дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Проблемарий / Искусство быть собой: тысячи миров / Счастье развития: стать Собой-Вместе-Взятым / Лепестки характера: о разных качествах и их развитии / Развязать язык просто - а что дальше?

 

Развязать язык просто - а что дальше?

 


... главное – не о чем говорить, а о чем молчать...



Нижеследующее письмо – капля из океана – обозначает только одну из граней великой общей проблемы.

Уважаемый Владимир Леви, мне 31 год, но, к моему большому сожалению, за все время прожитой жизни я так и не смог решить одну проблему, обозначившуюся еще с детства...
          Проблема состоит в том, что я все время молчу. Молчу, когда надо говорить. Мне крайне тяжело завязать разговор с незнакомым или мало знакомым мне человеком, а потом еще и поддерживать его, если заговорить все-таки удается.
          Даже в компании друзей я большей частью сижу молча и лишь изредка вступаю в общую беседу. Время от времени удается что-то пробормотать, но и это получается только тогда, когда мой собеседник сам поддерживает со мной разговор. Стоит человеку умолкнуть, как умолкаю и я, и продолжаю молчать, молчать...
          Я всегда поражался способности некоторых людей завязывать и непринужденно вести разговор с абсолютно незнакомыми людьми, будь то мужчина или женщина, ребенок или старый человек. Умение разговорить человека для меня просто непостижимо. Когда наблюдаю, как это у других получается – кажется, будто в этом нет ничего сложного, возникает ощущение, что и я так тоже могу, а в некоторых случаях даже вроде смог бы и лучше. Но стоит дойти до дела, тут же смущаюсь, робею, сникаю, не знаю как подступиться, молчу...
          Особенно тяжело вступать в разговор с девушками и молодыми женщинами. Если с мужчинами еще как-то справляюсь, то с прекрасной половиной человечества могу разговаривать только если я очень хорошо знаю именно эту особу. Но стоит мне месяц, два или больше не видеть ее – все, закрылся, опять та же проблема, опять молчу... Прекрасно понимаю, что собака зарыта в моем подсознании, но как избавиться от нее?.. Сколько можно сидеть в замороженном состоянии, так ведь и жизнь пройдет.
          Мне очень хочется научиться искусству ведения разговора. Прошу помощи!
Алексей

Из ответа

Алексей, Ваше письмо не в диковинку для меня. Еще в почте первых моих читателей славных советских лет каждый третий-четвертый молил о том же: научите разговаривать! – общаться! – знакомиться! – помогите избавиться от зажатости, от застенчивости, от скованности! – как стать уверенным, непринужденным, как вылезть из своего панциря, как разморозиться, как развязать язык?
          (Каждый думает, что ему можно помочь одним небольшим личным письмом, а на самом деле каждому нужна Книга – общая и бесконечная.)
          Молчуны, молчаны, молчальники... Советский режим их поднаплодил, подзатюкал, заквасил мрачной параноидальностью («болтун – находка для шпиона»), но это не только наши ошизелые аборигены. Большая, всемирно-историческая порода. Фамилия Молчанов, довольно распространенная, имеет аналоги во всех языках.

          Делю их на два племени, две полярности: Самодостаточные и Зависимые.

