дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Музыкальная аптека / Исцеление


 

Исцеление



слушать передачу



Поделиться

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

музыкотерапия
(2)


как выздороветь с помощью музыки



Евгения Полянская:
Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире «Музыкальная аптека», радиопроект доктора Владимира Леви. В студии у микрофона для вас работают:
- автор программы, доктор, психолог, писатель и музыкант Владимир Леви;
- психолог и музыкант Максим Леви;
- за пультом звукорежиссер Михаил Максимов;
- музыкальный консультант Вера Бисенек;
- и редактор передачи Евгения Полянская.

Сегодня мы опять говорим о музыке и здоровье, о музыкальном театре.
Увлечение музыкальным лечением периодически возникало в истории человечества, начиная, наверно, с Орфея и Пифагора. Музыкальная аптека периодически знакомит своих слушателей с историей музыкального лечения. Вот и сегодня Владимир Львович начинает об этом рассказ.

Владимир Леви:
Музыкальная терапия, музиатрия, на протяжении многих веков жизни человечества как прибойная война – то приходила близко и распространялась широко, то уходила куда-то, откатывала... И вот когда ее было много – это был конец XVII – начало XVIII веков. Был такой композитор, живший на один век раньше Моцарта, по имени Марэн Марэ, ученик великого итальянца Люлли и загадочного монсеньора Сент-Коломбо, музыку которого могли слышать в избытке зрители фильма Алена Карно «Все утра мира», где роль Марэна Марэ исполняет сам Жерар Депардье. Так вот, этот Марэн Марэ писал очень хорошую музыку вообще, и в том числе музыку специально для музыкальных целей. Самыми знаменитыми его музиатрическими произведениями были цикл из 12-ти сонат под общим названием «О странностях подагры». Насчет этой музыки ядовитыми словечками прошелся, между прочим, ни кто иной, как Франсуа Рабле, создатель знаменитого «Гаргантюа и Пантагрюэля». А еще он написал музыку, предназначенную специально для операции удаления мочевых камней. Эту музыку он предлагал врачам, и они покупали, и сопровождали этой музыкой подобные операции, которые были тогда очень болезненны – тогда ведь не было еще той анестезии, которая есть теперь.

Евгения Полянская:
И сейчас звучит музыка Марэна Марэ.

Звучит музыка Марэна Марэ

Владимир Леви:
А вот какую историю рассказывает об одном из учителей Марэна Марэ, уже упомянутом нами Люлли, один из его учеников. Люлли был великим композитором, он очень многое сделал для того, чтобы опера обрела совершенно другое звучание, и его музыка звучала очень модерново для его времени. И когда слушаешь его, слышно, что музыка очень энергичная, даже агрессивная, ритмичная такая, прямо с таким дыханием современности.

Звучит музыка Люлли

Владимир Леви:
И по характеру это был такой именно человек – энергичный холерик, итальянец, огненный человек. Он бился за успех каждой своей оперы. И вот однажды одна из его опер потерпела позорный провал. Один из его учеников описал впоследствии, что произошло после того, как это случилось. Люлли впал в ужасное, как мы сегодня говорим, реактивное состояние, в острую депрессию. Сидел в полнейшем ступоре, с высокой температурой, короче говоря, просто помирал человек… И ученики решили вывести своего учителя из такого затяжного депрессивно-шокового состояния музыкой. В течение недели они ходили к нему и по многу часов играли, Играл ансамбль, живую музыку, в том числе исполнялись произведения самого Люлли. Вначале ничего не помогало. Только на пятый день, пишет ученик, учитель начал понемногу оживать, шевелиться, какие-то нечленораздельные звуки издавать... Вдруг один из учеников, играя произведение маэстро, взял какую-то невыносимо фальшивую ноту. Маэстро тут же вскочил, глаза его засверкали, он закричал: «No, signori!» - «Так нельзя, что вы делаете!», дальше последовали какие-то невоспроизводимые ругательства, «фа диез скрипки, фа диез скрипки!», закричал он, после чего схватил скрипку и звучным ударом по голове ученику прервал сеанс музыкотерапии. Ученики поняли, что маэстро исцелился. После этого он выдал еще не одну оперу, и они имели большой успех.

