дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Музыкальная аптека / Встреча


 

Встреча



слушать передачу



музыка и любовь
(1)


любовная лирика в мировой музыке




Евгения Полянская:
Здравствуйте, дорогие слушатели и слушательницы нашей «Музыкальной аптеки». В это субботнее утро с вами будут: доктор Владимир Львович Леви, психолог, музыкант, писатель; психолог и музыкант Максим Леви; музыкальный консультант Вера Бисенек; звукорежиссер Михаил Максимов и редактор передачи Евгения Полянская. Сегодня, наконец, наша тема – «Музыка и любовь».

Владимир Леви:
Да, давно мы с трепетом подступались к этой огромной, великой теме.

Звучит отрывок из знаменитого любовного адажио Арама Хачатуряна из балета «Спартак»

Владимир Леви:
Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь – мелодия.

Евгения Полянская:
Александр Сергеевич Пушкин...

Владимир Леви:
Мне бы хотелось услышать голос живого Пушкина, как мы слышим, скажем, голос Окуджавы сейчас, но, увы, во времена Пушкина не было ни аудио-, ни видеозаписи. Так давайте, может быть, сразу начнем передачу с музыки на слова Пушкина.

В исполнении Сергея Яковлевича Лемешева прозвучал романс Глинки на слова Пушкина «Я помню чудное мгновенье...»

Максим Леви:
О любви словами, кажется, сказано уже решительно все.

Вера Бисенек:
А музыкой о любви сказано разве не все?!

Максим Леви:
А музыкой можно говорить о любви бесконечно. По нашим скромным подсчетам любви так или иначе посвящено 63% всей мировой музыки.

Вера Бисенек:
То есть на все остальное приходится всего 37%, что ли? Так мало? Трудно понять ваши подсчеты.

Максим Леви:
Ну, учитывая, как много в мире вообще музыки, ее хватает на все стороны нашей жизни и еще сверх того, но любовь для человека так важна, что и всей музыки мира для нее не хватает.

Владимир Леви:
Это потому, может быть, что мы не умеем правильно сочетать музыку и любовь и не учимся или нас не обучают делать любовь мелодией и гармонией, а если б мы это умели, то, может быть, любовных страданий, драм было бы на свете меньше или они были бы более красивыми, более человечными.

Звучит одна из мазурок Фредерика Шопена

Владимир Леви:
Наверное, не одна передача у нас будет посвящена этой теме, а много, потому что здесь столько разных ответвлений, столько разных сторон. А сколько музыкальных жанров просто впрямую посвящены любви, служат любви: серенада, любовный романс и песни. Любовные песни, сколько их?! Ну, словом, это непочатый край! Любовь я бы назвал прародительницей музыки, из любви музыка произошла, такого мнения придерживался не кто иной, как великий ученый Дарвин, создатель теории эволюции. На основании множества своих наблюдений и за животными, и за людьми Дарвин пришел к выводу, что музыка произошла от первобытных звуков ухаживания, привлечения – звуков любви. И в этом есть резон: достаточно послушать пение птиц или пение наших близких родственников, обезьян, есть такие обезьяны-ревуны, которые поют замечательные любовные арии своим возлюбленным.

Звучит пример таких обезьяньих арий

Владимир Леви:
Тут вот мои коллеги вспоминают еще и о кошачьих концертах, в общем, музыкальных предшественниц музыки о любви в мире наших меньших братьев хватает. Вот интересным образом перекликается с гипотезой Дарвина о происхождении музыки из звуков любви самонаблюдение Льва Николаевича Толстого. Лев Николаевич всю жизнь увлекался музыкой, а в молодости играл сам на рояле, импровизировал, потом он это дело оставил, став более морально строгим. Он признался как-то, написав буквально следующее: «Музыка нужна мне была для того, чтобы прельщать девиц своими чувствами».

Михаил Максимов:
Ну как тут не вспомнить Моцарта, соблазнявшего своих учениц под звуки волшебной флейты, или Вагнера, чья любовь к Матильде Везендонк воплотилась в одно из лучших его произведений, оперу «Тристан и Изольда».

Владимир Леви:
Мы еще поговорим о музыке как о пособнице и учительнице любви. Я вот могу вспомнить на собственном примере, что моя первая любовь, а дальше и вторая в значительной степени и возникли под влиянием музыки. Одна из девочек, которую я любил, у меня определенно ассоциировалась с «Вальсом Цветов» Чайковского, ее характер и эта музыка были чем-то одним и тем же, и я тогда был всего лишь двенадцатилетним мальчишкой.