Симфония недогадливости


Я их изучил не одну тысячу; сам нередко таким бывал во дни мрачной юности, по временам и сейчас, пока не спохватываюсь.
          Страдающих, Зависимых Молчунов Вы найдете в любом слое общества, от работяг до актеров, среди всех возрастов. Они бывают красавицами и красавцами, бывают уродами, бывают симпатичными и хорошенькими, бывают обыкновенненькими. Иногда им сопутствует финансовый и карьерный успех. Иногда становятся президентами. Некоторые гениальны, талантливы, многие подают надежды. Иные считают себя больными или же полагают, что слишком глупы. Очень многие опасаются или уверены, что производят ужасное впечатление.
          Нет, они, как правило, не больны и, за редкими исключениями, не глупы. Они просто в некоторых отношениях недогадливы.
          Они не догадываются, что их много больше, чем им самим кажется; не догадываются, что самые лихие и искусные болтуны вовсе не самые счастливые люди на свете и уж во всяком случае не самые умные; что человеку, как правило, все равно, разговорчив его собеседник или не очень, потому что в основном каждый занят собой, и молчаливые слушатели для многих – собеседники самые предпочтительные. Не догадываются, что могут нравиться, очаровывать и покорять; не догадываются чаще всего и о том, что уже кому-то понравились – ибо погружены в себя, а возможности свои оценивают чересчур низко, чтобы поверить и в очевидное.
          Зависимые Молчуны не догадываются, что говорить НЕ НАДО, говорить просто можно, а можно и не говорить. Они не просто зависимы, они сверхзависимы – от обязанности разговаривать, которую сами себе вменяют; от предполагаемых оценок своих собеседников, от их предполагаемых мнений об их персоне; от своего статуса (предполагаемого) в любом обществе, в любых отношениях, но всего более самых неизвестных для них, самых идеализированных и придуманных. («Заговорить с незнакомой девушкой, – признавался один Ваш сопроблемник, почти двойник, – для меня трудней чем взойти на электрический стул».) Боятся быть смешными, боятся быть скучными, боятся обидеть и боятся обидеться, боятся не бояться и боятся бояться. Мелкие неловкости страшнее для них подчас, чем потеря жизни; страшатся себя самих пуще смерти.
          И главное, не догадываются, что так называемые разговоры, праздные словеса человеческие, в подавляющем большинстве своем мало что значат и ничего не стоят. Не несут никаких истин и откровений. Ничего вдохновляющего или полезного. Бессодержательны. Заполняют душевную и умственную пустоту, а точнее, приумножают.

«Разумный толк без пошлых тем...»


Заглядывая вперед, чтобы дать пока только намек, что такое Беседа, два имени ставлю рядом: Сократ и Пушкин. Два гения Беседы, величайшего из искусств, гении совершенно разные, но созвучные. Изучив их, Вы уже не будете сетовать на свою молчаливость.
          В «Евгении Онегине», среди многих картинок, рисующих светские разговоры, есть одна горько-злая, язвительная:

Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли целы сутки,
Хоть невзначай, хоть наобум;
Не улыбнется томный ум,
Не дрогнет сердце, хоть для шутки,
И даже глупости смешной
В тебе не встретишь, свет пустой.


          Вполне узнается жанр болтовни, трепа, чесания языка, ток-шоу в последней редакции. Но вот другая картинка:

Они смеются. Входят гости.
Вот крупной солью светской злости
Стал оживляться разговор;
Перед хозяйкой легкий вздор
Сверкал без глупого жеманства,
И прерывал его меж тем
Разумный толк без пошлых тем,
Без вечных истин, без педантства,
И не пугал ничьих ушей
Свободной живостью своей.


Жанр светской беседы, может быть, и не высшего пилотажа, но и не низшего. Вздор, сиречь болтовня, но вздор легкий, сверкающий – и без жеманства, то есть без претензии значить больше чем есть, – а главное, вперемешку с разумным толком. Этот разумный толк не пугает ушей, ибо наполнен свободной живостью – как пушкински это, как будто он сам и есть! – и без пошлых тем, разумеется, и без вечных истин, казалось бы. Ну а крупная соль светской злости – оживляющая разговор – тут уж просто мурашки по телу и дыхание отнимается.

Вначале было Молчание


Разница между болтовней и Беседой – такая же, как между графоманом и настоящим писателем, между мазней обезьяны и твореньем художника. Одно только общее: движущийся язык. Если под «искусством ведения разговора» разумеется болтовня, то каждый, можно считать, владеет им от рождения, только не каждый, как мы сказали, об этом догадывается, не каждый умеет пускать свое умение в ход.
          При болтовне язык просто развязан, а при Беседе играет свободной живостью. Разница, тупо говоря – как между автомобилем без тормозов с пьяным водителем, и автомобилем просто с водителем.
          Вы, Алексей, если продолжать подобие, жмете во время общения одновременно на газ и на тормоза. И на самом деле не разговаривать трудно Вам, а молчать трудно, прежде и более всего трудно молчать – потому что молчание свое Вы воспринимаете как нарушение обязанности разговаривать.

