дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Музыкальная аптека / Застолье


 

Застолье



слушать передачу



Поделиться

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

музыка и еда
(2)


музыкальные угощения к празднику
о вкусах не спорят, о них поют



Звучит композиция Чарльза Мингуса «Съешь эту курицу»

Евгения Полянская:
«Музыкальная аптека» приветствует вас, дорогие слушатели. В студии автор программы – доктор, психолог, писатель и музыкант Владимир Леви; соавтор передачи психолог и музыкант Максим Леви; наш музыкальный консультант Вера Бисенек, звукорежиссер за пультом Михаил Максимов; и редактор передачи Евгения Полянская.
Доброе утро, друзья! Давайте сегодня поговорим наконец о...

Звон бокалов и хор голосов:
– О музыке и празднике!
– Музыка для хорошей компании!
– Для отдыха в кругу друзей!
– Музыка и застолье!

Максим Леви:
Начало нашей праздничной аппетитной передачи положила джазовая композиция Чарльза Мингуса с вкусным названием «Съешь эту курицу».

Владимир Леви:
Ну, друзья, говорить, что праздничное веселье требует присутствия муз, что накрытый стол без музыки – это не стол, а жратвилище... поилище... утробонабивалище... ну, вы меня поняли... – это же ломиться в открытую дверь – доказывать, что празднику нужна музыка. Но какая? И как ее слушать, как исполнять, как пользоваться музыкой, чтобы не испортить праздник, а сделать его настоящим, красивым, одухотворенным – вот наша тема сегодня.

Евгения Полянская:
И, между прочим, это одна из самых трудных и необъятных музыкально-аптечных тем.

Владимир Леви:
Потому что надо успевать наливать...

Евгения Полянская:
– На стол подавать!
– Поддавать!
– Поговорить!
– Кокетничать с соседом!
– Ухаживать за соседкой!
– Непосредственно занимаясь любимым делом!
– Поговорим о том как, как...

Звучит песня группы «Тату» «Я буду»

Евгения Полянская:
Ой, ну все-таки не так громко, Владимир Львович!

Владимир Леви:
Поговорим о том...

Продолжает звучать песня группы «Тату»

Евгения Полянская:
Ну, подождите, я же не слышу Владимира Львовича и почти не вижу!

Владимир Леви:
Я говорю, как не надо сочетать музыку и праздник. Вот так не надо!
Внимание... Праздничные мероприятия должны проходить в торжественной тишине. Чтобы слышно было, как мухи летают...

Максим Леви:
И на лету засыпают... А также, чтобы в соответствующие моменты был слышен скрип стульев, звуки жевания.

Евгения Полянская:
Ну и что? Многие праздники так и проходят. Сначала торжественная часть: тосты, речи... Потом постепенно – анекдоты, байки.

Владимир Леви:
А уж потом песни под гитару или гармошку, что сейчас все реже бывает в связи с повсеместным наличием звуковоспроизводящей аппаратуры, приемников и телевизора.

Максим Леви:
По этой части у каждого из нас есть свой страдальческий опыт. Источником страданий служат обычно соседи, машины, особенно на даче, куда сейчас иногда люди завозят мощные концертные колонки... И как загремит за забором что-то такое забористое, так тут хоть беруши покупай. Ведь защищаться очками, как только что советовала группа «Тату», уже не получится. Полезно будет иметь в доме такие защитные затыкалки от лишних децибел, чтобы децибелы, идущие извне, не превратили нас в децибилов.

Вера Бисенек:
Да, а если их на празднике в уши вставлять, то как же анекдот расслышать?

Евгения Полянская:
Но у каждого, или почти у каждого есть свой опыт причинения звуковых страданий ближним и дальним. И как раз во время самых веселых, душевных праздников. А вам стучали соседи по батарее в разгар празднования чего-нибудь?

Максим Леви:
Стучали. И не только по батарее...

Владимир Леви:
Ладно, о грустном не будем, ребята. Давайте чуть-чуть погрузимся в те счастливые времена, когда таких проблем еще не было, а когда только живая музыка, естественная и соразмеренная с децибельными возможностями своих слушателей, царила вокруг.
Вера Бисенек расскажет нам о праздничной музыке прошлого.

Вера Бисенек:
Это тема с огромной предысторией. Праздничная и застольная музыка уходит своими корнями в глубину древней жизни. Она есть у всех народов мира. Ее традиции продолжились и в музыкальной классике, и в разных видах современного музыкального искусства. Одним из старейших дошедших до нас письменных музыкальных источников является так называемая Carmina Burana. Это рукопись XIII века, найденная в бенедиктинском монастыре в Баварии. В первой части Carmina Burana содержатся песни и стихи на религиозные и нравоучительные темы. А во второй части как раз те самые застольные, и также любовные, пародийные музыкальные фрагменты.

