дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Музыкальная аптека / Дорога


 

Дорога



слушать передачу



Поделиться

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

для тех, кто в пути
(1)


музыка-попутчица



Евгения Полянская:
Здравствуйте, дорогие друзья. В студии с вами сегодня авторы программы. Врач-психотерапевт, писатель и музыкант Владимир Леви.

Владимир Леви:
Здравствуйте, друзья.

Евгения Полянская:
Психолог и музыкант Максим Леви.

Максим Леви:
Приветствую вас, дорогие слушатели.

Евгения Полянская:
Музыкальный консультант и пианистка Вера Бисенек.

Вера Бисенек:
Здравствуйте, наши любимые радиослушатели.

Евгения Полянская:
А также ведущая и редактор программы Евгения Полянская.
Доброе утро!

Звучит фонограмма шума проезжающих машин, пролетающих самолетов

Вера Бисенек:
До боли знакомые звуки... Звуки, которые сопровождают нас каждый день и всю жизнь.

Владимир Леви:
Да, и вся наша жизнь – сплошная дорога. Мы то пассажиры, то водители, то машинисты поездов, то пилоты, то вагоновожатые или кондукторы.

Максим Леви:
... то кучеры, то ямщики или простые пешие путники и пешеходы.

Михаил Максимов:
Все мы куда-то бежим или идем.

Евгения Полянская:
Мчимся, несемся... И перед нашими глазами...

Вера Бисенек:
...и ушами...

Звучит фонограмма автомобильного шума

Евгения Полянская:
Мелькает аэропорты, порты – морские и речные...

Звучит фонограмма проезжающего автобуса

Евгения Полянская:
Автобусные остановки, железнодорожные станции.
И все это транспортно-дорожное многообразие мы постараемся озвучить в нашей сегодняшней передаче. Ведь весь наш земной шар окутан сетью железных, автомобильных, морских дорог...

Вера Бисенек:
Воздушных, а также санных, велосипедных, лыжных, самокатных и других дорог. И одна из наших главных и надежных попутчиц – музыка!

Звучит песня на музыку Глинки

Максим Леви:
Попутная песня Михаила Глинки на слова Нестора Кукольника о дороге и о любви, по-моему, задала хороший разбег сегодняшней теме. Вот на какой образец стоило бы равняться создателям музыки для тех, кто в пути.

Продолжает звучать «Попутная песня» на музыку Глинки

Владимир Леви:
Призвать в помощницы-спутницы музыку могут самые разные участники движения.
И пассажиры разных видов транспорта, и те, кто этим транспортом управляет, те, кто томительно ждет отправления поезда или самолета в зале ожидания.

Михаил Максимов:
Или мчится во весь опор, опаздывая на поезд, пытаясь на ходу запрыгнуть в отъезжающий вагон или вскочить в набирающий высоту самолет...

Вера Бисенек:
А ведь огромное количество людей продолжает предпочитать передвигаться по белу свету с помощью биотяги: на лошадях, оленях, собачьих упряжках, слонах, ну, и верблюдах, наконец.

Максим Леви:
И для многих видов передвижения существует своя, проверенная веками музыка. Для пешего перехода – марш и походная песня. Для перевозки поклажи на животных – песня погонщиков... Для езды в конной повозке – известные ямщицкие песни, знаменитый «Валдайский колокольчик».

Звучит запись колокольчика и топот копыт

Максим Леви:
Путь ямщиков России был тяжел и порой опасен. Путешествия были длительными и нередко проходили в очень плохих погодных условиях. И песня была большим другом ямщика. Помогала ямщику и его пассажиру преодолеть все невзгоды тяжелого пути.

Звучит песня «Мчится тройка почтовая»

Евгения Полянская:
Так все-таки, что нам может дать музыка в дороге?

Владимир Леви:
Музыка может как всегда очень многое. Может скрасить тяжелый, унылый путь... Может помочь побороть страх при перелете на самолете.

Вера Бисенек:
Или боязнь высокой скорости при езде...

Максим Леви:
Лучше перенести качку на воде, успокоиться, ожидая опаздывающий поезд или просто рейсовый автобус.

