дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Проблемарий / Искусство быть другим: общение и понимание / Я и Мы: на расстоянии протянутой души / Душа к душе

 

Душа к душе

 

из интервью


догадка о недогадливости
азы психопрактики



Где растет понимание – растет сила.
Из наблюдений



          – Есть такие слова Экзюпери: «роскошь человеческого общения». Но для кого-то общение вовсе не роскошь, а мука или скука, потерянное время, пустота… Потребность в общении свойственна не всем в одинаковой степени: есть люди необщительные, нелюдимы, самодостаточные интроверты... Почему так, зачем?
Что правильнее или здоровее: большая общительность или малая, до отсутствия включительно? Нужна ли общительность в современном мире, перенасыщенном информацией и средствами связи? В чем смысл общения?

          – Смысл общения в том, что это жизнь с шансами на бессмертие.
          Все виды общения так или иначе завязаны на продолжении жизни – на разных уровнях, от нижайше-телесного до высочайше-духовного. И деловое, и половое, и игровое, и родительско-детское, и по разным интересам, тусовкам и прочая – все реки и ручейки общения сливаются в единый океан длящейся Жизни.
          Если бы мы были бессмертны, общения бы не требовалось: каждый мог бы неограниченно жить сам по себе, не нуждаясь в других. Общение в этом случае могло быть действительно роскошью, чем угодно, только не жизненной необходимостью. Но поскольку жить мы можем только посредством свершающегося умирания, лишь общение дает нам возможность пере-живать себя – передавать эстафету Жизни своему и следующим поколениям, оставлять оживающие следы...
          Да, потребность в общении у разных людей различна – и количественно, и качественно. Человечеству нужны и общительные люди, и необщительные, и экстраверты, и интроверты – у них разные родовые задачи, разные программы, с разных сторон обеспечивающие единство Жизни и продолжение жизнепотока. Экстраверты – деятели и коммуникаторы, интроверты – мыслители и творцы. Программа одних – захватывать и распространяться, других – сосредотачиваться и углубляться.
          Узнав тысячи интровертов, и больных, и здоровых, могу сказать, что и самый необщительный из них, полный нелюдим и мизантроп, не лишен потребности общения. Эта потребность у интровертов выражается иными средствами, нежели у экстравертов. Интроверт охотнее общается не прямым соприкосновением, а косвенно и зашифрованно, символически. Экстраверт – гений мгновения и конкретности, общается здесь и сейчас, интроверт предпочитает оставлять долговременные следы – тексты, картины, изобретения – или общаться с миром невидимым: молиться, медитировать, излучать в пространство тонкую полевую материю мыслеобразов. Жизни, душе нужно и то, и другое…
          Все телесное бренно, все материальное разрушается – лишь в общении, любым образом и посредством, бессмертно здравствует весть о жизни, способная превратиться в саму жизнь – живая душа. Жизнь – только искренность, летящая к искренности, только душа-к-душе… Каждый из нас это чувствует.
          – Что труднее всего в общении, в чем самая большая сложность?
          – Труднее всего быть Другим по отношению к себе. Понимать – как понимают тебя, видеть – как тебя видят. И особенно наперед – предпонимать, как тебя поймут, предвидеть, как тебя будут видеть. Тот, кто не имеет навыка входить в мир другого существа и смотреть на себя из мира Другого, – в общении, как незадачливый футболист, лупит мимо ворот или забивает в свои. Важнейшая догадка о Другом – догадка о своей недогадливости. Навык первый и главный: понимание непонимания. И чужого, и своего. Осознание слепоты – начало прозрения.
           В крылатой тютчевской строчке «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется» выражена именно эта трудность – опережающей рефлексии, проникновения в мир Других. Если человек эту трудность научился одолевать хотя бы на 51 процент, то можно считать, что это человек психологически обученный, психологически культурный. Если на 100 процентов или близко к тому – это уже гений коммуникабельности.
