дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Музыкальная аптека / Застолье


 

Застолье



слушать передачу



музыка и еда
(1)


капельмейстер Желудок



Евгения Полянская:
Здравствуйте, друзья. Вы слушаете «Музыкальную аптеку». Это авторская программа Владимира Леви. Сегодня за нашим столом, в студии с вами будут разговаривать: доктор, психолог, музыкант и писатель Владимир Львович Леви; психолог, музыкант Максим Леви; за режиссерским пультом Михаил Максимов, музыкальный консультант Вера Бисенек, у микрофона редактор передачи Евгения Полянская.

Сегодня, дорогие радиослушатели, мы решаемся приоткрыть вам некоторые подробности нашей работы. Работаем мы, как вы уже знаете, в домашней аудиостудии доктора Владимира Львовича Леви.
Записывая наши передачи, для подкрепления сил коллективно закусываем. А для вдохновения пьем чай.

Максим Леви:
И не только чай...

Владимир Леви:
Да, еще коньячку, да!

Евгения Полянская:
А также иногда кофе с некоторыми добавками, но все-таки главным образом чай.
Вот и музыка, которую вы сейчас слышите, как раз подходит для чаепития.

Звучит китайская музыка для чайной церемонии

Владимир Леви:
Это китайская музыка для чайной церемонии. С глубокой древности в Китае, а несколько позднее и в Японии, чаепитие было ритуалом, равносильным молитвенному богослужению. Такая традиция сохраняется и до сих пор.

Максим Леви:
В Китае и Японии издавна культивируется много разных видов чая, которым приписывается (и не напрасно!) совершенно разное действие на душу и тело.

Владимир Леви:
Да, восточные чаи бывают и возбуждающе-тонизирующие, и успокаивающе-расслабляющие, и поднимающие боевой дух, и способствующие знакомствам и общению, и эротические, и всевозможно целебные...

Максим Леви:
И для каждого вида чая существует и исполняется при его употреблении своя специальная музыка, соответствующая именно его действию и помогающая ему.

Владимир Леви:
Музыка – искусство в высоком смысле равносильное питью и еде. Восточные чайные церемонии – только одно из свидетельств того, как давно дружат и помогают друг другу музыка и застолье, музыка и трапеза, музыка и, скажем просто и ясно...

Хором:
…музыка и еда!

Евгения Полянская:
Ну вот, мы наконец-то объявили дружно и весело тему нашей сегодняшней передачи, одновременно занимаясь ее практическим воплощением...
Звон разбитой посуды
Ой! Кажется, перестарались... Битье посуды в программу не входило.

Максим Леви:
Не волнуйтесь, Женя, входило. Это практическая иллюстрация к музыке, которую мы немного послушаем, продолжая наш разговор. Из китайской трапезной музыки, сочиненной давным-давно, в императорские времена. Называется композиция так: «Мысли о падении столика для приправ». Вот когда-то случилась такая неприятность, конфуз: упал столик с приправами, побилась посуда. Огорчительное и небезопасное событие, учитывая строгость порядков в китайском императорском дворце. Однако находчивый музыкант, композитор (имя его история не сохранила) в какой-то мере исправил оплошность незадачливых слуг-подавальщиков и возвысил досадный случай до повода для философских размышлений о бренном и вечном.

Звучит композиция «Мысли о падении столика для приправ»

Владимир Леви:
Во всех национальных культурах прослеживается идущая с незапамятных времен традиция трапезной, застольной музыки. Еда, музыка, танец, заклинание духов, богослужение, равно как и любовь, эрос, – все это было когда-то едино, да и остается, по сути, таковым. И музыка это единство всех сторон человеческой натуры поддерживает и выражает.

Евгения Полянская:
Вы сказали, Владимир Львович, что музыка и трапеза помогают друг другу. Интересно, что это означает?.. Что помощь эта взаимна, обоюдна?

Владимир Леви:
«Еда без музыки – не еда, а жранье», – выразился в частном разговоре один из величайших композиторов XX века Игорь Стравинский.

Вера Бисенек:
Но понимали это во все времена. И вельможные особы любили сочетать прием пищи физической с пищей духовной. Озвучить трапезу было довольно просто, ведь при дворах всегда служили музыканты: придворные композиторы, инструменталисты, певцы... В эпоху барокко редко кто из композиторов мог пройти мимо музыки для застолья, мимо так называемой tafelmusik. Tafel по-немецки – «накрытый стол», а tafelmusik – «застольная музыка».

Владимир Леви:
Говорит наш музыкальный редактор и консультант Вера Бисенек.

Вера Бисенек:
Три цикла застольной музыки создал немецкий композитор, современник таких титанов, как Бах и Гендель. Имя его – Георг Филипп Телеман. Эти сочинения были поистине грандиозны по размерам. Каждая тетрадь включала в себя целый ряд многочастных произведений: сюиту, квартет, трио-сонату, сольную сонату и так далее.

Звучит музыка Телемана

Вера Бисенек:
Телеман был прекрасным организатором своей карьеры, гораздо более удачливым, чем его великие современники. Наверное, в наше время его бы назвали замечательным менеджером. И, наверное, не последнюю роль в его удачной карьере играла благосклонность вельможных особ, ведь при их дворах звучала его tafelmusik – «музыка для застолий».