Звучит музыка Люлли

Максим Леви:
Прозвучала музыка Люлли, а наша беседа о музыке и здоровье плавно движется к современности. В начале 20-го века музыкотерапия приняла масштабно-бизнесовый характер. В Соединенных Штатах Америки была создана национальная ассоциация музыкотерапевтов. Составлялись лечебные каталоги музыки, по аналогии с аптечной фармацевтикой – музыкопея, музыкальная фармакопея, то есть собрание, сбор музыкальный лечебных средств. Пионером этого дела стал великий изобретатель и предприниматель Томас Альва Эдисон. Как-то на досуге он с помощью знатоков-музыкантов рассклассифицировал около шестисот записей музыки. Из их числа были отобраны пьесы, способные, по мнению экспертов, наиболее сильно изменять эмоционально-психическое состояние слушателя. Рекомендовались, например, пьесы для успокоения и удовлетворения, для пробуждения и приятной веселости, для облегчения общения, для любви, от ревности и подозрительности, от хронической злобности, от головной боли… Именно от головной боли и было рекомендовано произведение, которое мы сейчас слышим – это Джордж Гершвин, «Американец в Париже».

Звучит музыка Гершвина

Евгения Полянская:
Может показаться странным, почему именно такая музыка должна помогать от головной боли, на чем основаны могут быть такие рекомендации?

Максим Леви:
Что же, очень может быть, что эта музыка подошла бы к использованию и с другими целями, например взбодриться утром, улучшить настроение. Попутно может, действительно, пройти головная боль, поскольку подъем настроения часто сопровождается расширением кровеносных сосудов, а головная боль часто бывает связана с их сужением, спазмом. Но у головной боли бывает и противоположная причина, и в этом случае с такой музыкальной терапией может ничего и не получиться. А вообще говоря, у музыки как лечебного средства есть такое замечательное свойство: от чего ее прописывают, от того она и лечит. Главное, чтобы прописывали убедительно. В медицине это называют плацебо-эффектом. В музыкальной терапии этот эффект выражен значительно заметнее, чем в лекарственной. Не будем слишком строгими к музыкопее Эдисона с товарищами, это было, конечно, сугубо любительское мероприятие, но сама затея, по-моему, заслуживает большого одобрения. Сейчас эти вещи делаются уже более профессионально и научно, и ожидаемый от применения музыки эффект проверяется клиническими исследованиями, которые отделяют зерна от плевел, и неспецифический плацебо-эффект от специфического лечебного. Кстати, в действии плацебо ничего плохого нет, это не что иное как действие внушения, а результат в принципе тот же, лечебный, даже в чем-то лучше прямого лекарственного эффекта, потому что не дает побочных последствий.

Владимир Леви:
Да, из всех лечебных средств именно музыка вызывает меньше всего осложнений. А музыкой самой проверенной с точки зрения благоприятного действия была и остается музыка классическая. И вот именно классическая музыка применяется при родовспоможении. Она помогает роженицам рожать без боли или с меньшей болью. Она помогает уменьшить количество химической анестезии при тяжелых родах, что чрезвычайно важно, не говоря уже о подготовке к родам, когда музыка просто успокаивает. Мы об этом уже говорили в одной из наших передач.

Евгения Полянская:
Звучит фрагмент из оркестрового произведения Клода Дебюсси «Облака».

Звучит музыка Дебюсси

Владимир Леви:
Эту музыку можно назвать атмосферической, да и название у нее такое – «Облака». Действительно, как будто плывешь в этих облаках, и все у тебя внутри раскрывается... Такая музыка может помочь и при головной боли, чтобы она уменьшилась (снимается спазм), может помочь и уснуть, и расслабиться, что как раз очень важно и при родах – в общем, как говорим мы, медики, – лечебное средство широкого спектра действия. Огромное количество рекомендаций разной музыки при разных заболеваниях мы сейчас можем найти, просто придя в какой-нибудь аудио-магазин, или в книжный магазин, где продаются также и аудио-диски. Вопрос только – насколько всему этому можно верить, насколько на это можно полагаться, насколько это действительно поможет. Изобилие большое.

Евгения Полянская:
Кажется, действительно, все новое – это хорошо забытое старое. Заходишь в аудиомагазин – и есть целые полки, целые разделы лечебно-оздоровительной музыки. И сердце вам обещают наладить, и сон, и нервы в порядок привести, и суставы, и позвоночник, и от гипертонии избавить, и, конечно, повысить иммунитет – иммуностимулятор. Такой музыкальный диск попался мне однажды. Включила музыку –обыкновенная электронная и вроде бы современного звучания, но ничего особенного, интересной музыка не показалась. Так вот, верить или не верить, что повысится иммунитет? Слушать или нет, и если есть риск, например, гриппом заболеть при надвигающейся эпидемии, то эта музыка действительно поможет, или все это очень сомнительно?

