дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Проблемарий / Искусство быть собой: тысячи миров / Гений желания: законы фортунологии / Жизненный путь: пространство судьбы / Почему мы не выбрасываем барахло?

 

Почему мы не выбрасываем барахло?

 


          Уважаемый Владимир Львович!
          Как Вы лично (если это не секрет) поступаете с вещами, которые накапливаются в доме и вроде бы не нужны, но выбрасывать рука не поднимается? Если отдать кому-то, то велика вероятность, что люди вскоре унесут это на помойку (им-то вообще не жалко, они с этим «барахлом» не срослись за много лет). Почему-то очень не хочется, чтобы вещи, много лет бывшие в доме и честно служившие (если не функционально, то создавая какой-то свой особый мир), валялись в грязных отходах.
          И ещё энергетический аспект: не считаете ли Вы, что вещи за время контакта с человеком накапливают своеобразную «память» о нём, о жизни в семье за это время?
          Постепенно жизненное пространство сужается, так как появляются новые и вроде бы необходимые вещи. То же и с одеждой. Не стала бы Вас беспокоить таким вроде бы некровоточащим вопросом, но «захламление» в квартире приобрело катастрофический характер. Нежелание выбрасывать распространяется и на красивую упаковку от йогуртов, и на коробочки (вдруг пригодится для посадки цветов, для поделок и т.п.), не говоря уже о вещах, пробывших дома не один год.
          Если можно, поделитесь, пожалуйста, опытом, как Вы решаете этот вопрос. Может быть, в Вашей практике были такие ситуации.


          То, что вы описываете, как свою личную особенность, известно с незапамятных времен. Был даже один римский император, отличавшийся крайней привязанностью к абсолютно ненужному хламу в сочетании со скупостью. Властелин полумира копил дырявые сандалии, собирал обрывки шнурков…
          Одна из сравнительно недавних литературно-психологических интерпретаций этого явления получила небезызвестное название – плюшкинизм. Да, гоголевский Плюшкин, шаржированный типаж, в котором страсть к накоплению старого барахла достигла степени беспредельной. На самом деле таких плюшкиных – пруд пруди в каждом доме. Я и лично сталкивался с плюшкинизмом в его болезненной или предболезненной степени не раз и не два, в том числе и у некоторых близких людей. Почти в каждом из нас обитает хоть малюсенький плюшкин и очень мешает потоковости бытия, развитию души и чистоте воздуха в доме.
          Да, я допускаю и почти согласен с тем, что вещи могут накапливать в себе какую-то память о своих хозяевах и о событиях в окружающей среде, хотя доказать это научно пока никому не довелось. Возможно, вы особо чувствительны к такого рода связи между вами и окружающими вас предметами, и это придает вашей привязанности к вещам характер уже не утилитарный («а вдруг пригодится»), а иррациональный, мистический. Вы отождествляетесь с вещами, вы через них самоидентифицируетесь – вот, это главное, это ядро.
          Может быть, этот иррациональный момент скрыто присутствует и у многих из тех барахольщиков, которые хранят массу ненужного хлама из гипотетически-утилитарных соображений. У Фрейда это же свойство, просмотренное через лупу психоанализа, вылилось в личностный типаж, получивший наименование анального. По Фрейду, все начинается с того, что определенного типа детишки, сидя на горшке, всячески стараются удержать свои какашки и не выпустить в горшок, получая будто бы от этого удовольствие.
          А потом это отношение к отходам организма переносится и на все отходы бытия, на все, что может стать отходами… Свойствами характера таких людей становятся скупость, мелочность, обстоятельность, повышенная осторожность, недоверчивость, педантизм и привязанность к вещам, неумение и нежелание с ними расставаться…
          Трудно судить, насколько прав Фрейд в своих изысканиях и обобщениях, но удивительно, как много встречается индивидов, не умеющих ничего выбрасывать, даже среди, казалось бы, совершенно психически здоровых и разумных людей. Припоминая различные варианты этой, говоря условно, болезни, могу выделить некоторых ее типических представителей по признаку того, что по преимуществу не выбрасывается. Среди женщин это, конечно, тряпичницы – ни одной старой рваной тряпки ни в коем случае не выкидывается. Далее – посудницы, баночницы, сумочницы, туфельницы, пакетницы, коробочницы, мелочевницы-галантерейницы и, наконец – объедочницы. Это еще далеко не все, но надо и мужичков уважить. А они бывают железятниками, проволочниками, деревяшниками, электроприборщиками (уже давно и безнадежно не работающие, совершенно устарелые электроприборы патологически не выбрасываются), бутылочниками (пустая тара от алкоголя содержит еще некую гипотетическую дозу своего прежнего содержимого и поддерживает самоуважение), пробочниками, окурочниками, газетниками, документниками (ксивниками) и т.д.
          Заметно увеличивается привязанность к обжитым вещам у людей пожилых и старых, это почти правило, с редкими, но тем более важными исключениями. Старые люди, легко расстающиеся с вещами, как правило, молоды душой и ясны умом. На них приятно смотреть, с ними приятно общаться.