Максим Леви:
Ну, а всемирно известный главный воплотитель единства питания духа и питания тела, музыки и еды, конечно, Джоаккино Россини.

Звучит музыка Россини

Максим Леви:
Россини был вдвойне славен и как автор прекрасных опер, создатель бессмертного «Севильского цирюльника», и как великий повар и гурман, изобретатель множества оригинальных блюд. И недаром Гегель писал о музыке Россини, что она создана для итальянских голосов, как страсбургские пирожки для гурманов.

Владимир Леви:
Сам Россини ценил свой кулинарный талант выше музыкального. Когда хвалили его произведения, он мог прервать хвалящего такими, например, словами: «Да что вы все об увертюре, отведайте лучше паштет из гусиной печенки и трюфелей, он воздушен и легок, пикантен, пронзителен, упоителен и необременителен, как поцелуй юной неаполитанки... Вот это настоящий шедевр!»

Евгения Полянская:
Мммм... Вы так вкусно рассказываете, что слюнки текут. Как жаль, что нельзя отведать того россиниевского паштета!

Звучит музыка Россини

Владимир Леви:
Ну почему же? Того самого, конечно, нельзя, а немножко другого можно. В ресторанах Франции и поныне в меню входит самое знаменитое блюдо маэстро: турнедо «Россини».

Евгения Полянская:
И как готовится это знаменитое блюдо?

Владимир Леви:
В горячем масле жарят со специями ломтики говяжьего филе...

Евгения Полянская:
Записывайте!

Владимир Леви:
...толщиной в четыре сантиметра, не толще, но и не меньше. Потом каждый кусок мяса выкладывают на свежеприготовленный тостик, красиво подрезают жареные хлебцы, а сверху кладут все ту же гусиную печенку и трюфели и подают под соусом мадеры. Такой вот навечно вошедший в поваренные книги «Турнедо Россини».

Евгения Полянская:
Рецепт, пожалуй, не такой уж и сложный, запомнили?

Владимир Леви:
А вкусно ка-а-а-ак!

Максим Леви:
В одном из частных разговоров композитор сказал...

Владимир Леви (за Россини):
«Желудок – это капельмейстер, который руководит нашими страстями и приводит их в действие: еда, любовь, пение и пищеварение – вот четыре акта комической оперы, которая называется жизнь!»

Евгения Полянская:
Итак, в эфире «Музыкальная аптека», программа доктора Леви. Он же у нас в студии, а также Максим Леви, музыкальный консультант Вера Бисенек, звукорежиссер Михаил Максимов и редактор передачи Евгения Полянская. У нас продолжается аппетитный разговор про еду и музыку. И меня, как и, наверное, многих наших слушателей, и особенно слушательниц волнует вот какой практический вопрос: если музыка, как мы поняли, повышает аппетит и способствует успешному пищеварению, то, значит, всем тем, кто заботится о своем весе и стройности, музыки за едой надо как раз опасаться и есть в глубокой тишине?.. А если играет музыка, скажем, в ресторане, то хорошенько заткнуть уши и не соблазняться?..

Звучит спокойная, благостная классическая музыка

Максим Леви:
Евгения, все не так трагично: аппетит повышает далеко не всякая музыка, и на свете есть много музыки, которая аппетит понижает и, более того, гармонизирует. Американские ученые университета имени Джона Хопкинса в специальном исследовании обнаружили зависимость между музыкальными вкусами человека и количеством поглощаемой им пищи. Если за обедом или ужином звучит спокойная классическая музыка, люди едят небыстро, подносят ложку ко рту в среднем не чаще трех раз в минуту. И не слишком много едят, легко насыщаются.

Продолжает звучать спокойная классическая музыка

Максим Леви:
А вот если звучит музыка, подобная той, которую мы слышим сейчас, тогда дело другое.

Звучит современная песенная композиция на английском языке с участием ударников в быстром темпе

Максим Леви:
Такого рода музыка ускоряет поглощение пищи в два, а то и в три раза, причем и разборчивость этого поглощения заметно снижается.

Евгения Полянская:
Какой ужас! Это что же получается, уже музыкально внушенная булимия?

Максим Леви:
Ну, что-то вроде того... У каждого, разумеется, в разной степени.

Владимир Леви:
Да, именно так. Музыка может и повышать аппетит, и, наоборот, останавливать и предотвращать обжорство, – и делать это одновременно с повышением настроения и снятием депрессии. При депрессии обжорство очень часто бывает, является даже его характерным симптомом. Слушать лучше, конечно, не великого чревоугодника Россини, а Генделя, Баха, Вивальди, Моцарта. Слушать не только и не столько во время еды, сколько перед едой или в самом начале трапезы, настроечно. Одухотворенность принятия пищи сработает и на пользу тела.

