дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Музыкальная аптека / Вера


 

Вера



слушать передачу



Поделиться

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

музыка и духовность
(2)


мелодия молитвы



Вера Бисенек:
Здравствуйте, наши дорогие радиослушатели! В эфире «Музыкальная аптека». В студии для вас сегодня работают: авторы передачи – врач, психолог, психотерапевт, автор множества книг Владимир Леви, психолог и музыкант Максим Леви, звукорежиссер Михаил Максимов и я, музыкальный консультант передачи, Вера Бисенек.

Звучит духовное пение

Вера Бисенек:
Сегодня мы продолжаем огромную тему, затронутую нами в предыдущей передаче, – «Музыка и духовная жизнь».

Продолжает звучать духовное пение

Измененный голос Владимира Леви:
«Для того чтобы быть целый день бодрым, надо начинать утро с решения математических задач или с молитвы. Лично я предпочитаю второе».

Владимир Леви:
Эти слова сказал великий русский ученый Алексей Ухтомский, замечательный психофизиолог, живший на рубеже XIX и XX веков, создатель знаменитого учения о доминанте – основе сосредоточения и любого человеческого достижения. Когда я учился в мединституте, я очень увлекался этим учением и с его помощью понял, как надо сосредотачиваться, чтобы добиться чего угодно в любой области.
«Для того чтобы быть целый день бодрым, надо начинать утро с молитвы», – говорил Ухтомский, который был очень религиозным человеком и очень музыкальным. Разговор наш идет сегодня о музыке. Великое искусство музыки и призвано служить нашей духовной жизни, духовной жизни во всем ее объеме: церковной жизни духа и внецерковной.

Звучит размеренная музыка, исполняемая на фортепиано

Максим Леви:
Любая музыка или почти любая содержит некое духовное зерно. Но если мы говорим о том, чтобы музыка служила целенаправленно пробуждению именно религиозного чувства, предназначалась для молитвы как особенного, ни на что другое не похожего обряда и внутреннего состояния, то для этого, конечно, нужна особая музыка.

Звучит религиозное пение

Максим Леви:
Упомянутый профессор Ухтомский, имевший также богословское образование, высоко ценил в качестве богослужебной музыки древние духовные распевы, такие как звучащий сейчас греческий распев. И как ученый он убедительно объяснял значение этой музыки – она, будучи ровной, неяркой по звучанию, помогает человеку сосредоточиться на основной идее молитвы.

Звучит религиозное пение

Измененный голос Владимира Леви (читает текст за Ухтомского):
«Искусство призвано передавать, внушать те или иные чувства, настроения воли, идеи. Церковное искусство – это то, которое внушает людям волевые настроения и идеи Церкви Христовой. Точно так же военным называют искусство, которое внушает людям боевое настроение, ободряет в бою, а есть так называемое искусство для искусства, призванное передавать людям ощущение красоты, в чем бы она ни выражалась при полном принципиальном безразличии к нравственно-волевому значению этих образов.
И оно, в конце концов, создает состояние безвольного переживания ощущений и сменяющихся одно другим настроений, а это не имеет ничего общего с тем настроением крепкой, мужественной, определенной воли, которая проповедуется церковью и церковным искусством».

Максим Леви:
Так писал великий ученый, профессор Алексей Ухтомский в своих заметках о церковном пении. И все же в одном трудно согласиться с этим замечательным мыслителем: светское музыкальное искусство отнюдь не лишено того, что Ухтомский называл нравственно-волевым началом. И даже современные психологические исследования показывают, что, безусловно, музыка светская, прежде всего классическая, наделена большим потенциалом нравственного содержания. Она выражает и воспитывает в человеке такие ценности, как доброта, любовь к близким, стремление к истине, справедливости, образованию, самосовершенствованию и еще многие другие.

Вера Бисенек:
И вот что дальше говорит профессор Ухтомский о церковной музыке известного композитора Дмитрия Степановича Бортнянского, жившего на стыке веков XVIII и XIX...