          – Вы ставили таких гениев в пример для подражания, но вскользь заметили, что этот дар может быть и опасным, что среди таких людей попадаются и сволочи… Можете ли подробнее?
          – Всякая сила и всякое искусство морально двояки, могут быть использованы и во зло, и во благо.
          Есть порода людей, наделенных даром производить впечатление глубоко своих, необычайно своих, ну просто своее некуда. Со всеми и с каждым мгновенно находится общий язык, преград никаких. Одного такого я знал еще в третьем классе школы, он был моим одноклассником. Обаяшка, свой в доску. Первый урок обманутого доверия, первый урок предательства я получил именно от него.
          Да, предатели, циники, холодные, пустодушные подлецы – как раз из таких вот гениев коммуникабельности. Не всяк отличит этакую падлу от настоящего, хорошего, обаятельного человека. Не раз, уже будучи, казалось, профессионалом человекознания, я попадался подобным хищникам в когти. Общаешься – будто наркотик заглатываешь.
          Пришлось повнимательней изучить знаки свойскости, артистическую психотехнику расположения к доверию – это вот оружие подлости, которое в идеале должно быть оружием добра, дружбы, любви.
          Ничего натужного, все естественно: открытое положение рук и плеч, расслабленная свободная шея, не напряженная упругая спина – без зажатой сутулости и без деревянной прямоты, твердая легкость в ногах – а главное, теплый взгляд, теплый спокойный взгляд плюс непринужденная, непроизвольная, ни в коем случае не обязательная улыбка. «Я тебе полностью доверяю, я тебе радостно симпатизирую». Вот и вся магия обаяния.
          – Как же отличить подделку от подлинника?
          – Быть внимательным и к нюансам поведения вашего собеседника, и к своим на них реакциям, к резонансам подсознания, которое может уловить, например, чуть излишнее придыхание, мгновенный отвод или легчайший прищур глаза, говорящие о несоответствии внешнего и внутреннего… Не показывать свое следящее внимание – это самое трудное – быть внимательным непринужденно, расслабленно. Улавливать моменты снятия маски – следить за мимикой и движениями человека не только во время общения с вами…
          – Например?
          – Например, во время курения, или когда просто идет, стоит или сидит в одиночестве, никого не замечая, или только что из туалета… Когда происходит нечто неожиданное – резкий звук, поскальзывание, падение… Когда общается не с вами, а со своей собакой, супругом или ребенком…
          Важным может быть и то, какова подача обаяния. Подлинник не старается вас обаять – при нем всегда уверенность и незаинтересованность в результате – поэтому по сигналам свойскости чаще недобирает. Подделка же обычно хотя бы чуть-чуть перебирает, переслащивает пилюлю. Встречаются, однако, и такие искусные имитаторы честности, надежности и доброты, такие великие актеры обаяния, такие гении подлости, которых никакой психологический Шерлок Холмс не раскусит. С этими единственное: «по плодам их узнаете их».
          – Вы по-прежнему полагаете, что Карнеги – стоящий психолог, труды которого нельзя обойти вниманием?
          – Карнеги – классик психологической прагматики, психопрактики. И при всем своем наивном цинизме и примитивности необходим каждому новичку психологической культуры, как букварь первокласснику.
          Азы карнегианства можно пересчитать по пальцам одной руки. Вот они:
          1) в общении с теми, кто тебе нужен, действен только позитив;
          2) исходи из интересов и ценностей собеседника, начинай с них и присоединяйся к ним, если хочешь, чтобы дело повернулось в нужную тебе сторону;
          3) заботься о самооценке собеседника, не уставай одобрять, хвалить, возвышать, подпитывать самооценку, прямо или косвенно;
          4) прежде чем говорить человеку неприятную правду, и особенно прежде чем критиковать, просчитай, как правда и критика будут восприняты; если будешь говорить искренне и прямо, скорее всего, эффект будет противоположен желаемому; восприятие трудной правды должно быть ступенчато подготовлено; критика может дать искомый результат только в обертке одобрения;
          5) пойми прежде, чем пытаться быть понятым.