Вера Бисенек:
Поможет отвлечься от неизбежно возникающих при любой езде раздражающих технических шумов.

Михаил Максимов:
От назойливых попутчиков, наконец.

Вера Бисенек:
А если очень заслушаться, то можно просто проскочить свою остановку!

Звучит шум мотора и тормоза, голоса: «Остановитесь, проехали!»

Евгения Полянская:
Максим, хочется думать, что психологическая наука не стоит в стороне от наших музыкально-дорожных проблем.

Максим Леви:
Конечно. Музыка уже давно звучит в автомобилях и поездах. Понемногу начинают разрабатываться психологические рекомендации по музыкальному сопровождению труда водителей и машинистов. Для операторов, управляющих военными кораблями и подводными лодками, они, кстати, уже разработаны. Но только для служебного пользования. Появляется спрос и на специальные музыкальные программы для воздушного флота – для пассажиров и экипажа.

Владимир Леви:
Обо всем этом стоит поговорить прямо сегодня, а вот теме «Музыка за рулем» будет посвящена отдельная передача.

Евгения Полянская:
На каком же транспорте мы двинемся дальше в наше сегодняшнее радиопутешествие?
Какую музыку возьмем в дорогу?

Максим Леви:
Пока силы есть, давайте прогуляемся пешком.

Михаил Максимов:
Итак, шагом марш!

Звучит марш

Максим Леви:
Марш – основная, можно сказать, пешеходная музыка. Правда, под нее, как правило, далеко не ушагаешь. Она предназначена для ходьбы в ногу на параде, а не для дальнего похода по пересеченной местности.
В марше всегда отчетливо акцентируются ритмические доли, чтобы было легко попадать ногами в такт.
В походе это не обязательно. Там главная задача – не столько задать ритм шага, сколько поднять настроение людям, скрасить скуку дальнего пути и помочь отвлечься от чувства усталости.

Евгения Полянская:
Но вот наступает желанное время привала. И здесь тоже звучит музыка.

Вера Бисенек:
У польского композитора Генрика Венявского одно из его произведений так и называется «Песнь на бивуаке».

Максим Леви:
Так и представил я себе этот бивуак. Грязные портянки висят, сушатся, командир кого-то материт за то, что оружие плохо почищено, вонючие папироски дымят... И тут же – скрипач играет упоительную мелодию.
Кроме шуток, такие случаи во время второй мировой войны были. Это точно известно. Иногда это нужно – просто отключиться ненадолго от окружающей обстановки, забыть, что ты в пути, тем более, если это путь вынужденный и тяжелый. А можно иначе – по принципу «Что вижу – о том пою» – спеть про то, как это все-таки здорово быть в пути, в походе.

Звучит песня на музыку Гена Шангина-Березуцкого и стихи Дмитрия Сухарева

Евгения Полянская:
Прозвучала песня, которую написал Ген Шангин-Березуцкий на слова Дмитрия Сухарева.
Теперь, наверное, пора нам продолжить путь уже не пешком, а на каком-нибудь виде транспорта.
И, конечно, с музыкой.

Звучат позывные Музыкальной аптеки

Евгения Полянская:
Напоминаю вам, что в эфире «Музыкальная аптека». Наша тема «Музыка и дорога».

Владимир Леви:
Само собой разумеется, что по дорогам ходят и ездят все люди, и композиторы всех времен и народов не являются исключениями. Попробуем и мы последовать за ними.

Вера Бисенек:
В 1704 году совсем молодой Иоганн Себастьян Бах написал клавирную пьесу с очень дорожным названием: «Каприччио на отъезд возлюбленного брата».
Его брат Иоганн Якоб уходил в швейцарскую армию, где должен был служить гобоистом в военном оркестре. И его гениальный брат приурочил к этому событию новое сочинение.
Очень интересны и остроумны названия частей этого произведения.

Владимир Леви:
Первая часть: «Уговоры друзей не пускаться дорогу».

Максим Леви:
Вторая часть: «Изображение разных приключений, которые могут случиться в дороге».

Вера Бисенек:
Третья часть: «Всеобщие жалобы друзей».

