дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Проблемарий / Воспитание родителей: почти все о детях / Возраст ребенка от 8 до 13 / И снова: ребенок для школы или школа для ребенка?.. оценочная зависимость по наследству?..

 

И снова: ребенок для школы или школа для ребенка?.. оценочная зависимость по наследству?..

 


          ВЛ, у меня двое детей. Старшая дочь Маша в этом году пошла во второй класс, и у нас в семье начались проблемы, связанные с ее учебой. Учится она неплохо, даже хорошо. Очень усидчивая. Про выполнение домашнего задания ей напоминать не надо. Ребенок гиперответственный. Уровень тревожности у нее зашкаливает. Перед походом в школу охватывает страх и волнение. Любая оценка ниже пятерки вызывает поток слез. Плачет каждый день по нескольку раз. Дома мы никогда ее не ругаем. Но откуда-то появились навязчивые идеи, что она самая плохая. Называет себя очень глупой девочкой, глупее всех. У нас в семье вообще подобные слова не произносились. Самое тревожное: она стала говорить, что школа для нее – это слишком сложно, что лучше бы было ей не приходить в этот мир... Эти речи от ребенка 8 лет меня очень пугают. Я ей внушаю мысль, что она уникальна, как и каждый человек. Что другой такой нет, и не надо себя с кем-то сравнивать. Что мы ее будем любить, как бы она ни ошибалась. Придумываю всякие ритуалы, чтоб снизить страх перед школой. Заговариваем ручку, чтоб писала диктанты без ошибок. Но уже идет второй месяц, а ситуация не меняется. Мария занимается еще и в школе искусств, и по отношению к тем занятиям подобных симптомов не замечаем. Занятия там ей в радость. Да и школьные уроки дома ей даются легко. Дома она чувствует себя уверенно, потому у нее все получается. В школе постоянно сомнения и неуверенность в себе. Каждый день – потрясение.
Как вести себя родителям в подобных ситуациях, чтоб и к жизни подготовить ребенка, и лишних комплексов не развить?
Какую политику проводить по отношению к младшей дочери? Ей осенью в первый класс идти. Она с сестрой очень дружна, и все видит и понимает по-своему. На днях она сказала, что не хочет в школу, потому что ее там не будут любить.
Оксана

          Комментарий
          Хорошая, серьезная и старательная (слишком, пожалуй) мама. Хорошая, серьезная и старательная, явно СЛИШКОМ старательная дочка. Уже с неврозом. Уже с депрессией... Серая тень школьного здания над семьей... Глухая надвигающаяся стена...