Измененный голос Владимира Леви (читает текст за Ухтомского):
«…Прекрасная музыка господина Бортнянского не есть церковное искусство, ибо не стремится углубить мысль предстоящих в церковную идею того литургийного момента, в который поется эта песнь, а имеет в виду передать ощущение красот…»

Звучит хоровое богослужебное пение

Вера Бисенек:
По мнению Алексея Ухтомского, музыка подобного рода, написанная на богослужебный текст, не является музыкой церковной, так же как и простой романс, написанный на текст военной песни, по сути, не является военной песней. А вот что по поводу музыки Бортнянского говорил Петр Ильич Чайковский. В одном из писем к Надежде Филаретовне фон Мекк он писал:
«Хочу попытаться сделать что-нибудь для церковной музыки...
В этом отношении у композитора огромное и еще едва тронутое поле деятельности. Я признаю некоторые достоинства за Бортнянским, Березовским и прочими, но до какой степени их музыка гармонирует с византийским стилем архитектуры и икон, со всем строем православной службы! Очень может быть, что я решусь положить на музыку всю литургию Иоанна Златоустого».
Звучит «Отче наш» из Литургии для смешанного хора а капелла Петра Ильича Чайковского. Это первое духовное произведение великого русского композитора.

Звучит «Отче наш» из Литургии для смешанного хора а капелла Петра Ильича Чайковского

Вера Бисенек:
Открытое публичное исполнение Литургии состоялось в декабре 1880 года на экстренном концерте Русского музыкального общества в Москве. Однако в печати против Литургии выступил целый ряд духовных лиц, протестовавших против светского использования форм православной музыки. Московский викарий Амвросий, отдавая должное таланту Чайковского, упрекнул композитора в «посягновении на чуждую ему область», а устроителей концерта разбранил за «концертное исполнение культовой музыки», которая должна звучать, по его мнению, только в храме.

Владимир Леви:
Как видим, вырисовывается такая историческая картина, что деятели церкви так ревностно, ревниво, я бы сказал, оберегали специальную церковную музыку от вторжения композиторов светских, создателей музыкальной красоты, не принимали их вторжение в область специальной, как мы теперь говорим, функциональной церковной музыки. А вот стремление к такому вторжению постоянно было. Сейчас положение изменилось, церковные иерархи стали более приемлющими, и мы часто слышим духовную музыку, написанную великими светскими композиторами, прекрасно принимаемую церковными иерархами. Недавно было экуменическое собрание церквей, и звучали произведения очень многих светских композиторов, в их числе и Моцарта, и Чайковского, и Рахманинова. Все было хорошо. Слава Богу, мы, кажется, доживаем до примирения музыки, которая воплощает собой искусство для искусства, и музыки церковной. Так и должно быть, потому что все едино.

Звучат позывные Музыкальной Аптеки

Вера Бисенек:
Напоминаем, дорогие друзья, что у вас в гостях «Музыкальная аптека», и в нашей студии: авторы передачи Владимир и Максим Леви и музыкальный консультант и соавтор передачи Вера Бисенек; звукорежиссер Михаил Максимов. Наша тема – «Музыка и духовная жизнь».

Максим Леви:
Музыка религиозно-духовного назначения бывает весьма разнообразна, и у разных народов она зачастую совершенно не похожа.
К примеру, совершенно особую форму музыки богослужебного назначения представляют собой Spiritual и Gospel.
Это религиозные песнопения темнокожего населения Америки. Люди, создавшие их, жили фактически в рабстве, и христианская вера была им, по сути, навязана. Они по-своему осмыслили христианские догматы и создали свою религиозную музыку, в которой соединилось влияние африканских духовных традиций и религиозных песнопений, привезенных в Америку европейцами. Слова этих песнопений представляют собой, как правило, вольно переведенные на английский и порой сильно переработанные канонические тексты богослужения. А в музыкальной ткани мы слышим соединение африканской ритмики и европейской гармонии.
В мелодике также смешаны африканские и европейские влияния.

Звучат африканские песнопения

Максим Леви:
Слушая эту музыку, мы сразу чувствуем ее коренное отличие от европейской и русской церковной музыки. Это довольно ярко выраженный ритм, побуждающий двигаться в такт, а почти всякое ритмичное движение тела, скажем, православными ортодоксами связывается однозначно с таким понятием, как беснование: дергаешься, раскачиваешься, пританцовываешь – значит, ты одержим бесом. Заметим, что в строгой ортодоксальной христианской традиции любые танцы принято было считать греховным занятием, и сейчас некоторые так считают.
Взгляните на любую картину «Страшный суд», и вы увидите, что среди списка грехов, ведущих в ад, есть так называемое плясание.