Михаил Максимов:
Четвертая часть: «Торжественное прощание».

Евгения Полянская:
Пятая часть: «Веселая песнь почтальона».

Владимир Леви:
Последняя, шестая часть: «Фуга в подражание рожку почтальона».

Вера Бисенек:
Как следует из названий частей, в начале XVIII века даже родственники великих и гениальных композиторов пользовались для переездов всего лишь почтовой каретой, которая в то время была одним из самых распространенных видов транспорта.

Звучит музыка эпохи Просвещения

Михаил Максимов:
Немногим более, чем через столетие почтовой карете пришел на помощь более прогрессивный вид транспорта.

Евгения Полянская:
И вот мы уже на железной дороге.

Звучит фонограмма стука колес, а затем – симфоническая композиция Иоганна Штрауса-сына

Владимир Леви:
Сейчас вы слышите музыку Иоганна Штрауса-сына.

Вера Бисенек:
Известно, что в былые времена железнодорожники были людьми весьма прогрессивными и с удовольствием откликались на все новое и интересное. Так руководство царскосельской железной дороги пригласило Штрауса руководить летними концертными сезонами в зале Павловского вокзала, что близ Петербурга. Там с мая по сентябрь сосредотачивалась вся музыкальная жизнь северной столицы. Но композитор не соглашался выступать в зале ресторана, где обычно проходили концерты, а потребовал устроить отдельный зал для выступления музыкантов. К его просьбе прислушались.
И горячо любимый русской публикой маэстро Иоганн Штраус вставал за дирижерский пульт Павловских концертов в течение двенадцати сезонов.

Максим Леви:
Им даже написана полька под названием «Путь открыт». Посвятил ее композитор господам устроителям концертов на железной дороге.

Евгения Полянская:
Интересно, пользовались бы концерты на железной дороге такой же популярностью и в наши дни?

Максим Леви:
Сейчас часто включают музыку при отправлении поездов, во всяком случае, фирменных. И почему-то сплошь да рядом это бывает «Прощание славянки», будто отправляют всех пассажиров на войну.

Звучит марш «Прощание славянки»

Владимир Леви:
Железнодорожная тема особенно привлекала музыкантов в период появления самой железной дороги или когда на ней появлялись какие-то технические новшества.

Вера Бисенек:
Чего стоит только пьеса для симфонического оркестра французского композитора Артюра Онеггера «Пацифик 231», имевшая шумный успех и вызывавшая множество подражаний у композиторов последующих времен.

Звучит отрывок из пьесы Онеггера

Вера Бисенек:
Критика прославляла Онеггера как самого современного композитора, «певца локомотивов». Между тем, сам автор дал другое истолкование «Пацифику» в своей книге «Я – композитор».

Измененный голос Владимира Леви (с французским акцентом) читает отрывок из книги Онеггера:
Я просто поставил перед собой задачу провести математически рассчитанное ускорение ритма в то время, как само движение постепенно замедляется. Первоначально я назвал пьесу «Симфоническое движение», но поразмыслив немного, я счел это название несколько бледным. Внезапно меня осенила романтическая идея! И, закончив партитуру, я озаглавил ее «Пасифик 231». Такова марка паровозов, которые должны тащить за собою с огромной скоростью тяжеловесные составы...

Вера Бисенек:
Кстати цифры «231» в названии произведения являются так называемой колесной формулой паровоза. И обозначают соответственно: количество колесных пар в передней части паровоза, его середине и под кабиной машиниста.

Звучит отрывок из пьесы Онеггера

Максим Леви:
Вообще тема техники, транспорта довольно часто привлекала европейских композиторов конца XIX – начала XX века.

Вера Бисенек:
Музыкальные пути сообщений перекинулись и через океан. Преуспели в железнодорожной теме и американские композиторы. Вот пьеса Гарри Уоррена «Поезд на Чаттанугу». Она стала известным мировым джазовым стандартом.

Максим Леви:
Звучит самое знаменитое ее исполнение оркестром Гленна Миллера.

