дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Левиотека / Пришествие кентавров


 

Пришествие кентавров

что такое псидемии и кто такие компсики

интервью в журнале "Компьютерра" Елена Мариничева, 28.01.2001

 

Леонид Левкович, главный редактор: Сейчас очень остро стоит проблема влияния компьютеризации всей нашей жизни на психику человека, на его душевную организацию. Компьютерные игры, сетевое общение и другие темы такого рода вызывают ожесточенные споры (недавно один из таких споров - о влиянии игр на здоровье детей - можно было наблюдать на нашем сайте). Поэтому мы предложили Владимиру Леви, психологу, врачу, автору знаменитых книг "Искусство быть собой", "Нестандартный ребенок", и других, работающему с недавних пор и в онлайне, ряд вопросов на эту тему.

 

Елена Мариничева, корреспондент: В одной из своих работ Вы писали о так называемых психоэпидемиях, когда определенные психические отклонения охватывали целые страны. Правда, оговаривались, что это более свойственно тоталитарным режимам, добавляя, впрочем, что в разных масштабах и формах подобные вещи продолжают возникать и сейчас. Как Вы считаете, может ли Интернет быть катализатором явлений такого рода? Есть ли конкретные примеры этого?

 

Владимир Леви: Времена меняются быстро, а люди - медленно... Психологические эпидемии - а точнее сказать: социально-психологические эпидемии и пандемии (далее сокращенно: псидемии) - бывают с разными знаками, это не обязательно что-то плохое, может быть и что-то хорошее. В истории человечества это максимальное, крайнее, и потому заметное проявление общечеловеческой нормы: постоянного взаимовлияния людей на уровне как сознания, так и подсознания, их всегдашнего взаимного психического заражения, взаимоиндукции, взаимогипноза. На этом фундаменте зиждется механизм социальной психики и развития цивилизации.

 

По псидемическому типу в человеческие массы внедряются как всевозможные заблуждения, мифы и бреды (ведьмомании и бесоодержимости прошлых времен, алхимический "заворот мозгов" в средневековой Европе, коммунистические и фашистские идеологемы недавних лет), так и язык, культура и нравственность, новые формы менталитета. В прошлые века, случалось, огромные массы людей в целых городах и провинциях, странах и даже континентах массово дергались, выплясывали неистовые коленца, дико смеялись - или наоборот - впадали в оцепенелые ступоры, в депрессии с тягой к самоубийству. Бывали и псидемии агрессивности и насилия, периоды всеобщего яростного остервенения - самые крупные из них перерастали в войны. Псидемическим путем распространялись и распространяются массовые религиозные-идеологические движения, и в их числе такие разные, как христианство, ислам, буддизм, коммунизм... Было и есть поныне еще и множество псидемий ограниченного характера, в том числе и религиозно-сектантских движений, подростково-молодежных драйвов (хиппи, панки, металлисты и пр.) Постоянно возникают "тихие" псидемии различных суеверий, мод, привычек, обычаев, бзиков...

 

Очень важно принять во внимание, что люди, находящиеся внутри псидемии, одержимые ею - не отдают себе в этом отчета, не понимают,что захвачены психической инфекцией, не могут этого понять, покуда не выйдут из поля массового гипноза. Футбольные и музыкальные фанаты считают свое поведение результатом собственных осознанных решений, своим добровольным выбором, своим, а не навязанным кем-то или чем-то образом мыслей и образом жизни. В действительности это, конечно, не так, и у многих из этих зомби со временем наступает отрезвение и похмелье, как и у тех, кто в свое время подпал под массовый гипноз культа Гитлера или культа Сталина.

 

Обычный жизненный цикл очередной псидемии состоит из четырех фаз. Первая: скрыто-подготовительная, латентная, накопительная - исподволь собирается некий потенциал, "призрак бродит по Европе"...

 

Вторая фаза: взрывная вспышка, порождающая псидемическую волну. Обычно у истока такой вспышки оказывается какая-то пассионарная личность, "сверхновая звезда", вокруг которой образуется активный "ядерный" человеческий слой (образчик - Христос и его апостолы). И почти обязательно происходит некое инициирующее событие - распятие Христа, нисхождение Будды, публикация коммунистического Манифеста, "пивной путч" в Германии...

 

Третья фаза: экспансия (распространение) и структурация - преобразование первоначальных пассионарных движений в социальные организации и институты, в культуры и субкультуры, а далее в образ мыслей и чувств, в ментальность людей. Псидемическая волна идет вширь, захватывает все новые пространства, новые мозги, новые души... Крупные волны разделяются на мощные самостоятельные потоки, дают, наподобие опухолей, отдаленные "метастазы", которые начинают жить самостоятельной жизнью.