          Вот и кратчайший конспект Искусства Быть Другим, азы психопрактики – на века. Карнеги открыл их, конечно, не первым. И древние греки и римляне это знали, и древние китайцы. Каждое поколение каждой страны и эпохи получает эту грамоту в переложении на свой язык и менталитет. Кто ее не усваивает и не учится применять в жизни, тому век успеха не видать, и никакой психолог и психотерапевт не поможет.
          – Почему же азы психопрактики так слабо работают в личной жизни – в любовных и семейных отношениях, в воспитании детей?
          – Они работают и здесь не слабо, а сильно и очень сильно. Слава Богу, положительная обратная связь от моих читателей у меня есть, личный опыт кое-какой тоже. Но мало этого, мало, конечно! Хочется массовости.
          Работают эти азы сильно, а вот усваиваются слабо, как правила орфографии. Как правила уличного движения – неохотно применяются, вот в чем загвоздка.
          – А почему?
          – По причине общераспространенного центропупизма. По причине отсутствия всякого присутствия мира Другого внутри нас. По причине того, что в личном общении мы стремимся прежде всего выразить себя, заняты своими чувствами и интересами, своими ценностями и значимостями, а не чувствами, интересами, ценностями и значимостями Другого.
          Большинство человечества, наших российских граждан включительно, составляют монологисты: люди, не умеющие видеть глазами других, слышать ушами других (особенно себя), просчитывать и предвосхищать чувства и поведение других. Не умеющие вести диалог… На психологическом языке это именуется низким уровнем рефлексии или вовсе безрефлексивностью. Культурно-психологическая недоразвитость, а если выразиться понаучнее, – коммуникативный инфантилизм.
          – Почему сама жизнь не обучает большинство людей рефлексии, искусству быть Другим, ведь это так очевидно необходимо?
          – Подводит иллюзия языковой общности. Нам кажется, что достаточно говорить на одном и том же языке, чтобы нас понимали. Мы не представляем себе, насколько другой человек – это Другой, насколько он практически иностранец (если не инопланетянин), так же, кстати, как и каждый из нас по отношению к себе – иностранец, о том не ведая. Чтобы объясняться с иностранцами, не знающими твоего языка, нужно сперва изучить их язык. Сперва понять, а на этой основе искать возможность быть понятым – до постижения этого алгоритма доходят немногие.
          – В общении есть, наверное, какие-то правила психологической безопасности, для себя и для другого человека. Могли бы вы назвать какое-то из таких правил, может быть, самое общее и главное?
          – Да, есть одно универсальное правило, годящееся и для дружбы, и для вражды, и для любви. И для учителей, и для родителей, и для супругов, и для начальников, и для подчиненных…
          Вот оно: кроме крайних случаев, когда нет другого выбора, не показывай человеку свою зависимость от него (нее).
          Показывая свою зависимость, ты навязываешь человеку ответную зависимость от тебя и побуждаешь либо защищаться от этой зависимости, либо подставляться под использование. Или – сам подставляешься для использования.
          Другая сторона той же медали: когда тебе показывают зависимость от тебя, будь начеку.
          Вот кто-то показывает тебе свою зависимость от тебя: «ты мне нужен (нужна), не могу без тебя, только ты можешь…» – или зависимость возможную: «вы мне так нравитесь, вы меня восхищаете, вы необыкновенны, вы – моя мечта…». Не сразу осознаешь, что это уже приглашение к соответствию ожиданиям, уже внушение, уже вольное или невольное принуждение, уже психологическое насилие. Чуткое подсознание ощущает эту принудительность раньше сознания, напрягается – но сознание может и не врубиться, и вот ты уже втянут в навязанные отношения, уже в плену ответной зависимости, от которой не знаешь куда деться…
И чувствуй, и держи себя с естественной независимостью, не подчеркиваемой, но и не скрываемой. Умей говорить «нет» с мягкой твердостью… и чем раньше, тем лучше.
          – Как быть, если скучно общаться? Если вообще скучно?
          – Александр Дюма после посещения одного званого ужина сказал: «Если бы там не было меня, я бы умер со скуки». Вот образец того, как со скукой быть.
          Скуку можно определить как страдание невостребованности. Страдание невовлеченности. Страдание бесмысленности.
          Невостребованность ума. Невовлеченность души. Ненахождение смысла того, что происходит и чем занимаешься… Страдание явное или скрытое, осознаваемое или неосознаваемое.
          Состояние скуки выражается разнообразными внешне-поведенческими признаками. Малоподвижность почти до ступора – или наоборот: дерготня, суетливость, стереотипные бессмысленные движения; раздраженное или сонно-тупое выражение лица, зевание, неадекватный смех, немотивированная агрессивность и прочая, до бреда включительно…
