дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Проблемарий / Воспитание родителей: почти все о детях / Разное: родительские головоломки / Витамин О

 

Витамин О

 

отрывок из книги «Нестандартный Ребенок, или Как воспитывать родителей»


одобрение и похвала
как строительный материал души


Не сравнивай, живущий не сравним.
Осип Мандельштам


          Какими были первые деньги?..
          Не кусочки металла, нет, и не камешки, не деревяшки.
          Первым денежным знаком была одобрительная улыбка Евы Адаму, первый ее осознанный смайлик, состроенный, чтобы Адам был хорошим парнем.
          И Адам был хорошим парнем, пока не надоело.
          Первые деньги были психическими, идеальными, а потом начали ма-те-ри-али-зовы-ваться.
          Вначале была душа. А потом ее оценили.
          Оценочная зависимость задалбливается сызмальства. Оценка – второй, надстроечный этаж психоманипуляции после фундаментально-физических пряников и кнутов. Ниточка, за которую дергает тебя Психокукольник, чтобы ты совершал свой марионеточный танец.
          Но оценочная зависимость не есть только плод социального зомбирования, нет, не только гипноз среды.
          Это еще и зов, просыпающийся изнутри – дальнобойный инстинкт. Человек сам выходит на связь с рынком Жизни – миром оценок, сам себя встраивает в него, потому что ему предстоит войти действующей частицей в Великое Целое и продолжить поток бытия сквозь времена и пространства.
          Чтобы найти в Целом свое место, свою судьбу – не избежать прохождения сквозь многослойный, бесконечный оценочный фильтр...
          Уже совсем маленький ребятенок сам ищет одобрения и неодобрения, сам спрашивает и исследует – что хорошо, а что плохо, и провокациями вызывает мир на оценку своего поведения и своей персоны. Не познавший, что есть грех – невинен, так вот – мы хотим познать. Иногда, чтобы почувствовать, как хорошо быть хорошим, приходится делать гадости.
          Вы спрашиваете, откуда берутся ревнивцы, завистники, вруны-хвастуны, лицедеи и подлецы. Откуда невротики, боящиеся нос высунуть и слово сказать, и самоутверждающиеся психопаты.
          И откуда циники и преступники, звери-нелюди, которым накласть на все и всяческие оценки.
          Отсюда все – из Оценочной Зависимости – из стремления к ней и из сопротивления ей.
          Оценочная зависимость – это кровоток отношений, это культура, это мораль и этика, это совесть. Она же – убийца отношений, убийца морали и совести, убийца всего.
          Наблюдаю за многими сотнями детей, наблюдаю и за своими, себя тоже стараюсь из виду не упускать... Да, двойственность с самого начала: и поиск этой самой зависимости – как мотыльки на огонь – и уход от нее, защита и бегство. Какого бы отношения к оценочной зависимости я пожелал пациенту, чего бы пожелал своему сыну и своей дочке, пожелал каждому и самому себе?
          Иметь оценочную зависимость, но не исчерпывать себя ею. Не определять оценочно ни свою жизнь, ни чужую: «Не судите, да не судимы будете». Иметь оценочную зависимость и считаться с ней, понимать ее у себя и других – но не руководиться ею бездумно, не подчиняться.
          Да, так: несмотря на зависимость, быть свободным.
          «Ты сам свой высший суд. Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум... Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца...»
          Какой верный совет и как мало следовал ему давший его, как наоборот поступал. «Восстал он против мнений света. Один как прежде – и убит». Не восстал, нет – восстал, вернее, в душе только и на бумаге. А если б восстал и в жизни, не вызвал бы на дуэль глупца, начхал бы на «диплом рогоносца». Оценочная зависимость, собственно, и убила Пушкина.

[center]Одобрямс одобрямсу рознь


Подсадка на пряники-одобряники (ими может быть и простое уделение времени, простое внимание...), подсадка на похвалу, оценочная наркотизация...
          Незаметно это все делается, автоматически и полуавтоматически, как и кнутоприбитие – и разумеется, с самыми наилучшими воспитательскими намерениями.
          Если одобрямчиков было много, а стало меньше или совсем не стало, возникает состояние лишения, ломка, жестокое страдание – до нежелания жить.
          Это может случиться и с нашим ребенком, если родился второй, младший, и все внимание и забота, принадлежавшие раньше одному старшему, направляются на новоприбывшего. Если ребенок вдруг перестал быть отличником или если мы внезапно решили: ублажать хватит, пора воспитывать по-настоящему...
          Тот, кто много хвалит и одобрямкает, вовсе не обязательно становится любимым и уважаемым, скорее, наоборот, есть немалые шансы заработать презрение и отвращение со стороны ребенка.
          Тем не менее отношение ребенка к себе будет от этого человека зависеть и впредь. Может тут же забыть, но сам факт никогда не проходит бесследно: наркотик уже попробован!.. Начнет подстраиваться под оценки и предпочитать положения, где можно себя показать только с выгодной стороны; начнется неискренность...
          «Какой у тебя бантик красивый!», «Замечательное платье!» – первая провокация стать тряпичницей. «Какая прелесть, какая умница! Все понимает, исключительные способности! Ну, прочти еще стишок... Какой молодец!»
Так часто и начинается трагифарс самовлюбленной посредственности.