Звучит «Вальс Цветов» П.И. Чайковского

Владимир Леви:
А второй составляющей ее музыкального образа была такая простенькая чешская полечка, которая часто тогда звучала по радио, и она ее очень любила, и я влюбился в эту музыку, и для меня эта музыка и эта девочка были совершенно одно, и я сейчас попытаюсь вспомнить, как звучала эта музыка.

Звучит полька

Владимир Леви:
И тут же мне вспоминается эта девочка, такая легкомысленная, милая, милое создание, глупенькая, хорошенькая – короче говоря, прелесть.

Евгения Полянская:
Вот что мужчинам-то надо, оказывается!

Владимир Леви:
Я думаю, для многих это именно так: любовь связывается в душе с какой-то музыкой, это очень естественно. И это прекрасно. И мы можем определенно сказать, что музыка одухотворяет любовь, она придает ей замечательную энергию... Но и не только. Мы будем говорить еще и о том, что музыка – это величайшая целительница любовных драм, любовных страданий, которыми полон мир, которые знает каждый из нас. И именно музыка приходит на помощь, когда страдания любви, неразделенной любви или просто ее отсутствие кажутся безысходными, невыносимыми. Что здесь может помочь?! Ну конечно, в первую очередь музыка. Музыка, которая присоединяется к этому состоянию, выражает его, выражает так глубоко, как никто и ничто, как мы сами не можем это выразить. И вот через это выражение страдание получает свой исход. Музыка – это действительно великий врач, и великий врач именно в любви.

Звучит отрывок из оперы Леонкавалло

Максим Леви:
Звучит отрывок из оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы» – один из ярчайших образцов музыкально-литературного повествования о любовной травме, о любовной трагедии, один из примеров того, как вообще-то человеку не надо относиться к своей любви. Отношение одного из главных героев, Канио, к своей возлюбленной разрушительно, глубоко болезненно, но и слушать такую оперу полезно хотя бы тем, что, глубоко прочувствовав эту разрушительность, мы получаем какую-то внутреннюю защиту от нее, это что-то вроде прививки.

Владимир Леви:
Да, мороз по коже продирает от этого накала страстей, от драматизма, трагизма. Может быть, любят они, как не надо, но поют они, как надо. Боже мой, как поют!

Звучат позывные Музыкальной аптеки

Евгения Полянская:
В эфире «Музыкальная аптека». В студии авторы программы – Владимир и Максим Леви, музыкальный консультант Вера Бисенек и редактор передачи Евгения Полянская. Наша тема сегодня – «Музыка и любовь».

Владимир Леви:
Помните строчки Пушкина?
Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны...

Ну, не всегда благотворны, скажем мы от себя, но, что все возрасты покорны, это совершенно точно. Я бы сказал даже, все профсоюзы, все слои населения, все абсолютно уровни личности человеческой... находят свое полное выражение в музыке. Вы посмотрите: о любви поет и какой-нибудь блатняк. О чем поет?! О любви!

Звучит «Мурка»

Владимир Леви:
О любви поется в самой наипошлейшей попсе, заполонившей собой эфир, и о любви же – высочайшие произведения мира и лучшие арии. И любовным переживаниям посвящены самые прекрасные инструментальные произведения. Этот потрясающий демократизм связи музыки и любви, он о чем нам говорит?! О том, что связь здесь неразрывная.

Максим Леви:
А сейчас мы с вами слушаем джаз. Знаменитая джазовая певица Билли Холидей исполняет, конечно, песню о любви, которую написал Кол Портер. Там поется «I Get a Kick out of You», это значит примерно: «Ничем на свете меня не проймешь, но, когда я вижу тебя, меня буквально прошибает».

Звучит «I Get a Kick out of You»

Максим Леви:
Уже немало лет подряд в газетах постоянно можно видеть объявления, начинающиеся со слов «верну любимого», «верну мужа в семью в день обращения», «отворожу», «приворожу», «сильнейшая сексуальная привязка с демонстрацией эффекта в присутствии заказчика», в общем, вы поняли.
Не будем говорить, насколько реально это работает, насколько на самом деле что-то можно изменить магическими средствами.
Ну а в том, что музыкальными средствами можно делать аналогичные вещи, у меня почти нет сомнений. Но вот вопрос: что происходит на самом деле? Даже при обращении к какому-нибудь магу, колдунье – якобы для воздействия магическими методами на поведение другого человека, скажем, на ушедшего мужа – большей частью происходит воздействие методом внушения на поведение того, кто обратился. Ну, чаще всего это женщина, от которой ушел муж. Она сама начинает вести себя по-другому, прежде всего, более уверенно. Когда она сама более уверена в своей привлекательности, в том, что мужчина от нее никуда не денется, действительно, так с большей вероятностью и происходит.