Звучит старинная застольная музыка

Вера Бисенек:
А в эпоху барокко ни одно светское мероприятие не обходилось без музыки. И поэтому практически все композиторы барочной эпохи не проходили мимо так называемой tafelmusik или musique de table, так называемой музыки для застолий.

Звучит музыка Телемана

Владимир Леви:
Это Телеман, современник Баха, его знаменитая tafelmusik – застольная музыка. Она у нас уже немножко звучала в передаче о музыке и еде. И под эту музыку хочется есть, пить и веселиться!
А когда люди веселятся, им не сидится только за столом, это хорошо известно. И более того, не сидится даже дома. Хочется выйти на улицу и продолжать свое веселье. Наши люди так и делают, и не только наши, во всем мире так. И вот мы подходим к теме музыки уже не застольной, а музыки уличной, дворовой, всеобщей, вселенской – «Музыка и карнавал».

Вера Бисенек:
Однажды на римский карнавал заявились два приятеля, два музыкальных гения – Россини и Паганини. Они нарядились двумя нищими женщинами, взяли в руки гитары и на сочиненный только что совместными усилиями текст завопили вот такую песню.

Звучит «Песня нищенок»

Вера Бисенек:
Маскарад удался на славу. Успех у друзей был потрясающий. Но это дело происходило в Риме. А через некоторое время в Дрездене Никколо Паганини исполнил свое новое сверхвиртуозное произведение. И называлось оно «Венецианский карнавал». Написано это произведение на тему итальянской народной песни «O mamma, mamma cara».

Звучит отрывок из «Венецианского карнавала»

Владимир Леви:
По звучанию этих скрипок так и кажется, что это песенка влюбленной легкомысленной девушки, которая поет: «О мама, мама дорогая!» и кается в некоторых своих приключениях.
Но вернемся, друзья, к музыке и застолью, точнее говоря, к тем историям, которые происходили с великими композиторами за столом.

Вера Бисенек:
Однажды в Вене актер Рози пригласил компанию к обеду. Среди прочих в компании были филолог Карл Бернард и Людвиг ван Бетховен. Обед продолжался до полуночи. За столом много ели, пили и очень много шутили. Но более всего шутили и острили по поводу редкого и дорогого блюда – устриц. «Австрия, – говорили гости, – происходит от слова auster – «устрица». И тут же Бернард набросал стихи, а Бетховен достал лист бумаги и положил этот текст на музыку, написав два канона: мажорный и медленный, грустный, в миноре. Но в разговорной тетради Бетховена чуть позже появилась запись: «Очень жаль, но оба канона стерлись».

Максим Леви:
Вероятно, на бумагу, где были написаны эти ноты, налили вино или уронили тех же самых устриц, которые вдохновили на создание этого произведения, – мало ли, что может во время такого обеда случиться...

Вера Бисенек:
К сожалению, по этой простой причине мы не можем вам дать послушать эти два, по-видимому, гениальных произведения Бетховена.

Максим Леви:
Зато можем послушать его знаменитые застольные песни.

Звучит «Шотландская застольная» Бетховена

Максим Леви:
Прозвучала «Шотландская застольная» Людвига вана Бетховена на стихи Шмидта в переводе Глобы, исполнил Николай Ворвулев.

Евгения Полянская:
В эфире «Музыкальная аптека». В студии Владимир и Максим Леви, музыкальный консультант Вера Бисенек, редактор программы Евгения Полянская.
Итак, рекомендации нашей «Музыкальной аптеки» к вашей празднично-застольной музыке.

Владимир Леви:
Во-первых, не пускайте дело на полный самотек, пусть хотя бы один относительно трезвый человек отвечает за музыку, откуда бы она ни исходила, и пусть кто-то проводит музыкальную режиссуру вашего праздника.

Вера Бисенек:
Во-вторых, при любом репертуаре не позволяйте музыке быть слишком громкой, монотонной и беспрерывной. Такой музыкой вы рискуете не поднять, а испортить настроение себе и гостям.

Максим Леви:
В-третьих, очень желаем вам отличать друг от друга два основных вида музыкального сопровождения праздника: музыка фоновая и музыка концертная. Фоновая музыка специального внимания к себе не требует, она как раз помогает привлекать, удерживать внимание на чем-то другом: на еде, на интересном собеседнике, на прекрасной соседке. Очень много есть на такие случаи подходящей инструментальной музыки, в крайнем случае, подойдут и песни на незнакомых для вас языках.