 

Наконец, четвертая фаза, которую можно назвать фазой сжатия или локализации. Волна распространения скоро ли, долго ли, угасает. На пространствах ее прохождения остаются человеческие миры, этой волной более или менее измененные. Так остался после периода экспансии христианства христианский мир, после победного шествия ислама - мусульманский. После апофеоза и угасания движения хиппи в разных странах на какое-то время остались субкульты, сообщества, колонии хиппи. Постепенно они все более сжимались по масштабам и деградировали, но какая-то часть "наследственных" хиппи до сих блюдет их дух и традиции, слэнг и прочие субкультовые атрибуты. То же самое произошло у нас с бардовским движением, такова же судьба металлистов...

 

В развитых обществах с дифференцированной инфраструктурой псидемии принимают более канализированный, социально-слоевой или, скорее, социально-коридорный характер.

 

С двадцатого века, особенно со второй его половины создание псидемических волн все более становится делом бизнеса и политики, полем продуманных социальных стратегий неких узких заинтересованных группировок. Это понятно: с каждой волны, сопровождающейся массовым влечением к чему-то, спросом на что-то - если заблаговременно подготовиться, можно собрать изрядный финансовый и\или политический урожай. Собственно, цель всякой рекламы и есть возбуждение и максимальное увеличение и продление псидемической волны вполне определенного содержания...

 

Логично предположить, что и мы с вами сейчас пребываем в тех или иных псидемических волнах, отчасти стихийных, отчасти преднамеренно инициированных, - пребываем, не отдавая себе в этом отчета... Некоторые, впрочем, вполне очевидны. В компьютерном мире внутри большой псидемической волны общей «компьютеромании» ("мания" - для кого-то чрезмерно сильно, гирпербола, - а для кого-то и в самый раз) на сегодняшний день различимы четыре основных субволны. Я их только назову, особо не вникая: компьютерная игромания (производная от общечеловеческой игромании, во всей ее неистощимой многоликости), апгрейдомания (мания технического совершенствования, замешанная на многих человеческих чувстах и страстях: тщеславии, зависти, тревожности, собственничестве, страсти к творчеству и т.д.), чатомания (весь сложный конгломерат массово неудовлетворяемой потребности в общении и самореализации через общение) и халявомания (инфантильно-иждивенческий инстинкт, отчасти охотничий и все то же собственничество). И еще есть специфическая, искусственно создаваемая и поддерживаемая вирусофобия. Основа ее вполне реалистична, но я почти не сомневаюсь, что не менее чем в 50% случаев производители вирусов и производители антивирусных программ - субъекты одни и те же. Старый прием лекарей-жуликов: вызывать болезнь, чтобы лечить ее...

 

Поскольку Интернет все быстрее становится жизненно-коммуникативной средой, притом средой новой, психологически малоизведанной, его псидемический потенциал, надо полагать, довольно высок. Есть правда, и факторы ограничительные. Один - уже упомянутая социально-слоевая диференцированность, в Интернете отчетливо выраженная; другой - сама виртуальность среды, ее относительная психическая "холодность" - такие мощные натуральные посредники психического заражения, как человеческое дыхание, голос, жест, мимика, на экране компьютера пока представлены слабо или исключены, хотя новейшие мультимедийно-анимационные технологии, стремящиеся к чувственной выразительности, уже совсем скоро, наверное, как и ТВ, сделают виртуального и живого человека практически равносильными... Но пока я не вижу оснований считать, что Интернет в псидемическом отношении опаснее, чем ТВ.

 

Е.М.: Интернет-зависимость - это реальность или очередная страшилка? Известны ли Вам случаи Интернет-зависимости, которые можно было бы сравнить с наркозависимостью?

 

Владимир Леви: Интернет-зависимость - это и реальность, и очередная страшилка. Реальность - потому что случаи, когда люди "подсаживаются" на Инет с интенсивностью наркомании, действительно известны, и они у нас сейчас множатся. В странах, компьютерно более развитых, эта волна, похоже, уже прошла свой апогей и спадает. А очередная страшилка - потому что гиперболизуется как источник опасности, раздувается. Так в свое время боялись и библио-(книго)маний, и киноманий, и телеманий. Все эти мании действительно существовали и существуют - и все прошли через апогеи экспансии и благополучно вошли в берега локальности.