Сравнивать можно только с самим собой


Внимательнейше надлежит различать одобрение, сравнивающее человека с самим собой (читаешь уже лучше, хорошо справился, постарался и получилось, начинает получаться...), и одобрение, сравнивающее с другими (у тебя вышло лучше, чем у Марины... у тебя красивое платьице, ни у кого такого нет... ты у нас самый сильный...). Если первого можно опасаться не слишком и перебор легко поправим, то второе – сравнение, соревнование – коварное зелье, крючок, на который очень легко клюют и подсаживаются, а сойти без тяжких потерь невозможно. Платежка иной раз приходит мгновенно, а иной раз отсроченно или слишком отсроченно. Обратим внимание, как редко и ругают, и хвалят детей в семьях солнечных, которым можно завидовать. Там никого не сравнивают ни с кем. Там не ставят отметок, там просто живут.

Что не заработано, за то не хвалить


          – за то, что достигнуто не своим трудом – физическим, умственным или душевным
          – за легко дающиеся хорошие отметки
          – за здоровье, красоту, силу, ловкость, сообразительность, ум, талант – короче, за все природные способности, включая и прирожденное бесстрашие и врожденную доброту
          – за игрушки, за одежду, за вещи – ни в коем случае не отмечать их одобрением (равно как и неодобрением!), которое так легко принимается ребенком на свой личный счет. Что есть, то и есть, ну и все.
          Да, что не заработано, за то не хвалить! Но, возразим мы, ведь не все могут заработать, и не все зарабатывается... Разумеется, и об этом дальше. Кроме того, не надо хвалить:
          – больше двух раз за одно и то же
          – из жалости (очень трудно, иногда неразрешимое противоречие с требованиями Задатка и Возмещения)
          – из желания понравиться ребенку (и взрослому, между прочим, тоже?!..)
          Нам нужно нравиться ребенку, чтобы внушать доверие, а внушать доверие нужно, чтобы?.. Понятно, понятно.
          Но чтобы нравиться, и довольно простого доверия. А для доверия достаточно спокойного пребывания вместе с неприставанием и невлезанием в личность; достаточно интереса, но ненавязчивого, достаточно доброты...
          Но иной раз и ничего недостаточно.

Одобрение как удобрение


Ну и накатили мы бочек на похвалу, ну и затоптали! И что ж это получается – не ругай, не наказывай, не одобряй, не хвали... А воспитывать как? Воздействовать?!..
          Если почва хорошая, а семя здоровое – удобрений не требуется, плод добрый вырастет. Ну а если растеньице хилое, если почвишка так себе... Удобрение – вещь конкретная. Использовать – уметь надо. Кому – что – когда – сколько – как?..

Хвалите за то, чего нет, и это появится!


Можно, а иногда и крайне необходимо хвалить не за то, что достигнуто, заработано, а просто за то. что есть, и даже за то, чего нет.
          Хвалить можно и нужно в первый черед детей с недостатками, физическими и особенно умственными и душевными. Если ребенок робок, вял и плаксив – хвалите его постоянно, поддерживайте и добрыми словами, и добрыми взглядами, поощряйте за все. Если раздражителен, зол, если агрессивен, жесток – не давая спуску за покушения, не скупитесь на похвалы: хвалите как можно чаще, ярче и убедительнее.
          А если лжив, если ворует? – Тем более! – Дети воруют не вещи, не деньги – дети воруют недополученную любовь. Врет? Часто врет?.. Значит, боится собою быть.
          Хвалить можно и нужно ребенка гонимого, травимого, козла отпущения. Хвалить очень нужно после всякой потери, неудачи, провала – да, непременно следует изыскать для этого повод – за что-нибудь невзначай одобрить, и еще раз, еще... Но – Внимание! – чтобы это не выглядело как утешение! Никакой милостыни!
          Хвалить надо щедро и безотлагательно при угрозе или уже при развитии болезни, психической в том числе и в первую голову – иногда это лечит, а иногда и спасает. Хвалить можно и очень нужно при обнаружении несчастной любви или даже при подозрении на таковую, в предвидении...
          Девочка некрасива и уже – только что – поняла это?.. Хвалите ее глаза, волосы, голос, улыбку, ум, доброту, способности; хвалите ее всю.
          Мальчишка слабее или трусливей других, нескладный? Трудно учиться, выгоняют из школы?..
          Хвалите его рисунки, может быть, очень посредственные; хвалите за то, как делает бумажных голубей; хвалите за то, что ходит сам в магазин; за то, что принес домой этого жалкого блохастого котенка и старается чисто мыть руки (хотя, может быть, и не очень старается); за то, как рассказывает о том, что видел на улице; за мускулы – вон уже какие большие!..
          Если ребенок болен, ослаблен физически или морально, его нельзя оставлять без похвалы ни на сутки. Одной лишь похвалой можно унять боль, даже зубную.
          А есть времена, когда похвала только за то, что живешь, может спасти жизнь...


Ключевые слова: Воспитание

 

 

Поделиться в социальных сетях

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь

 

 

 

Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100