дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Проблемарий / Искусство быть другим: общение и понимание / Травматология любви: мост строится с двух сторон / Тайна инакости

 

Тайна инакости

 


Имеют ли шанс на счастье двое молодых влюбленных, если один (одна) верит в Бога, а другой (другая) не верит? Могут ли жить счастливо супруги, один из которых верующий, а другой нет?

Могут при условиях:
          а) сильной любви друг к другу,
          б) достаточного уровня веротерпимости у обоих,
          в) достаточного уровня общей и психологической культуры,
          г) соответствия характеров и других значимых составляющих супружеского союза.
          Заметно: супружеские пары, в которых хотя бы один (одна) верит в Бога, молится, посещает храм, исповедуется и причащается, имеют больше шансов если не на яркое счастье, то на прочность, надежность отношений. Если оба верующие – шансов еще больше.
          Но это, конечно, лишь вероятности, подвижные, переменные. Любой человек не просто есть, каков есть. Человек становится. Человек меняется. Человек проходит жизненный путь со многими неожиданными поворотами, остановками, ускорениями, возвратами вспять. Невозможно предсказать на всю жизнь: этот верующий (особенно юный) будет верующим и дальше, а этот неверующий неверующим останется.
           Кому-то вера открывается сразу, легко и естественно, а для кого-то путь занимает десятилетия или целую жизнь. И безверие может постигнуть человека внезапно, а может разъедать постепенно и вдруг разверзнуться как обрыв... Иной раз Двое могут идти, казалось бы, по одной дороге, полностью разделяя мировоззрения и вероисповедания друг друга, и притом всю жизнь грызться, жить во взаимонепонимании и отчуждении или вовсе разойтись. А бывает и наоборот: каждый из Двоих идет своим путем, но пути эти устойчиво близки, и можно идти, взявшись за руки и целуясь. Вспомнились тут, кстати, слова одной моей незаконченной песенки:

          Параллельная лыжня
          для тебя и для меня...
          А в конце пути, как водится,
          две лыжни, конечно, сходятся.


          Верующие или неверующие – это ведь еще смотря как. Встречал многих с религиозным сознанием, но с более чем атеистическим, ни в кого и ни во что не верящим подсознанием. Немало и тех, кто на уровне самосознания вроде бы стопроцентно неверующий, а подсознательно религиозен, верует горячо, глубоко, только сам (сама) об этом не знает. Моя мама была такой...
          (Для сверки можно обратиться к работе Виктора Франкла "Бессознательный Бог внутри нас".)
          Андрей Дмитриевич Сахаров был атеистом с религиозной душой и прожил жизнь верующего подвижника. На его примере с особой ясностью видно, что самоопределение (идентификация) человеком себя как верующего либо неверующего есть личное выражение всечеловеческого стремления к внутренней цельности – или, что то же самое, стремления быть честным перед собой.
          Идентификаты "верующий", как и "неверующий", "атеист", обычно значат не то, или не совсем то, что сам человек об этом думает. На глубинном уровне это лишь разные способы примирения свойственных каждому внутренних противоречий, разные обозначения стремления к цельности, разные формулы для сведения наших невыразимых внутренних объемов к плоскости, легко читаемой, многозначности – к однозначности...
          "Если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно". Если не зажигаются, значит, и это нужно.
          Верующий человек может объяснять неверие супруга (супруги) со своей точки зрения так:
           "Богу угодно, чтобы он (она) был(а) именно такой, и чтобы мы были вместе. Откуда мне знать – может быть, Богу нужно, чтобы какие-то из людей сомневались в Нем, отрицали Его. Может быть, Он требует от иных пройти к Себе долгий путь, равный жизни... Не в человеческих правах силой тащить человека к Богу. Можно лишь самой жизнью и совместным чувствованием и размышлением помочь ближнему самостоятельно открыть себя Богу и открыть Бога для себя".
          Атеист может мыслить о верующем так:
          "Верует – значит, это потребность ее (его), природа такая, и я ее (его) люблю именно такою (таким), люблю вместе с верой...
          Разве верующий человек не может быть человеком хорошим, красивым, умным, веселым? Еще как может. Не говоря уж о честности, верности, преданности, которые, что ни говори, намного чаще встречаешь среди искренне верующих (надо подчеркнуть – искренне!), чем среди неверующих".

          Исторически все, что есть человечного и разумного в светской морали, пришло из религии. Главные религиозные заповеди действенны для всех честных и добрых атеистов – они исполняют их в меру душевных сил, не относя к Богу умом, но неся Бога в душе.
          Прогноз отношений Двоих, один (одна) из которых считает себя верующим, а другой (другая) нет, определяется не столько принадлежностью или непринадлежностью к религии, сколько тем, есть ли взаимное уважение к инакости, к тайне внутреннего мира Другого Существа, благоговение перед этой тайной жизни... Если у обоих это любовное благоговение есть, и никто никого под себя не подминает, – для хорошего прогноза уже достаточно.


Ключевые слова: Вера, Любовь, Отношения мужа и жены


Упоминание имен: Андрей Сахаров, Виктор Франкл

 

 

Поделиться в социальных сетях

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь

 

 

 

Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100