Анекдот к теме

          Мальчик из британской аристократической семьи до пяти лет не говорил и считался немым. Вдруг однажды утром, за завтраком, отодвинул от себя чашку с молоком и недовольно сказал: «Молоко не согрето». Все ахнули: «Как, милорд, вы, оказывается, умеете говорить?!..» – «Умею давно». – «Почему же вы не разговаривали до сих пор?» – «До сих пор все было в порядке».

Итак, вот первый и самый трудный шаг к Искусству Беседы: освободитесь. Если не от зависимости, то хотя бы от сверхзависимости. Устраните парализующее зашкаливание – не забирайтесь на бревно, перекинутое через пропасть, чтобы не застывать там в ужасе, не поднимайте его на недосягаемую высоту. Ходите по бревну, лежащему на земле, туда и сюда, легко и играючи. Снизьте значимость разговоров, равно как и всяческих оценок и отношений.
          Научитесь по-настоящему именно тому, от чего Вы так судорожно и безрезультатно хотите избавиться – научитесь Молчанию. Поставьте себе цель трезвую, достижимую – стать Самодостаточным Молчуном. Научиться молчать, всего лишь молчать – но молчать хорошо.

Десять заповедей Освобождающего Молчания


Хорошо молчать – значит:

          молчать осознанно
          молчать свободно, легко
          молчать с удовольствием
          молчать сколько угодно
          молчать разнообразно...

Случалось ли Вам когда-нибудь последить за лицами в зрительном зале во время захватывающего фильма, спектакля или хорошей музыки? Видели, как меняются эти лица, не произнося ни слова, ни звука? А как глухонемые безмолвно общаются, наблюдали хоть раз?
          В этом хорошем, разнообразном молчании главное вот что: открытость, соединенность – свободная соединенность с происходящим, со своим собеседником, с музыкой, с жизнью. А плохое, однообразное молчание, наоборот, есть отчуждение, отъединенность.

Хорошо молчать – значит:
          хорошо смотреть
          хорошо слушать
          хорошо дышать
          хорошо сидеть, стоять, двигаться, жестикулировать,
          хорошо улыбаться

Самодостаточный Молчун – существо высокозначительное, уютное и таинственное. Может быть представлен образом Кошки, Священной Коровы, Мудрой Змеи, Сфинкса. Растворитель сует, воздух и тишина, камертон и громоотвод для любой компании. С ним тепло и естественно, и наполненно, и легко.
          Но молчать легко – поначалу отнюдь не легко. Свободно дышать, свободно смотреть и слушать, свободно думать, свободно себя чувствовать и свободно держаться в любом обществе, ничего при этом не говоря или говоря мало – попробуйте-ка!.. Иные болтают, несут чушь беспрерывно только лишь для того, чтобы не чувствовать, как несвободны, как стиснуты изнутри, как пусты.
          По опыту психотерапии: для многих робких-застенчивых-скованных-замороженных достаточно бывает понять, что робеть, смущаться и зажиматься в этой короткой жизни попросту незачем, что ничто и никто не стоит того – достаточно догадаться об этом, чтобы начать размораживаться.
          говорить не надо, говорить можно
          молчать – можно и нужно, молчать – хорошо
          говорить можно, когда хочется говорить

          Напоминайте себе это перед каждым общением: сразу станет свободнее, легче, появятся и первые признаки развязывания языка.