Звучит отрывок из джазовой пьесы Гарри Уоррена «Поезд на Чаттанугу»

Максим Леви:
А в нашей стране выдающийся композитор легкого жанра Исаак Дунаевский в течение ряда лет руководил оркестром Дома Железнодорожников и написал для них целый цикл песен. Вот одна из них на слова Сергея Алымова.

Звучит песня Исаака Дунаевского на слова Сергея Алымова

Евгения Полянская:
Много замечательной музыки можно взять с собой в дорогу. Дорожная тема не миновала и авторов нашей передачи.

Владимир Леви:
Есть у Максима одна песня, которую я лично отношу к разряду психотерапевтических.

Максим Леви:
Эта песня была сочинена во время поездки в поезде «Владивосток – Москва». Дело было так. На шестой день пути все песни уже были спеты, все книжки прочитаны... Что делать? Остается только самому придумать песню. Вот и запелось прямо про то, что видел. Благо попалась книжка с подходящим текстом замечательного ярославского поэта Николая Якушева.

Звучит песня Максима Леви на стихи Николая Якушева

Евгения Полянская:
Вот для чего нужна в дороге музыка. Как хорошо, когда есть с собой музыкальный инструмент! Наверное, инструментам профессиональных музыкантов приходится немало времени проводить в переездах во время гастролей?

Вера Бисенек:
Да, музыкальным инструментам приходится очень много путешествовать вместе со своими хозяевами. Одной из самых выносливых путешественниц можно назвать арфу, на которой играла выдающаяся артистка Вера Дулова.
В 1955 году этот нежнейший и красивейший инструмент переезжал вместе со своей именитой хозяйкой по маршруту: Москва – Архангельск – Нарьян-Мар – Диксон – мыс Челюскин – Тикси. И конечным пунктом этого концертного тура была станция «Северный Полюс – 4». В итоге 25 тыс. км пути на самолетах, тракторах, нартах и даже пешком. Чем не рекорд для книги Гиннеса?

Максим Леви:
Конечно. Раз музыка нужна в дороге, очень нужна в местах, весьма удаленных от больших городов и благ цивилизации, то нужны и путешествующие музыкальные инструменты. Ведь живого исполнителя не заменит никакое радио, никакая звукозапись. Но если арфа, о которой рассказала Вера, и установила рекорд по путешествиям среди академических инструментов, то все-таки с гитарой и гармонью ей не потягаться. Ведь эти инструменты можно закинуть на плечо и отправляться, куда угодно, на чем угодно. Одна гитара даже летала в космос, и космонавты пели с орбиты песни Юрия Визбора.

Владимир Леви:
Юрия Визбора... Ну, конечно, как не вспомнить тут творчество этого истинного певца дорог, встреч и расставаний... Давайте послушаем!

Звучит песня Юрия Визбора

Владимир Леви:
Видите, друзья, как совершенно, казалось бы, не мудреные музыкальные средства служат лекарством и от тягот пути, и от неудач в личной жизни.
Вообще, друзья, дорога сама по себе – психотерапевтическое средство, целитель души. А путешествие с музыкой – средство вдвойне действенное, если, конечно, его не превращать в пристрастие вроде наркотика, что тоже возможно...

Вера Бисенек:
Как у Пушкина: «Охота к перемене мест – весьма мучительное свойство...»

Владимир Леви:
Да, бывает, что и в дорогу, как и в музыку, человек пытается бежать от самого себя. А от себя убежать никуда невозможно. Наоборот, лучше бежать к себе.

Максим Леви:
Дорогой, как лекарством для души, как и всеми остальными лекарствами, нужно пользоваться в меру, вовремя останавливаться.

Евгения Полянская:
Вот и мы, похоже, вовремя останавливаем наше путешествие. Так вот незаметно – пешком, верхом, на поезде мы добрались до завершения нашей программы.
К теме «Музыка в дорогу» нам предстоит еще вернуться.
Мы с удовольствием продолжим с вами общение на сайте доктора Леви.
Доброго пути вам желают авторы программы Владимир и Максим Леви, звукорежиссер Михаил Максимов, музыкальный консультант Вера Бисенек и редактор и ведущая программы Евгения Полянская.
Счастливого пути!


Оставить отзыв



Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2017
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100