          Впадают в скуку по разным причинам. Продвинутому математику будет скучно сидеть на школьном уроке арифметики. Школьнику – на семинаре по математике, не понимаючи, о чем речь. И у того, и у другого невостребованность, невовлеченность, бессмысленность будут иметь место, но разные…
          Скука может быть признаком недоразвитости, ограниченности, внутренней бедности в сочетании с зависимостью от внешней подпитки. Такова скука детей, разучившихся играть с собой, скука подростков с притупившимся воображением, скука взрослых, не привыкших мыслить, не наблюдательных, с воображением, спящим летаргическим сном.
          Скука живет в животе у непонимания. Как помочь тем, кому скучно читать Толстого, для кого Томас Манн – непонятная заумь? Кому скучно читать вообще, что бы то ни было?.. Для кого закрыт Бах, Бетховен, Моцарт, Шопен?.. Если и можно помочь этим беднякам, то только тем, что для них доступно, с постепенным расширением стен ограниченности и повышением потолка….
          Скука может свидетельствовать и о высоком уровне развития, о большом внутреннем богатстве, не находящем применения, не задействованном. Вынужденное однообразие занятий и жизни, принудительно ограниченное существование у людей с большим внутренним потенциалом вызывает состояние жуткой скуки – кризис, из которого два выхода: разрушительный и созидательный. Разрушительный: деградация, пьянство, сумасшествие, самоубийство. Созидательный: сосредоточение, духовная мобилизация, творчество, возможное всегда и везде – и у колыбельки ребенка, и в армии, и на тюремных нарах, и на больничной койке.
          Для человека с высоким потенциалом скука может стать благодетельным испытанием духа, стимулом воображения, эликсиром развития. Главное – не поддаваться гипнозу скуки, не заражаться ею. Вспоминать о своей внутренней свободе и начинать играть – с ситуацией, с собой, с жизнью… Да, скука – самый натуральный гипноз, скука нас очаровывает с обратным знаком, насилует душу. Скука – психическая инфекция, как чума – заражает. Но скука всегда комична – или трагикомична – скука смешна, и в этом спасение. Неиисякаемый источник юмора. Над кем же еще смеяться, как не над скучными людьми, их скучными делами, скучными произведениями, над скучным собой?.. В безумно скучные и этим смешные советские времена не всегда можно было признаться, что тебе скучно, но всегда можно было показать скукиш в кармане…
          – Пригодился ли ваш психиатрический опыт для общения с обычными, нормальными, пускай относительно, людьми? Дает ли вам какие-то преимущества в жизни?
          – Да, позволяет существенно экономить время и силы. Стараюсь следовать правилу предварительной диагностики.
          – ?
          – Перед началом спора следует убедиться, что твой оппонент и его высказывание заслуживают полемики, а не клинического разбора. Если на тебя обижаются не по делу, несправедливо обвиняют, наезжают или клевещут, – тоже сначала включи в себе психиатра-эксперта, посоветуйся с ним, потом реагируй. С аффектом всегда успеешь.
          – Какое самое грустное из ваших наблюдений в общении?
          – Общий язык – повод для хамства. После встреч с соотечественниками за границей.
          – Самое постоянное?
          – Легче встретить бегемота в колготках, чем человека, который мог бы спокойно
отслеживать закономерности собственной жизни, общения включительно и прежде всего.
          – А самое интересное?
          – В толпе, где каждый орет, больше всех привлекает внимание тот, кто молчит.
          – Самое парадоксальное?
          – Чем больше узнаешь одного человека, тем больше кажется, что это другой
человек.
          – Самое забавное?
          – Нередко человек начинает усиленно объяснять другим то, что еще недообъяснил самому себе. Один учитель в сердцах о своих невосприимчивых учениках: «Десять раз им объяснял, сам понял, а до них все еще не доходит!»
          – Что-нибудь из ваших личных заповедей общения.
          – О чужих жизнях любопытствуй внутренне постоянно, внешне – лишь изредка.           
И еще одна: не всякую загадку стоит разгадывать.
          – Самая короткая заповедь?
          – Недосказать всегда лучше, чем.


Ключевые слова: Игра, Интроверт, Искренность, Обаяние, Обман, Общение, Психотехника, Рефлексия, Скука, Экстраверт


Упоминание имен: Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен, Александр Дюма, Дейл Карнеги, Томас Манн, Вольфганг Амадей Моцарт, Лев Толстой, Федор Тютчев, Фредерик Шопен, Антуан де Сент-Экзюпери

 

 

Поделиться в социальных сетях

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь

 

 

 

Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100