Молчание Гения


Счастливцы, наделенные даром Молчания, вовсе не лишены дара речи. Некоторые, заговорив, обнаруживают и артистизм, и ораторский пыл, и искусство вовлекать собеседника в разговор. Иные, как спящие вулканы, ждут своего мига.
          Самодостаточных Молчунов мы находим среди величайших философов (Гераклит, Кант), гениальных ученых (Дарвин, Циолковский), лучших писателей (почти через одного, вперемешку со звучными златоустами; достаточно помянуть Монтеня, Пришвина и Андрея Платонова), проникновеннейших психиатров и психотерапевтов (Сергей Корсаков, Исидор Консторум, Карл Роджерс), чудесных актеров (о Смоктуновском рассказывали, что он иногда, молчал месяцами). Не говоря о прекраснейших художниках и музыкантах – среди них многословных немного; не говоря о святых молчальниках, таких как Франциск Асизский или Серафим Саровский, чье молчание было так же одухотворено и целительно, как и речь.
          Не скажу, однако, что молчание гения – всегда легкое. Молчалив был творец Декалога (Десяти Заповедей) Моисей. По свидетельству Библии, великий законодатель, вождь и пророк был до крайности косноязычен – может быть, заикался или, воспитанный на чужбине, неважно знал свой родной язык. С народом общался через переводчика, своего брата. Внушал толпе трепетный ужас одним лишь своим появлением, одним взглядом. Те немногие слова, которые произнес, мир запомнил навеки.

          

Центр болтовни, или как рискованно убивать жену


          У каждого младенца вскоре после рождения, у одних раньше, у других позже, начинается так называемое гуление. Звуки, напоминающие то птичий щебет, то речь на каком-то неизвестном наречии.
          Да, она самая, речь, пока еще не очень членораздельная, только начинающая развиваться. Есть внутри каждого такая штуковина: речевая спонтанность, речепоток – самопроизвольная речевая активность. Болтальный моторчик – речевой центр в мозговой коре обнаружен нейрохирургами. Помещается, если мне память не изменяет, у правшей в левом полушарии, у левшей в правом – где-то на стыке височной, лобной и теменной долей. (Вблизи – зоны, сопряженные с центрами плача, смеха и дыхательным центром.) Если раздражить эту область электричеством или химией, включается речепоток – человек начинает неудержимо болтать, более или менее связно или бессвязно.
          Наличие этого центра объясняет неприятную возможность потери речи при травмах и кровоизлияниях в мозг и многие явления из мира психиатрии: неудержимую, водопадную говорливость маниакальных больных и речевой ступор депрессивных, иной раз до полного онемения; пьяный бред с «речевым поносом»; словесную окрошку и слухоречевые галлюцинации при психозах, когда больному слышатся голоса в собственной голове или кажется, будто кто-то посторонний заставляет его насильственно говорить и думать. Заикательные проблемы тоже замыкаются на этом кусочке мозга – сложности возникают в его координации и взаимодействии с другими системами, речепоток натыкается на препятствия.
          Как и всякая другая функция организма или часть мозга, речевой центр может быть сильно развит или наоборот, недоразвит; может быть возбужден или заторможен; может пребывать в состоянии разработанности, в дееготовности, в тонусе(«хорошо подвешен язык») – или, как неупотребляемые, детренированные, вялые мышцы, едва шевелиться, легко утомляться.
          Помню рассказ одного французского автора о преступнике, бывшем блестящем молодом адвокате, просидевшем за зверское убийство жены (по причине ревности) около двенадцати лет в камере-одиночке. Все это время никто с ним разговаривал, и он сам не произнес ни одного слова. Выпущенный из тюрьмы по амнистии, он оказался полностью онемевшим: в течение полугода не мог выдавить из себя ничего, кроме нечленораздельных звуков. Понятное дело: что не упражняется, то атрофируется. Не догадывался бедолага, что можно ведь разговаривать и с самим собой, и произносить речи перед крысами и тараканами. Но потом, на воле, все-таки разговорился и даже продолжил адвокатскую практику.
          У Зависимых Молчунов бывает иногда очень богатый словарный запас и превосходная врожденная речевая координация. Но спонтанность задавлена, речепоток заблокирован, все блестящие данные заторможены-заморожены, все в пассиве, в застое, все заколочено как ... Чуть не сказал в гробу. Как в морозильнике, это уж точно.