           Ответ
          Оксана, мне понятно ваше беспокойство о дочке (у меня у самого дочка Маша такая же второклассница и довольно похожая по характеру). Но в письме вашем есть пробелы...
           Ребенок гиперответственный. Уровень тревожности у нее зашкаливает. Перед походом в школу ее охватывает страх и волнение. Любая оценка ниже пятерки вызывает поток слез...
          Ребенок загнан в зашкаленную оценочную сверхзависимость, это ясно. А чьими усилиями – вашими, школы, совместными плюс склонность по характеру?.. Желательно хоть отчасти это понять. Если дома много хвалят, а в школе поменьше, уже это создает диссонанс. Какая обстановка у нее в школе, какие отношения конкретно с учителями и сверстниками?
          Говорили ли с классной руководительницей? Как там с ней обращаются разные учителя? Это ведь сейчас важнее всего, и только совместно со школой можно что-то изменить в нынешнем положении. У вас получается, что школа – какая-то отдельная, независимая от вас несокрушимая данность. Если это действительно так, и совместный согласованный психологический подход родителей и школы к ребенку невозможен, то лучше ее из этой школы, пожалуй, забрать. Перевести в другую или на экстернат...
           Называет себя очень глупой девочкой, глупее всех...
          Не может быть, чтобы для этого не было каких-то поводов. Кто-то ей что-то сказал...Что-то не удалось...
          Не добрали информации. Понятно только то, что девочка сейчас пребывает в депрессии или близка к тому.
           Самое тревожное:она стала говорить, что школа для нее – это слишком сложно, что лучше бы было ей не приходить в этот мир.
           Только школа слишком сложна или и весь мир?.. Или школа – это и есть весь мир для нее, полномочное представительство целого мира?.. Тут явный перекос, и нужно снизить в ее сознании масштаб общежизненной значимости школы хотя бы процентов на тридцать.
          Конечно не за один присест, постепенно... Школа – это еще далеко не все, школ может и должно быть еще много и очень разных... Она должна это понять и почувствовать, как и то, что у нее нет обязанности быть непременно хорошей ученицей, что она просто МОЖЕТ быть ею, если захочет.
           Я ей внушаю мысль, что она уникальна, как и каждый человек. Что другой такой нет, и не надо себя с кем-то сравнивать. Что мы ее будем любить, как бы она не ошибалась.
          Это все правильно, только в школе могут действовать на нее внушения прямо противоположные. Нужно узнать, откуда они исходят. И нейтрализовать....
           Я придумываю всякие ритуалы, чтоб снизить страх перед школой. Заговариваем ручку, чтоб писала диктанты без ошибок.
          А вот это уже совсем неправильно. Этим самым ведь вы идете на поводу зашкаленной оценочной сверхзависимости девочки, вместо того, чтобы стараться эту зависимость понижать.
          Я бы на вашем месте сказал: «Вот что, знаешь, пора научиться получать двойки и тройки, хватит отличничать и строить из себя самую правильную. Я хочу, чтобы моя девчонка умела быть и двоечницей, и хулиганкой, да,чтобы она была свободным и независимым человеком с широкой душой, чтобы умела быть РАЗНОЙ. Если на этой неделе не получишь ни одной тройки или пары – накажу так-то! « – говорить такое, конечно, весело, в шутку, но и с серьезным убеждением одновременно.
           Мария занимается еще и в школе искусств, и по отношению к тем занятиям подобных симптомов не замечаем. Занятия там ей в радость.
          Вот это очень хорошо. И очень важно – понять, в чем же разница в атмосфере этой школы искусств и общей школы – понять и ребенку, и вам.
           В школе у нее постоянно сомнения и неуверенность в себя, в свои силы. Каждый день – потрясение.
          Разберитесь КОНКРЕТНО – что и кто именно вызывает эти потрясения, и только тогда можно определять конкретный план действий.
           Как вести себя родителям в подобных ситуациях, чтоб и к жизни подготовить ребенка, и лишних комплексов не развить?
          Если вы согласны с принципом: НЕ РЕБЕНОК ДЛЯ ШКОЛЫ, А ШКОЛА ДЛЯ РЕБЕНКА, то сами поймете, как себя вести в разных частных случаях. Уверены ли вы, что нынешняя школа «готовит к жизни»? Я наблюдаю обратное.
           Какую политику проводить по отношению к младшей дочери? Ей осенью в первый класс идти. Она с сестрой очень дружна, и все видит и понимает по-своему. На днях она сказала, что не хочет в школу, потому что ее там не будут любить.
          Ясно: уже боится другого оценочного климата школы. А поняла, что он другой, неприветливый и жестокий, от старшей дочки.
          Опять же: только СОВМЕСТНО родители и школа могут убедить малышку, что школа – это тоже дом, где тебя готовы любить. Если школа этого не понимает и не умеет, то грош с минусом ей цена. И главное, грош цена нам, которые в такую злую тупую машину, как ягненка на заклание, засовывают своего ребенка...
          Мои детские невеселые воспоминания о том, как обращались в школе со мной, тоже полностью подтверждают это. Родители мои точно так же чувствовали себя полностью бесправными и зависимыми от школы как от НАЧАЛЬСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО учреждения, как от ВЛАСТИ. Было это давно, но практически в постсоветских школах ничего не изменилось.
          Усвоим: школа – это не власть! Школа – оплаченный нашими налогами и живыми деньгами работник, нанятой специалист на зарплате, не более – как и правительство, армия и милиция, пора это наконец всем миром понять!
          Пожалуйста, почитайте мою книгу «Новый нестандартный ребенок» и статью Марины Косминой о школе. Сообщите, как пойдут дела дальше...