 

Вопрос, стало быть, не в том, возможна ли инетомания - да, конечно, она возможна и она есть - а в том, кому конкретно она угрожает. И можно сразу сказать, кому: тому, во-первых, кто вообще склонен западать и подсаживаться на чем бы то ни было - а такие натуры в определенном проценте есть всюду и везде, это примерно каждый третий-четвертый мужчина и каждая седьмая-тире-десятая женщина... И тому, во-вторых, кому больше не на что подсесть и нечем увлечься, у кого мало интересного и захватывающего в реальной жизни. Замечу, кстати, что инетомания, если уж выбирать между ней и наркотиками - вариант далеко не худший, а для многих и просто спасительный. И важнее не сам факт «подсаживания» на Инет, а то, на что именно человек там клюет и к чему присасывается, в каких мирах инетовского многомирия пребывает...

 

Е.М.: Многие (если не все) родители обеспокоены тем, что их дети увлечены компьютерными играми настолько, что это вытеснило все остальные формы проведения досуга. Оставляя в стороне вопрос о физическом вреде такой "игромании" - как она влияет на ребенка психологически? Кстати, а на взрослого?

 

Владимир Леви:Компьютерная игромания - и уточню, мания на те игры, которые сегодня преобладают в массовом употреблении, а это игры сугубо азартные, примитивные и, что печально, не творческие, не развивающие - задерживает душевное и умственное развитие ребенка. Дети-игроманы в большинстве хуже говорят, хуже пишут и меньше знают, чем дети, свободные от этого пристрастия. Более того, в поведении таких детей заметна примесь неадекватности, отрыва от реальности, аутизма. Модель взаимоотношений с кнопочно управляемыми "игрушками" невольно переносится на реальный мир, "игрушки" формируют односторонне-манипуляторскую установку, а реальный мир кнопочному управлению не поддается, с ним нужно учиться взаимодействовать, меняя себя - и учиться менять прежде всего себя. Сталкиваясь с не-манипулируемостью действительности, игроман еще более замыкается и еще больше западает на "игрушках" - порочный круг... Картина тягостная, опасная, и я от души рекомендую родителям, по крайней мере, твердо ограничивать компьютерные игры своих детей определенными временными рамками: максимум двадцать минут в сутки по будням, а по выходным не более сорока минут. Все сказанное относится и ко взрослому человеку.

 

Е.М.Компьютеризация меняет все в нашей жизни - быт, характер труда, отношения между людьми... а подвластна ли душа человека воздействию всех этих процессов?

 

Владимир Леви: Душа человеческая - прибор чуткий, реагирующий на все и вся, в том числе и на компьютеризацию жизни. А вот "подвластна ли" душа компьютеру - это другой вопрос. В частных, индивидуальных случаях, как мы уже отметили - да, подвластна, когда компьютер делается чем-то вроде гипнотизера для той души, которой более нечем себя заполнить. И появился, уже в массовом масштабе, тип человека, не только житейски, но и сугубо психологически зависимого от компьютера. Таких людей я называю - компсики :)

 

А в общем и целом - навряд ли все-таки компьютер совсем съест человека. Компьютеры уже стали чем-то вроде наших дополнительных органов чувств, дополнительных мозгов, дополнительных мускулов, сосудов и дополнительной среды обитания. Но это не власть, а взаимодействие и жизненное единение, симбиоз - такой же, как, скажем, симбиоз всадника и коня, в пределе образующий всем известный мифологический тип кентавра. Плохого я в этом не вижу.

 

Е.М.: Что, на Ваш взгляд, ждет психологию как науку в будущем? Какую роль в ее развитии могут сыграть компьютеры, Интернет?

 

Владимир Леви: Психология, как и математика и философия - наука наук, метанаука. Ее предназначение - служить глобальной интеграции человечества и всего живого, приближать мир к великому Всеединству. Судьба психологии - проникать во все и со всем сплетаться, сливаться, всему придавать "человеческое измерение", все науки и практики соединять и между всеми посредничать, всех взаимопереводить и выводить тем самым из состояния профаутизма и профкретинизма. Компьютеры и Интернет, с их рациональностью и сквозняковой открытостью уже заметно продвинули развитие психологии в этом направлении. По крайней мере, собственного профаутизма и кретинизма у психологов, мне кажется, благодаря Инету и компьютеризации уже на чуть-чуть поубавилось, хотя, может быть, я выдаю желаемое за действительное.

 

Слияние практической психологии и инет-компьютерных технологий набирает силу. Есть уже, наряду с многочисленными тестовыми электронными системами, которые первыми вырвались вперед, немало попыток создания электронно-психотерапевтических технологий, программ психологического обучения и развития. Душа и смысл психологии - интерактивность, взаимопонимание и общение в самом полном и глубоком смысле. На этом поле компьютерный мозг и человеческий ожидает еще множество удивительных встреч.

 

Сайт журнала "Компьютерра" www.computerra.ru

 

 

 

Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2017
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100