          

Как развязать язык: разморозка, аутотрепинг


          Если и ценна болтовня, то только как тренинг спонтанности и тонизация речевого центра, как разморозка. Уже большим достижением будет просто привыкнуть к собственной речи, к включенности, к речепотоковому состоянию.
          Вы уже приняли Заповеди Освобождающего Молчания, уже стали, хоть на процент, Самодостаточным Молчуном?.. Теперь можно начинать оттаивать речь.
          Болтовню Вы несчитанное число раз слышали, видели; но, боюсь, не были достаточно наблюдательны. Напоминаю: фразы обычно коротенькие или длинно-рваные, как смятая проволока; если монологи, то с пятого на десятое, с большим количеством междометий и малочленораздельных артиклей. Темы малозначительные или повышенно общие (погода, политика, происшествия и скандалы, где что почем, что делать, кто виноват), скачут как блохи в разные стороны, никто ни во что не углубляется, не развивает. Недержание темы доходит до художественных шедевров: « Вчера тещу похоронили, а где зубы дешевле вставить?» (Фраза, случайно услышанная.)
          Итак: одновременно с хорошим-легким-свободным-осознанным-разнообразным молчаньем на людях начните разнообразно-осознанно-свободно-легко-хорошо трепаться, сперва только наедине с собой. Разными способами включайте речепоток!

          NB! – 1) все нижеследующие упражнения делайте, предварительно приняв установку «Вольно»

          2) перед началом каждого упражнения раза два-три глубоко-свободно вдохните-выдохните(сброс зажима дыхания) и одновременно легким потряхиваньем сбросьте зажимы телесных мышц: спины-шеи-плеч, живота-диафрагмы, рук, ног; неспешным умывательным движением рук «смойте» с лица маску напряженности, освободите, расслабьте его, можно даже и улыбнуться нечаянно; при ощущении упорных зажимов – работа отдельная, можно по моей книге Искусство Быть Собой (она публикуется в первом выпуске одноименного альманаха).

          3) все упражнения можно делать и наедине с собой, и вдвоем или в любой компании, группе – и хорошо бы и так, и эдак, и все менее так, а все больше эдак.

          1. «Реплика сходу». Говорите что попадя не задумываясь ни на миг – сразу, сходу, мгновенно – в ответ на любое наблюдаемое событие, любой попавшийся на глаза предмет, любое услышанное слово(по радио, по телевизору, откуда угодно), любую мысль. Говорите любую ерунду, чушь, чепуху, глупость, абракадабру, скороговорку-трудноговорку, неважно что, говорите, болтайте, трепитесь!..

          Все, высказались, остановились? А теперь продолжайте! Отвечайте уже самому себе, возражайте себе! – убежденно и выразительно!

          2. «Алаверды» – свободное развитие и вариация темы, с любым поворотом – так точно, как и в кавказском застолье при передаче тоста. Любопытная и простая возможность – поиграть в алаверды с радио или телевизором. Руку держите на выключателе. Включите, послушайте несколько секунд – резко выключите и продолжите – о том же или по поводу, в течение одной-трех минут, снова резко включите-послушайте -снова продолжите и развейте.

          3. «С места в карьер» - Фонтан, или Остапа Понесло». То же самое, но уже безо всякого внешнего повода – внезапно врубайтесь и произносите речь на некую тему. Попробуйте продержаться на волне беспрерывной речи хотя бы минуту... Уф-ф-ф... Тяжело?.. Заметили, что что спонтанная речь идет как бы волнами, то убывая, то набирая силу? Воспользуйтесь своим естественным ритмом, присоединитесь к нему – и вполне возможно, вас вынесет какой-то волной и на что-то содержательное, вдруг даже стишок или гениальная идея сверкнет. Если не сверкнет, не обижайтесь на себя, ладно?