          ВЛ, спасибо за ответ... В жизни все свершается в положенный срок, всему свое время. Вот ваш ответ затерялся, и пришел ко мне намного позже, чем планировалось, и это очень хорошо. За это время я успела много подумать, почитать (в том числе и ваши книги) и была готова к каким-то умозаключениям. Ваш ответ состоял в основном из вопросов, и это то, что нужно. Мы с мужем постарались предельно честно ответить себе на эти вопросы, и возникло такое чувство, что зажегся свет, и осветил целый ряд проблем, которые и приводят к стрессовым ситуациям нашей дочери.
          У вас получается, что школа – какая-то отдельная, независимая от вас несокрушимая данность.
Точно, в моем восприятии это так. И я отдала своего ребенка в школу «как ягненка на заклание». У меня было именно такое чувство, когда моя дочь пошла в первый класс. Я воспринимала это как неизбежную жертву системе. Я тогда сама плакала, украдкой, чтоб не увидели этого дети. Но мы постарались сделать все возможное, что снизить количество стрессовых ситуаций у ребенка.
          Я хочу, чтобы моя девчонка умела быть и двоечницей, и хулиганкой, да, чтобы она была свободным и независимым человеком с широкой душой, чтобы умела быть РАЗНОЙ.
Проблема в том, что я сама никогда не умела быть плохой. Моя мама учитель со стажем. Работа для нее важнее всего. Я не могла позволить, чтоб моей семье было стыдно за меня, потому я была вечной отличницей. Это достаточно тяжело, потому состояние «что жизнь очень сложная и может, было бы лучше вообще не быть» мне очень хорошо известно. Я много работала над собой в последнее время, и это позволило части проблем уйти из моей жизни. У моего мужа подобного отношения к учебе не было, учился он хорошо, и из интереса. У нас обоих высшее образование. Мы стремимся у своих детей создавать такое отношение к учебе, именно чтобы школа была ДЛЯ НИХ, и потому, когда подобные слова «о тяжести жизни» я услышала от моей дочери, у меня наступила паника...
Влияние бабушки – вот еще трудность... Забота об оценках очень остро проявляется у Маши именно после общения с бабушкой. Но ведь и я сама, перейдя рубеж 30 лет, все еще не могу быть свободной от оценочной зависимости. В последний год много спорила с мамой по вопросам отношения к школе, и эти разговоры пока не приводят к взаимопониманию.
          Получается, устраняя проблемы ребенка, надо работать не только с ним, а со всей семьей. Приходится менять и свое мировоззрение, и всех взрослых, которые оказывают на ребенка влияние.
          А что касается совместной работы со школой, то... Да, действительно, сейчас школа для нее почти весь мир. Уроки занимают большую часть дня, все подружки – одноклассницы и, как и сама Маша отличницы. Очень напряженный момент для нее был – не отстать от подруг. У нас очень маленький город, школ мало, Маша учится в школе, считающейся лучшей...
          Положительные изменения уже есть. Маша больше не сравнивает свои оценки с оценками подружек и уяснила, что не должна всегда быть лучшей. Научилась отвечать на «провокации» с их стороны типа «а у меня пять, а у тебя четыре»... Поняла, что самостоятельность – это не только ответственность, но и свобода... На днях она сказала, что хочет на 8 Марта на свои карманные деньги купить мне в подарок ежедневник, чтоб мы вместе выбрали, какой мне понравится.
          Она хочет, чтоб я записывала свои мечты на будущее и то, как они сбываются. Оказывается, наши дети очень многому могут научить нас, если сумеем их услышать...
          Спасибо вам за вопросы, это часто даже лучше, чем конкретный совет. Быстрее «доходит»...


Ключевые слова: Воспитание, Дети, Оценочная зависимость, Семейный сценарий, Школа

 

 

Поделиться в социальных сетях

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь

 

 

 

Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100