Владимир Леви:
Верить или не верить – всегда вопрос сугубо личного выбора, личной расположенности. Конечно, гарантии, что музыкально-терапевтический товар действительно изготовлен на научной основе, по научной методике, клинически надежно испытан – нет такой гарантии. И большая вероятность, что то, что вы купите – говоря грубо, халтура. Но ведь что только людям не помогает, если они в это верят! И заряженная вода, и многое другое. Уверовав, даже наивно и безосновательно, в лечебную силу музыки, вы, в отличие от некритической веры в лечебную мощь таблеток или какого-нибудь крутого колдуна, ничего не потеряете – если будете соблюдать правила, рекомендуемые народной мудростью и для веры в Бога – веруй, надейся, но сам не плошай.

Евгения Полянская:
В эфире «Музыкальная аптека». В студии:
- авторы программы Владимир и Максим Леви;
- музыкальный консультант Вера Бисенек;
- и редактор передачи Евгения Полянская.
Наша тема сегодня – музыка и здоровье.

Владимир Леви:
Музыка по древнейшим поверьям находится под покровительством бога связи всего со всем, бога перемещения и общения, Гермеса. Благоприятное воздействие музыки проявляется во всю силу в связи, в правильном сочетании с другими благоприятными силами – покоем и движением, массажем и притираниями, травами и целебными камнями, теплом и лекарствами – да, в том числе и лекарствами, которые музыка может сделать и более эффективными, сильными, и меньшими по дозе и более безопасными. Я это и на своих пациентах не раз проверял.

Максим Леви:
Сейчас мы слышим композицию с альбома «Музыка для массажа», изданного даже без указания имени композитора. И действительно, такая музыка может помочь как массажисту, так и его клиенту. Она помогает достигнуть глубокого расслабления, может уменьшить болевые ощущения, которые иногда возникают во время массажа, а массажист, слушая звуки флейты и арфы, может своими движениями немножко подражать игре на музыкальных инструментах. Действительно, некоторые приемы массажа похожи на движения рук арфиста. А массаж вблизи позвоночника можно делать так, будто вы играете на нем как на флейте, и это оказывает неплохое оздоровительное действие.

Евгения Полянская:
Итак, резюме сегодняшней передачи. Если хотите, чтобы музыка помогала здоровью, имейте в виду 5 правил лечебного применения музыки.

Владимир Леви:
Правило веры и надежды. Поверьте, что так бывает. Что музыка помогает здоровью, что она может это делать, ведь это правда! Верьте, что это и происходит, что здоровье ваше улучшается, когда слушаете музыку, или когда музицируете сами, играете и поете... Музыка поможет, музыка помогает!

Евгения Полянская:
Но только при условии, если вы будете соблюдать правило свободы и уважения к музыке.

Владимир Леви:
Не относитесь к музыке узко-практически и потребительски, утилитарно. Музыка – это свободное искусство, а не пилюля. Это бальзам, но бальзам высшего уровня. Музыка не должна, а лишь может подарить вам облегчение страданий, исцеление от недуга, здоровье...

Евгения Полянская:
Особенно если следовать правилу, как бы само собой разумеющемуся, но на практике далеко не всегда соблюдаемому: правило предпочтения.

Владимир Леви:
Не слушайте музыку какую попало. Не засоряйтесь ей. Будьте уверены – только музыка, которая вам нравится, очень нравится, вам и поможет. Относитесь к ней бережно. Не заслушивайте, не заигрывайте.

Евгения Полянская:
Иначе сказать, соблюдайте правило поиска и обновления.

Владимир Леви:
Музыки на свете несравненно больше, чем нам с вами известно. Чем вы или кто-либо может себе представить. И вашей любимой музыки может быть – и наверняка – больше, чем есть сейчас. Слушайте новые вещи и новых авторов, новых исполнителей, или исполняйте новое, если вы музицируете сами. Двигайтесь, развивайтесь, не прекращайте свой музыкально-оздоровительный поиск.

Евгения Полянская:
Неустанный музыкально-психологический поиск – то, в чем и стремится вам помочь наша Музыкальная аптека.

Владимир Леви:
Любите музыку и дружите с ней, и она воздаст вам взаимностью.

Максим Леви:
Завершает передачу произведение Иоганна Себастьяна Баха в современной джазовой обработке. Исследованиями установлено, что такая музыка может повышать у человека иммунитет. Прямо таки настоящий музыкальный витамин. Правда, еще лучше это получается, если музыка импровизируется для конкретного пациента.

Евгения Полянская:
Вероятно, тема музыка и здоровье бесконечна и неисчерпаема. Сегодня вам обо всем рассказывал доктор, психолог, музыкант и писатель Владимир Леви, автор этой передачи. В программе также участвовали:
- соавтор этой передачи Максим Леви – психолог, музыкант;
- музыкальный консультант Вера Бисенек;
- звукорежиссер за пультом Михаил Максимов;
- продюсер Ольга Копылова
- и редактор передачи Евгения Полянская.

Звучит музыка И.-С. Баха в джазовой обработке


Оставить отзыв



Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100