Владимир Леви:
А концертная музыка – событийная, это специальное музыкальное угощение к празднику. Музыка уже имеет право звучать интенсивно, быть совершенно разной по своему характеру, по жанру, и если вы администратор, скажем, праздника, то вы имеете полное право просить своих гостей, даже уже порядком развеселившихся, если не сидеть во время нее набрав в рот воды или водки, то уж по крайней мере не слишком шуметь, не слишком громко болтать, пока музыканты стараются.

Звучит «Блюз, созывающий свиней» Чарльза Мингуса

Вера Бисенек:
Далеко не всегда, правда, вкусы и потребности одинаковы, даже если за столом всего лишь двое или трое. Один может предпочитать Моцарта, а другой Верку Сердючку. Один Сметану – чешского композитора, а другой сметану.

Максим Леви:
Кому послушать Бизе, а кому покушать безе. Очень желательно разнообразить свое музыкальное меню. В отличие от меню питейного, которое разнообразить как раз не стоит. И кстати, научно достоверный факт: чем быстрее темп звучащей на празднике музыки, тем больше вероятность, извините меня за выражение, ухлестаться в зюзю, потому что человек подстраивается под темп музыки во всем, что он делает: он быстрее ест и быстрее пьет, соответственно, быстрее наливает еще. Так что будьте, пожалуйста, осторожны.
Думается, что такая музыка, как эта композиция Чарльза Мингуса, сможет украсить почти любое застолье и поднять присутствующим настроение. Желаем только не уподобляться персонажам, которым эта композиция посвящена, ибо называется она «Блюз, созывающий свиней».

Вера Бисенек:
На самом деле не все люди ходят в гости для того, чтобы припасть к праздничному столу. Допустим, когда я прихожу в семью своего старшего брата, профессора политологии, я замечаю, что львиная доля времени у нас уходит на совместное музицирование. Мы поем.

Владимир Леви:
Верочка, ты совершенно права. И музыка, конечно, одухотворяет наш праздник, и как же без этого.

Звучит песенный тост от «Музыкальной аптеки»

Максим Леви:
Прозвучал песенный тост от «Музыкальной аптеки». Исполнили его со мной буквально за столом, в компании Алла Чудина и Татьяна Борисова.
Автор этих чудесных слов и мелодии – Ольга Горпенко.

Владимир Леви:
Попеть вместе, помузицировать – вот удовольствие действительно настоящее. А другой вопрос – в каком состоянии этому удовольствию люди придаются. Когда-то Ильф заметил в своей записной книжке, что все пьяные поют одним и тем же голосом одну и ту же песню.

Вера Бисенек:
А с другой стороны, я слышала такое выражение эстрадных вокалистов, что «без бокала нет вокала».

Владимир Леви:
Всем тем, кто сочетает бокал с вокалом, я бы пожелал: не упускайте себя из виду и не дайте пропасть ценной информации. Пробуйте записывать себя на аудио-, а лучше еще на видеопленку и почаще слушайте и смотрите в трезвом виде на себя веселых, тогда есть шанс, что вам кое-что в себе откроется. Я знаю одного человека, который вот по такой методе обратной самосвязи, насмотревшись на себя в веселом виде, вообще, знаете, бросил пить.

Евгения Полянская:
Пожалуй, можно такой метод и запатентовать. Ну а сейчас, в завершение нашей передачи, давайте послушаем празднично-застольную песню, которую мне давно хотелось представить нашим радиослушателям. Это произведение Максима Леви, а предысторию создания этой песни пусть лучше расскажет сам автор музыки.

Максим Леви:
Слова этой песни написаны очень давно, датированы 1876 годом, автор слов Владимир Карабанов, предположительно осташковский купец. Первоначально она называлась «Праздничная песня осташковской городской пожарной команды», и нашел я ее в краеведческом музее города Осташкова. В музее мне сказали, что первоначальная мелодия этой песни не сохранилась, и пришлось написать свою. А потом она зазвучала на всех и всяческих праздниках, в которых мне приходилось участвовать, и мои товарищи даже немножко подправили слова, убрав некоторые архаизмы.
Песня стала и вовсе общечеловеческой, подходящей не только для пожарных, а для всякой хорошей и дружной команды.

Звучит «Праздничная песня пожарной команды»

Евгения Полянская:
«Музыкальная аптека» завершает празднично-застольный выпуск программы и желает вам легкого, веселого, вкусного отдыха, обязательно с музыкой и застольями. Ну, а в следующую субботу вас, как обычно, ждут в «Музыкальной аптеке»: доктор Владимир Леви, психолог Максим Леви, звукорежиссер Михаил Максимов, музыкальный консультант Вера Бисенек, продюсер Ольга Копылова и редактор передачи Евгения Полянская.


Оставить отзыв



Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100