
Я всё это не к тому, что это слово использовать нельзя. Можно, от задачи зависит. Но если вам надо, чтобы ваш персонаж просто вставлял в свою речь книжно-архаичные слова, то лучше использовать что-то другое. А так... вы же видите, какое тут богатое поле для языковой игры, если она вдруг зачем-то нужна. Но именно для игры, а не для употребления в роли слова с оттенком "книжной старины".
Zappa пишет: | Возьмем выдержку, простите, из меня:
Цитата: | И тогда в тишине, нарушаемой лишь редкими всплесками голосов дежурных, да скрежетом засовов, Иван Семенович невольно вспоминал дружеские излияния и все больше находил в них грубого, хамского покровительства над Олесем Петровичем.
Теперь уж он ясно видел, что от слабости душевной Олесь Петрович просто был податлив на слезы и плакал с ним скорей за компанию, по формальному поводу, думая о чем-то своем, наболевшем. Вспомнил Иван Семенович и те язвительные реплики, обидные прозвища, на которые не скупился в адрес друга, а тщедушный друг, находясь под моральным гнетом его грузного тела, молча проглатывал их, не смея возразить. Да-да, все это увидел он также ясно, как и огрубевшую, омертвевшую личность свою, и стало ему тошно. Закрыл он лицо руками и повернулся к казенной стене. |
И сравним его с кусочком из «Жизни Клима Самгина» Горького (один из моих любимых романов):
Цитата: | Клим очень хорошо чувствовал, что дед всячески старается унизить его, тогда как все другие взрослые заботливо возвышают. Настоящий Старик утверждал, что Клим просто слабенький, вялый мальчик и что ничего необыкновенного в нем нет. Он играл плохими игрушками только потому, что хорошие у него отнимали бойкие дети, он дружился с внуком няньки, потому что Иван Дронов глупее детей Варавки, а Клим, избалованный всеми, самолюбив, требует особого внимания к себе и находит его только у Ивана.
Это было очень обидно слышать, возбуждало неприязнь к дедушке и робость пред ним. Клим верил отцу: все хорошее выдумано — игрушки, конфеты, книги с картинками, стихи — все. |
Что такого современного в моем тексте, чего нет у Горького? |
Мы как-то стремительно погружаемся в анализ текста и прочие лингвистические глубины, но немного примеров накидаю:
моральный гнет
возможно, совмещение значений "под гнетом грузного тела" и "под моральным гнетом" (сам механизм, а не конкретный случай: не было в 19 веке морального гнета или морального груза)
контекст употребления и значение слова "личность"
покровительство над
На абзац - много. Их даже больше, но я не готова тратить время на полноценное исследование, поэтому отметила то, в чём уверена.
Да, зато ошибка также..., как в 19-м веке ошибкой не считалась: можно было написать вместе, отдельно или через дефис.
Zappa пишет: | Да, Горький писал роман в 30-е годы, но сам-то он был писателем 19-го века и писал на том еще языке. |
Я бы не стала так уж безоговорочно относить Горького к писателям 19 века. Всё-таки он формировался как писатель на рубеже веков, активно писал и в 10-е, и в 20-е годы, а это время смелых литературных и лингвистических экспериментов. И известность ему принесли экспериментальные вещи. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
shum
Зарегистрирован: 03.08.2013 Сообщения: 1732
|
Добавлено: 02.05.2016 13:27 Заголовок сообщения: |
|
|
Благоденствовать, наполнять дни добром, проводить их в добром расположении, можно.
Благолепствовать, предаваться лепому благу (красивому добру), - это ахинея.
Очень близко к "лицемерить", "создавать видимость", "врать". Ср. "раболепствовать" - выдавать рабское поведение за красивое. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
|
|
У вас нет возможности начинать темы У вас нет возможности отвечать на сообщения У вас нет возможности редактировать свои сообщения У вас нет возможности удалять свои сообщения У вас нет возможности голосовать в опросах
|
|