          Как дом заведешь, угнездиться спеша,
          держись: поползешь под уклон.
          Прочнее, чем с собственным телом, душа
          срастается с барахлом.
          Упорные, хитрые души вещей,
          древесных, стальных, шерстяных
          впиваются в мозг с любопытством клещей,
          с бесстыдством душевнобольных.
          Предметов, предметов, предметов толпа
          сминает тебя и метет,
          и оползень зреет в районе пупа,
          растет пуповина, растет,

          ползет, как саркома, плетет саркофаг
          из самой суровой тесьмы,
          и ты начинаешь сыреть как тюфяк
          и видишь забытые сны,

          и плачешь, пасхальные яйца кроша,
          над порцией суточных щей…

          Взыскует рождения чья-то душа
          на свалке ненужных вещей…


          Изредка случаются и удивительные повороты, изменения в отношении человека к вещевому хламу, и тогда происходят настоящие революции в характере и судьбе.
          Одна шестидесятилетняя женщина, жившая в США, имела чрезвычайно мягкий характер. Жалела всех: от мух до слонов, от бомжей до королей. И вот с такой же мягкою жалостью относилась к вещам: коробкам из-под конфет, к игрушкам давно выросших и уехавших из родного дома детей… Довольно большая ее квартира, оставшаяся после развода с мужем, с годами наполнялась хламом, а новые вещи все прибывали. Любила она иногда и зайти на церковную распродажу – то булавку с божьей коровкой, то сувенир из дерева особенной выделки, то бусы – не носить, но в шкатулку положить – купит – и все совсем недорого. В июле на распродаже предлагалось много вещей, уже бывших в употреблении. Саре очень понравилась вышитая подушечка. Ее она и принесла в жаркий июльский вечер с ярмарки. В ночь через пару дней Сара проснулась от укуса неизвестного насекомого. Древесный жук – определил знакомый, хорошо разбиравшийся в насекомых. Эти вредоносные жучки, то и дело поражающие американские дома, прогрызают мебель и вредят здоровью.
          У Сары было ровно две недели на подготовку квартиры к дезинфекции. Социальная служба дала этот срок на очистку квартиры от лишних вещей.
          «Боимся, мадам, вам придется выбросить все, что не представляет большой ценности. Есть вероятность, что в каждой из ваших вещей остались личинки древесного жука. Это может стать причиной больших неприятностей для вас и вашего имущества в будущем».
          Напуганная почти до смерти американка выбрасывала одну за другой коробки, игрушки сына, большую детскую настольную игру, купленную дочери на шестнадцатилетие, ношеное и вышедшее из моды пальто…
В доме ощутимо стало легче дышать.
          Прошла пара месяцев. За это время санитарная служба приезжала дважды и обработала квартиру Сары. В первый раз были уничтожены все жучки. Во второй раз – через полторы недели – а именно за этот срок созревают личинки – контрольная проверка и повторная обработка. Весь тот месяц пожилая американка жила у лучшей подруги, для ее здоровья было бы вредно находится в собственном доме. А когда она вернулась к себе, то почувствовала редкостное волнение – это, казалось, и ее квартира, и не совсем: чисто и уютно, но пусто, что, впрочем, вскоре изменилось...
          Через неделю она встретила милого человека, совсем случайно, в парке. Он потерял там одну из деталей своего велосипеда, а Сара, бродя по аллеям и как раз размышляя, не научиться ли, наконец, кататься на этом экологическом виде транспорта, эту деталь нашла. Так завязалось знакомство с разведенным адвокатом, обаятельным малым, идеально подходившим ей человеком, прекрасно поющим и любящим устраивать веселые барбекю для близких друзей. Они вместе уже семь с половиной лет.
          Сара как-то сказала: «Я верю, что сам Бог послал в мой дом этих жучков. Я никогда не встретила бы Пола, если бы не очистила пространство своей квартиры, а вместе с ней – и души».
          И пространство судьбы, – добавил бы я.
          Замечу в заключение, что привязанность к барахлу, к отжившему и ненужному, имеет в нас много уровней и далеко не ограничивается привязанностью к вещам. Точно такое же происходит на уровне отношений с людьми, отношений с собой, на уровне чувств и мыслей, и об этом наверняка представится еще много случаев побеседовать.


Ключевые слова: Вещизм, Внутренняя свобода, Зависимости, Психология женщины, Самоорганизация, Судьба, Счастье, Характер


Упоминание имен: Николай Гоголь, Плюшкин, Зигмунд Фрейд


Наведи порядок, и жди перемен.
Японская пословица

 

 

Поделиться в социальных сетях

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь

 

 

 

Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100