Максим Леви:
Когда в ресторане в качестве фоновой музыки звучит классика, люди заказывают хотя и менее обильные, но более дорогие блюда, готовы заплатить за еду самую дорогую цену и дают самые щедрые чаевые. Когда исполняется легкая эстрадно-джазовая музыка, едоки становятся почему-то скупее, а в полной тишине раскошеливаются наиболее неохотно. Так что и с классикой поосторожнее, если приходится экономить.

Евгения Полянская:
Ладно, тогда давайте обратимся к другим жанрам. Сейчас прозвучит классика авторской песни. Эта песня многим из нас поднимала настроение и помогала одолевать невзгоды того довольно продолжительного периода, когда хорошая еда для большинства простых смертных была дефицитом. Послушаем знаменитую «Приходи ко мне, Глафира» Георгия Васильева и Алексея Иващенко.

Звучит песня «Приходи ко мне, Глафира»

Максим Леви:
На одном из концертов кто-то прислал авторам этой песни записку, что в дни своего создания «Глафира...» была остросоциальной песней, а сейчас это просто песня о еде. На что автор Георгий Васильев сказал: «Я совершенно с этим не согласен. «Глафира...» и тогда, и сейчас – это песня о любви».

Евгения Полянская:
Приближаясь к завершению нашей передачи и, как всегда, далеко не исчерпав тему, хотелось бы, как обычно, Владимир Львович, высказать практические жизненные пожелания для наших слушателей. У нас все же аптека, хоть и музыкальная, как же в аптеке – и без рецептов?

Владимир Леви:
Всем нашим слушателям, для которых и музыка, и еда занятия равно досточтимые, мы желаем прежде всего не забывать их сочетать. Когда собираетесь поесть, не забудьте включить музыку.

Максим Леви:
Но, пожалуйста, не включайте что попало. И не включайте слишком громко. Если вам приходится есть достаточно быстро, что нежелательно, но жизнь часто с этим не считается, то музыка как раз особенно необходима. Хотя бы на то короткое время, когда она звучит перед едой и одновременно с едой, она создаст у вас качественно иное состояние – поднимет настроение, освободит от суеты, от лишних внутренних напряжений, от инерции повседневных стрессов и даст возможность и телу, и душе получить от пищи то, что они должны получить, и с толком, и с удовольствием.

Звучит джазовая импровизация, исполняемая на фортепиано

Владимир Леви:
А вот если вы едите достаточно долго – за праздничным ужином, скажем, или за воскресным семейным обедом, то музыку в таких случаях желательно время от времени выключать или сбавлять громкость, чтобы она не приЕДАлась – чтобы не теряла свое действие, а, наоборот, чтобы всему помогала. Музыка перед началом трапезы пусть будет лучше инструментальной. Она не должна быть тяжеловесной, слишком эмоционально нагрузочной. Ее самые желательные свойства я бы определил словами «ясность», «прозрачность», «воздушность»... Не нужно ни слишком высокого темпа, ни тяжелой тембровой нагрузки.

Максим Леви:
А вот к концу трапезы музыка может и разгуляться. Подойдут хорошие песни, всевозможная эстрадно-танцевальная музыка, блюз, джаз, не слишком тяжелый рок.

Звучит композиция Eric Clapton «Lay down, Sally»

Максим Леви:
Сопроводила наш разговор композиция Эрика Клэптона.

Владимир Леви:
Понаблюдайте за действием на вас разной музыки перед, во время и после еды. А особенно внимательно советуем мамам проследить за действием музыки при кормлении ребенка. Спокойная классическая музыка, как правило, превосходно действует при кормлении грудью. Малыш и лучше сосет, и легче засыпает, и лучше усваивает.

Максим Леви:
А для детей постарше хороша музыка с легкими танцевальными ритмами. Очень рекомендуются динамичные латиноамериканские мелодии.

Звучит латиноамериканская композиция

Владимир Леви:
А вообще, друзья, сочетание разного рода блюд и напитков, разных меню, разных трапез с разной музыкой – это целое искусство, огромное и неисчерпаемое.

Максим Леви:
Музыка обладает волшебной способностью наполнять даже самую простую пищу целительной и благодатной духовной энергией. Эта энергия материализуется, становится нашим телом, нашим настроением и здоровьем.

Евгения Полянская:
Нам пора заканчивать сегодняшнюю передачу, хотя и жаль: на тему «Музыка и еда» хочется еще и еще говорить. Возможно, для кого-то из наших слушателей уже наступило время сесть за стол.

Владимир Леви:
Мы вам желаем заняться этим под хорошую музыку и делать это умеючи с нашей помощью.

Максим Леви:
Нашу передачу завершает джазовая композиция в исполнении Андре Превена.

Звучит композиция Андре Превена

Евгения Полянская:
Прощаются с вами все, кто работал сегодня за круглым столом и чашкой чая в домашней студии доктора Леви: это авторы Владимир Леви и Максим Леви, звукорежиссер Михаил Максимов, музыкальный консультант Вера Бисенек, продюсер программы Ольга Копылова, редактор передачи Евгения Полянская.

Владимир Леви:
Хорошего вам аппетита к жизни!

Максим Леви:
И хорошей музыки к вашему столу! До встречи!


Оставить отзыв (1)



Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2017
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100