Владимир Леви:
Ну, а уж музыкальными средствами того же самого можно достичь с еще большим успехом, потому что музыка усиливает действие любого состояния, которое она выражает, доводит его до максимума, до сверхсилы. И в этом, собственно, и есть задача музыки. И вот когда человек внутренне наполняет себя музыкой уверенности, музыкой победности, музыкой обольщения, привлекательности, то это как бы исходит, излучается из него или из нее, особенно из нее. Это, конечно, действует на другого человека, это будет действовать на вашего возлюбленного, на того же ушедшего мужа, который, скажем, появится дома и увидит совсем другое состояние, совсем другое ваше поведение. И безо всякого колдуна, понимая суть дела, на это можно настроиться, войти в это приворожительное состояние с помощью музыки. Только нужно, чтобы эта музыка в вас жила и чтобы вы жили в этой музыке.

Звучит саксофон Гишара де Марни

Максим Леви:
Сейчас мы слышим французскую любовную лирику, композицию Гишара де Марни. Саксофон, который сейчас звучит, слывет одним из инструментов, лучше других выражающих любовные чувства. Неизвестно точно, почему это происходит, может быть, какими-то составляющими звука, какими-то обертонами он похож на голос существа, испытывающего любовное томление.

Владимир Леви:
Саксофон иногда может звучать ну совершенно как человеческий голос. И при этом вспоминается, что все-таки любовное чувство в нас пробуждает прежде всего вокал. Но, заметим, не всякий вокал. Тот же Дарвин, изучая воздействие голосов самцов на самок у животных, а также сопоставляя это с воздействием человеческих голосов в соответствующих ситуациях, пришел к любопытному выводу: первобытные донжуаны, самые обольстительные мужчины не только пели тенорами, но и говорили. Но это было в те времена, когда и речь, и пение были еще чем-то одним, были такие времена. Именно благодаря этому вокал, пение так мощно на нас воздействуют. Первобытные донжуаны были великими тенорами. И этому можно поверить, если вспомнить, какой потрясающий успех у женщин среди певцов имеют именно тенора, великие тенора. Ну, я еще помню в моем детстве этих «лемешисток», которые просто одолевали Сергея Яковлевича Лемешева, он от них проходу не знал. И почему-то баритоны и басы так не действуют. У психологов этому есть определенное объяснение: чем голос басовитее, тем больше в нем отцовского начала, патриаршего, а тенор – это голос любовника, героя любовника, это в классической опере совершенно однозначно представлено. Ну и давайте послушаем красивый тенор.

Звучит отрывок из оперы Пьетро Москаньи «Сельская честь»

Максим Леви:
Мы услышали отрывок из оперы Пьетро Москаньи «Сельская честь». Исполнял Джузеппе ди Стефано.

Евгения Полянская:
Аналогичный вопрос возникает про женские голоса. Ведь на мужчин тоже действует женский вокал, и очень сильно.

Владимир Леви:
С женскими голосами вопрос сложный и тонкий: разные женские голоса по-разному действуют на разных мужчин. Вот мне, например, при моем относительно низком голосе очень нравятся высокие женские голоса, голос, который был у моей мамы, например, у нее было нежное лирическое сопрано. Разные голоса действуют как бы на разные струны в мужчине: высокий женский голос говорит нам о каком-то нежном создании, инженю, голос пониже говорит нам о более зрелой женщине, приближающейся к типу материнскому. И то и другое нужно мужчине.

Звучит романс

Максим Леви:
Прозвучал современный романс композитора Гельсят Шайдуловой на стихи Роберта Бернса, исполнила обладательница драматического сопрано Лариса Косарева.

Владимир Леви:
Друзья, сегодня мы только начали, только затронули огромную, необъятную тему музыки и любви. Мы продолжим об этом разговор, мы будем беседовать о том, как музыка помогает в любви всесторонне: как она помогает лечиться от любовных страданий и травм, как она помогает достигать успеха в любви, это не шуточно, а самое главное – как она помогает глубже чувствовать и понимать любовь, повышать, я бы сказал, свой уровень в любви. Это крайне важно для каждого из нас, для мира и гармонии, для всего вообще, для самочувствия, для жизни. Любви вам, дорогие друзья!

Звучит вальс Максима Леви в исполнении Анастасии Севериной

Евгения Полянская:
Под этот вальс, написанный Максимом Леви и звучащий в нашей студии в исполнении Анастасии Севериной, мы желаем вам весны, счастья, радости, любви. В следующую субботу утром с вами будут: доктор Владимир Львович Леви, психолог, музыкант и писатель; психолог и музыкант Максим Леви; продюсер передачи Ольга Копылова; музыкальный консультант Вера Бисенек; звукорежиссер Михаил Максимов и редактор Евгения Полянская. До встречи.


Оставить отзыв



Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2017
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100