Звучит духовная песня на английском языке в африканском духе

Вера Бисенек:
В 60-е годы XIX века протестантская писательница Елена Уайт с тревогой рассказывала о росте влияния танцевальной музыки на собрания людей, исповедующих Христа.
Вот как она описывала одну сцену собрания верующих:
«Один из них сидел за музыкальным инструментом, и были слышны такие песни, которые заставили бы ангелов небесных рыдать. Вокруг стояло безудержное веселье, доносились раскаты грубого хохота. Все присутствующие были полны энтузиазма и особого рода вдохновения, но это была радость, творцом которой мог быть только дьявол. Это был тот вид возбуждения и экзальтации, за который было бы стыдно каждому, исповедующему имя Господа. Подобное веселье готовит людей к мыслям, чувствам и поступкам, лишенным святости».

Звучит энергичное пение на английском языке с прихлопываниями

Максим Леви:
Возможно, некоторым слушателям трудно в это поверить, но сейчас мы слышим запись богослужения. С подобного рода религиозными песнопениями, безусловно, родственны джаз, ритм-энд-блюз и даже рок-н-ролл – музыкальные направления, которые часто подвергались порицанию со стороны церкви. Кстати, имеются сведения, что слово «джаз» было в свое время общеупотребительным словом в публичных домах и подобного рода заведениях Нового Орлеана. Позднее оно стало популярным идиоматическим выражением, относящимся к сексу, и его можно было услышать в различных частях Соединенных Штатов.
Также и выражение «рок-н-ролл», буквально значащее «трястись и качаться», задолго до того, как стало названием целого музыкального направления, употреблялось в текстах песен как иносказательное обозначение секса.

Звучит рок-н-ролл

Максим Леви:
А уж когда музыка рок-н-ролла приобрела мировую популярность, она многократно удостаивалась названия дьявольской. Моралисты сочли рок-н-ролл знаком явления Антихриста, вызванного из небытия, чтобы овладеть невинными душами подростков.

Продолжает звучать рок-н-ролл

Вера Бисенек:
Вот интересный факт жизни одного из самых популярных исполнителей рок-н-ролла. Ричард Пейнеман, по прозвищу Литтл Ричард , был наделен неподражаемым пронзительным голосом и увлекал публику исключительно страстной манерой пения. И вот, находясь на вершине славы, он бросил сцену и ушел в проповедники. Объяснял это он тем, что, благодаря Господу, чудом остался цел и невредим в горящем самолете, и он пять лет работал простым церковным музыкантом.

Максим Леви:
До нынешнего дня не прекращаются споры, может ли нести какое-то духовное содержание, возвышать наши души музыка ритмичная, несущая в себе какое-то танцевальное начало. Пусть это будет не рок-н-ролл, но хотя бы такая музыка, как джаз, или Gospel и Spirituals.
И, наверное, происходят эти споры потому, что мы не совсем разграничиваем понятия религиозности и духовности в широком смысле, и, что такое духовность, все понимают очень по-разному.

Владимир Леви:
В одном из своих писем Бетховен написал такие слова: «Музыка внушает нам предчувствие совершенной, божественной науки». Божественная наука – потрясающее соединение слов, изумительно верное именно в отношении музыки. И вот эти слова легли в лейтмотив одного моего стихотворения, посвященного музыке, очень личного. Попробую его сейчас прочесть.

Я покоряюсь пустяку, как щепка у волны на гребне,
Я жизнь, как падаль, волоку, душа моя от света слепнет.
Какая мысль, какая страсть роялю разверзает пасть?
О, как надменны, хищно грубы его оскаленные зубы,
Как королевски он клыкаст.
Но подойти, за крышку взяться,
И затрепещет нотный стан,
И партитуры прослезятся, и очертания креста
В ключе скрипичном засквозятся,
И кто-то встанет за спиной,
И зарыдает воск свечной,
И вступят клавиши и руки
В неугасимый разговор –
Пожар Божественной Науки.
Житье мое – позорный вздор,
Я состою из преступлений,
И только музыка права,
Она – душа моя и гений.
Она из мрачных вожделений, из темной тайны естества
Исторгнет свет, она приникнет
К душе Вселенской и воскликнет,
Нет, пропоет, шепнет: жива.


Звучит музыка Бетховена

Максим Леви:
В завершение передачи звучит вторая часть сонаты № 30 ми-мажор Людвига ван Бетховена в исполнении Клаудио Аррау. А «Музыкальная аптека» прощается с вами. Для вас сегодня работали: руководитель проекта, врач, психотерапевт и писатель Владимир Леви, психолог и музыкант Максим Леви, музыкальный консультант Вера Бисенек, звукорежиссер Михаил Максимов, редактор Евгения Полянская и продюсер передачи Ольга Копылова.
Всего вам доброго!

Звучит музыка Бетховена


Оставить отзыв



Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2017
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100