дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Левиотека / Психотерапевтический вечный двигатель?

 

Психотерапевтический вечный двигатель?

инет-консультирование: плюсы и минусы, ограничения и перспективы
ответы на вопросы "Психологической газеты"



Мои ответы на вопросы питерской "Психологической газеты" были опубликованы в "сборном интервью", в котором участвовало вразбивку еще несколько коллег, причем никто до публикации не знал, что ответят другие. Здесь я привожу в несколько сжатом виде только свои ответы, свой авторский текст исключительно.

Есть ли какие-то типичные трудности, с которыми сталкивается врач и психолог, консультируя в Сети?

Главная трудность: не видишь лица и не слышишь голоса. Запаха не чуешь... Почерк не проявляется - только стилистика и ритмомелодика текста, ну и, конечно, грамотность. Ограниченность информации, даваемой консультируемым (при избытке иногда ненужной информации, как, впрочем, и при очных консультациях). Часто - ложная, дезориентирующая информация, которую трудно или невозможно перепроверить - человек скрывается за своей виртуальной маской и может завести и консультанта, и самого себя в дебри иллюзий и заблуждений. Интернет делает людей боле раскованными, откровенными, но не более искренними, и не уменьшает, а увеличивает возможности всяческих обманов и трюков - впрочем, всегда обоюдные.... Искушение впасть в шарлатанство и/или стать его жертвой при нынешнем буме Инета растет в геометрической прогрессии. Виртуальный образ дает консультацию виртуальному образу. Выскрести из этого действительного человека иногда очень сложно.

Можно ли выделить типичные проблемы, с которыми обращаются люди через Интернет?

Через Интернет обращаются точно с теми же проблемами, что и не через Интернет. Но виртуальная защищенность делает людей, как я сказал уже, более откровенными, и может быть, поэтому относительный "удельный вес" тем, на которых лежит печать социальных табу, кажется повышенным. К таким темам относятся неудовлетворенность в личной жизни и сексе, всевозможные страхи, "едущая крыша", извращения, наркозависимости... Есть еще - но это, может быть, и некоторая особенность лично-моей инет-почты - заметная доля обращений с вопросами духовно-философского плана: о поисках смысла жизни и своего пути, о выборе ценностей и жизненного направления.

Есть ли какие-то общие черты у Инет-пациентов?

Только одна: все они вхожи в Интернет. Что предполагает, понятно, принадлежность к тем уровням социальной пирамиды, которым уже доступна такая возможность. И масса этих людей с каждый днем возрастает. Во всем остальном люди очень разнообразные.

Часто ли обратившиеся за интернет-консультацией потом приходят на личную? Если это достаточно редкое явление, с чем оно может быть связано, каковы причины?

Ко мне - часто, примерно один случай на четыре обращения. К другим как - не ведаю.

Насколько полноценна интернет-консультация, часто ли она перерастает в переписку или остается отдельным ответом на отдельно поставленный вопрос?

Это бывает очень по-разному, и зависит от настроенности и эпистолярно-рефлексивных способностей обеих сторон. У консультанта с широкой практикой и обширной почтой, понятно, вступает в силу простой и ужасный фактор ограничения сил и времени, и количество начинает все наглее покушаться на качество. В моей практике еще и до Интернета есть примеры длительных, содержательных и плодотворных переписок; но по отношению к общему числу "заочных" консультаций их, конечно, не так уж много. Экспресс-ответ "только на вопрос" или "только по проблеме" - тоже редкость у меня, потому что за обращением всегда - человек, который неизмеримо больше, глубже, загадочней, чем его вопрос или проблема, и я почти всегда пытаюсь даже в одну-две фразы внедрить хоть какой-то кусочек души.

Каков процент "успешных" консультаций и каковы критерии успешности?

Интернет-консультирование еще слишком новая, юная область психологической помощи, чтобы можно было всерьез высчитать процент ее успешности. Для этого нужны многолетние наблюдения и масштабные, методически грамотные объективные исследования. Вопрос же о критериях успешности психологической помощи вообще камень преткновения для психотерапевта, во всяком случае, для добросовестного психотерапевта. Благодарность человека, которому удалось помочь, улучшение его настроения, положительные изменения в его жизни, расширение сознания... Все это реально и все возможно, как и спасение иной раз от непоправимых шагов и жизненных катастроф - однако, все оценивается субъективно, и психотерапевтический вечный двигатель еще никто не придумал.

Чем консультация в Интернет отличается от обычной, насколько она правомерна, с профессиональной точки зрения?

При осознании консультирующим - и, желательно, консультируемым - реальных границ возможностей такой консультации, трудностей, о которых я уже сказал, - ее профессиональная правомерность не подлежит сомнению. Настоящий специалист даст адекватный ответ в соответствии с тем запросом и той информацией, которую получит от консультируемого. Квалификация и искусство консультанта как раз и проверяются тем, во-первых, насколько точно он умеет оценить степень недостаточности полученной информации - и тем, во-вторых, насколько умеет "выжать" из этой информации сутевое ядро и понять или интуитивно почувствовать индивидуальные особенности данного конкретного случая. А поскольку виртуальная психологическая помощь оказывается текстом и только текстом - консультирующий должен еще и уметь писать - и не просто писать, а писать психологично, психотерапевтично, вдохновенно писать!




Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2017
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100