          4. «Вопрос сходу». В течение минуты, как минимум, задавайте Воображаемому Собеседнику, не останавливаясь, подряд, непрерывным речепотоком (ну можно и с паузами в секунду-другую) ВОПРОСЫ, какие угодно, но сперва лучше самого обычного, самого ожидаемо-вероятного типа.

          - Что нового? – Как дела?- Как жизнь? – Сколько времени сейчас? – Какая будет погода? – Какой курс доллара? – У вас есть карандаш или авторучка? – Где здесь ближайшая аптека? – В какой день недели родился Иисус Христос? – Так есть ли на Марсе жизнь? – А что слышно насчет конца света? – Какой чисто русский глагол начинается на шесть согласных звуков подряд, а кончается мягким знаком? – Так как по-вашему, все-таки, дураки полезны или вредны?

          5. «Вопрос-переспрос». Отдельный, весьма важный подвид вопросов для поддержания разговора и образования в нем пространства маневра. Обращаясь к Воображаемому Собеседнику, телевизору, радио, самому себе и не только.

          - Серьезно? – На самом деле? – Правда? – Неужели? – И так бывает? – Что вы имеете в виду? – В каком смысле? – Правильно ли я вас понял, что...

          А теперь подумайте, какими вопросами В САМОМ ДЕЛЕ, ВСЕРЬЕЗ следует задаваться – а иногда и задавать их в разговоре как с незнакомыми, так со знакомыми. Когда, например, уместен простой вопрос: «Как себя чувствуете?» и с какими разными интонациями и подтекстами его можно задать. Искусство Вопроса в Искусстве Беседы – составляющая наиважнейшая.

          6. «Перевраль, или Хроника барона Мюнхгаузена». Прочтите или вспомните любой текст – отрывок прозы или стиха, что-нибудь из газеты, рекламное объявление, например. А теперь изложите его свободно по памяти, не только не боясь переврать, но даже постаравшись сделать сие как можно выразительнее и убедительнее. Не скупитесь на подробности, а если воображения не хватает, представьте себя агентом по продаже, вам надо кормить семью и срочно отдавать долг, а не то... Расскажите картинно, красочно, эмоционально о каком-нибудь эпизоде своей жизни, подлинном, но с какими угодно добавками-привираниями, или о совсем вымышленном, на ходу придуманном. Опишите по мюнхгаузенски только что прожитой день или хотя бы только последний час.

          7. »Сочини сказку». Представьте, что перед Вами – Ребенок, ваш собственный или другой, симпатичный Вам, или Вы сами-маленький. Ребенку этому худо, у него горе или что-то болит, чего-то боится, его надо побыстрей успокоить. У вас нет другого способа сделать это кроме как тут же, сходу, сочинить сказку, о чем угодно, но симпатичную и увлекательную, он просит об этом, он это любит и слушает Вас, он не оценивает, он просто слушает, захваченно слушает.

          8. «Тарабарский язык» – великое упражнение из арсенала актерского тренинга. Бырмынды кунгара клегуа фукубуна, понятно? Сеу беу кавао, шухмар?

          Изобретайте свой новый, небывалый язык на ходу, стараясь притом выразить и какое-то внятное, определенное содержание(к примеру: «тура муна» – светит луна) – но сначала ничего выразить не стараясь, а просто звуча, поддерживая и наращивая речепоток, и он сам Вас выразит, Ваш речепоток, будьте уверены! Тарабарские данные изначально могут быть нулевыми – ни бе, как говорится, ни ме – но упорными тренировками всегда можно достичь уровня выше среднего.

          "Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего", - сказано на века великим украинским мыслителем Григорием Сковородой. Тренировки по развитию уверенной речи идут поперек этой простой и великой мысли, но помогают ей следовать в жизни. Легко и свободно молчать, свободно и легко говорить.


Ключевые слова: Внутренняя свобода, Молчание, Речь


Упоминание имен: Чарльз Дарвин, Александр Пушкин, Сократ

 

 

Поделиться в социальных сетях

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь

 

 

 

Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100