дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Проблемарий / Воспитание родителей: почти все о детях / Разное: родительские головоломки / Нужно ли мучить ребенка, чтобы научить его жить?

 

Нужно ли мучить ребенка, чтобы научить его жить?

 


Детский сад или детский ад?


           ВЛ, моему сыну, Лёлику, сейчас два годика. Он замечательный ребенок! Веселый, добрый, общительный, послушный, не жадина, не драчун. Мы с мужем с самого начала пытались максимально осознанно относиться к воспитанию, перелопатили кучу литературы, взяли отовсюду понемногу. Играем с ним каждый день подолгу и с удовольствием: читаем, рисуем, поем, играем на пианино, ходим на развивающие занятия и т.д. Телевизор не смотрим, мультфильмы показываем очень избирательно. Дешевые китайские игрушки стараемся не покупать, зато достаем всякие развивающие редкости (типа кубиков Никитина). Когда ему был годик, поставили спортивный уголок, он на нем уже как мартышка лазает.
           Сейчас все хорошо, но я переживаю, как мой бедный мальчик будет жить среди ОБЫЧНЫХ детей?
           Дело в том, что мы с мужем фотографы, в нашем городе считаемся одними из лучших, увлекаемся психологией и туризмом, я в совершенстве владею французским… Живем в рабочем районе, рядом шинный завод. В доме часто бывают гости. Но наши друзья тоже "не от мира сего" - фотографы, психологи, актеры, альпинисты... Общаемся мы друг с другом на таком языке, что "нормальные люди", присутствуя при разговоре, практически ничего не понимают, зато Лёлик уже пытается повторять.
           Работа у нас такая – и на земле приходится валяться и по деревьям лазать. Поэтому одеваемся в спортивном стиле, вещи качественные, дорогие, но это понимают только те, кто "в теме". Таскаем на себе объемные рюкзаки для фототехники. Свекровь говорит, что мы ходим, как бомжи. В работе нам наша "неформатность" помогает, молодожены нас очень любят. Зато мамаши во дворе стараются держать дистанцию. За два года, несмотря на мою общительность, я подружилась только с одной из них, она оказалась лыжницей и слушает бардов (рыбак рыбака видит издалека).
           Сейчас стою перед выбором садика и прикрепленной к нему школы. Если сдать в обычный садик, в лучшем случае, будет маяться от скуки и одиночества (не сможет с таким воспитанием найти единомышленников), а в худшем все время будет битым. Если выбрать садик типа Вальдорфского или Монтесори, он в этой теплице будет радоваться жизни, а что с ним произойдет потом, когда он попадет в "естественную среду обитания"?
           Мы с мужем в детстве тоже были странными, "белыми воронами". У меня, например, настоящие понимающие друзья появились только в институте. С одной стороны – загубленное детство. С другой стороны – переживания помогли мне сформироваться, как личности; я перестала бояться оценки окружающих, научилась держать удар. Скажите, пожалуйста, обязательно ли проходить через страдания, чтоб найти себя?
Мила
           Как видим, речь идет о здоровом, гармоничном, хорошо развивающемся ребенке здоровых, гармоничных, прекрасных родителей. Все у них замечательно, все здорОво и здОрово в их маленьком мире. Но родители беспокоятся, что малыш их – кандидат в белые вороны в большом мире обычных детей, у которых... У которых не все здОрово и здорОво. Через испытание в этом нездоровом мире родители сами уже прошли, и своему ребенку такого, понятно почему, не желают.

Ответ

Мила, беспокойство ваше вполне оправдано, а вопросы содержат больше половины ответов.
           Что опаснее для ребенка – охранительный стиль, пребывание под родительским колпаком – или бросание в жизнь как она есть?
           Ответ: опасно и то, и другое, а что опасней – если принять общий уровень опасности среды за средне-статистический, – зависит от того, каков конкретный ребенок: его характер, эмоциональный и интеллектуальный потенциал. Один птенец требует долгого прогревания под крылышками, а другому лучше как можно раньше из-под крылышек выпрыгнуть и начать порхать самостоятельно, даже если это белый вороненок.
           Человеческая среда, в которую ваш ребенок попадет, полна неопределенностей. Садик садику рознь и среди обычных, и школа – школе. И в садике, и в школе, и дальше – по вертикали – важнее всего не методики, а личности: каковы человечески няни, воспитательницы, учителя, потом тренеры, начальники... Так же, если не более, важно, каково по уровню и настрою горизонтальное окружение – сверстники, соученики, потом сотрудники...
           Вашему Лёлику пока всего два. Есть еще запас времени, чтобы найти решение о детском саде. Судя по вашему описанию, он мальчик с достаточным ресурсом для адаптации, а насколько "беловоронный", пока не ясно. Если вы будете уверены, что обычный садик – хорошего уровня, что воспитатели, к которым он попадет – добрые, понимающие, а среди детей нет психопатически агрессивных, можно начать его туда водить и посмотреть, как оно пойдет. Если найдется садик с нестандартной развивающей программой – можно туда.
           Обязательно ли страдать, чтобы "найти себя"?.. В масштабе целой жизни некая доля страданий неизбежна – и, если только не превышает предела физической и психической переносимости, а главное, если осмысливается, – благодатна: "что не убьет – сделает сильнее". Но все равно не решусь сказать, что страдания для становления духа и личности обязательны. Для ребенка уж точно нет, для малыша миллион раз нет. Детство хрупко, нежно, ранимо. Детство однократно и всезначимо. Не вижу необходимости непременно уродовать его испытанием человеческих глупостей и мерзостей, даже если столкновение с ними в дальнейшем неотвратимо. Чтобы понять, что огонь – бо-бо, не обязательно обжигаться, и уж тем паче не нужен обширный ожог с неустраняемыми уродующими рубцами. Если подготовка к жизни отнимает слишком много жизни, то, извините за просторечие, нафиг такую подготовку.


Ключевые слова: Дети, Детский сад, Нестандартность, Страдание

 

 

Поделиться в социальных сетях

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь

 

 

 

Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100