дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Проблемарий / Здоровье: замки и ключи / Душевное здоровье: ключи к свободе / Ода кривизне

 

Ода кривизне

 


душевная болезнь: как понимать,
как принимать,
как помогать



У моей кобылы сивой
хоть и бред, зато красивый.

И твой бредок поместят в рядок,
закричат «продается» – дурак найдется.

Иван Халявин. С лотка «Пересловицы-переговорки».

Бредет бред за бредом, а мы за ним следом.
Побродим-побредим, зайдем и к соседям.

Он же, Халявин. Из чемодана «Житье мое».




          «Почему не могут все быть неправы, а я – ПРАВ? Сколько всякого бреда в головах у массы народа, вы еще от этого не устали?.. И разве не было в истории Коперников и Галилеев? Разве не бредом казались в свое время многие великие открытия не только непросвещенной тол¬пе, но и почтенным мужам науки?.. Разве не были бредами, охватившими массы людей, нацистская и коммунистическая идеологии?.. А если речь идет о вещах, которые известны данному человеку лучше, чем кому бы то ни было?.. Кому лучше знать о поведении жены, как не живущему с нею мужу? Кому, как не самому человеку, знать об отношении к нему окружающих, если он долго и внимательно сле¬дит за всеми его нюансами и уже давно заметил, что за ним идет слежка?» – убеждал меня пациент, научный работник, выдающийся математик.
          Я верил ему – в общем верил: он прав был по отношению ко всем общим случаям, кроме некоторых частных, включая и свой собственный. Не хотелось напоминать о таких жизненных вариантах, когда о поведении жены как раз муж знает меньше других – он и сам о таких вариантах знал, это его и терзало. У него был грубый бред ревности, а вдобавок и элегантный, изысканный, великолепно систематизированный бред преследования, похожий на стройную математическую теорию. Он был классическим параноиком.

          По ту сторону интуиции
          «Патологическая интуиция» – определил бред русский психиатр Гиляровский. Блестяще, но… Какая интуиция нормальна, остается догадываться. Или уславливаться.
          Стержневое свойство бреда – чувство достоверности, сопровождающее выкладки рассудка, более или менее последовательные. Внутренняя убедительность не оставляет места сомнению.
          Но ведь это чувство достоверности присуща переживаниям всякого человека. Эта внутренняя убедительность держат в своей колее любое мышление. Сколько раз на дню приходится убеждаться: люди здоровые так же непробиваемы, как и больные. Так же, если не хуже, уперты в своих убеждениях, явно нелепых. Так же, как и больные, не знают, не понимают и не хотят знать и понимать, откуда берутся их интуиции, исходные положения, аксиомы мысли.
          Сколько бредятины на книжных прилавках, как она прет из радио и с телеэкранов, какой бредлам в интернете. Поневоле спрашиваешь себя: в чем же разница между бредом больных и заблуждениями здоровых? Не условность ли это? Не общественный ли договор в данном месте и времени – что чем считать: суеверием или бредом, религией или бредом, идеологией или бредом, враньем или бредом, интуицией или бредом, мифом или бредом, поэзией или бредом, здравым смыслом или опять же бредом?..
          Кое-как различает все это, раскладывая по своим полочкам только практика. Только опыт. И… Чувство достоверности, вот эта самая интуиция, которая запросто может оказаться и тем же бредом.
          Где грань между бредом и заблуждением? Там, где мы ее проведем – где условимся. Бредом можно назвать заблуждение, у которого нет шансов быть принятым за истину в данном месте и времени, в данной человеческой общности.
          Другое определение: интуиция без обратной связи. Или с ложной обратной связью.
          Женщина верит в колдовство и твердо убеждена, что приятельница, с которой она поссорилась, навела на нее порчу, от этого у нее «трещит голова». Не переубедишь, что голова трещит не от этого. Проще присоединиться и «снять порчу» каким-нибудь псевдо-магическим, понятно-непонятным, ВНУШИТЕЛЬНЫМ ритуалом. Спрашиваю себя, бред ли у этой женщины. Чувство внутренней достоверности отвечает: нет, в клиническом смысле не бред, хотя и полная чушь. Не бред, а результат предрассудка, внушенного предрассудка. Среда, воспитание, недообразованность, помощь желтых СМИ. Женщина в основном адекватна. Решаюсь «снять порчу» – вхожу в роль мага-гипнотизера, «снимаю», заодно поднимаю настроение и подлечиваю сосуды.
          А вот программист, выросший в интеллигентной семье. С детства немного замкнут, со странностями. С некоего времени стал ощущать «треск в голове». Утверждает, что сосед по лестничной клетке, давно плохо к нему относящийся, намеренно влияет на его организм. «Как влияет?» – спрашиваю. – «Ну, вы понимаете. Телепатически. Возможно, с помощью своего компа.» – «Зачем ему это?» – «В целях эксперимента. (Специфическая усмешка). Чтобы получить удовольствие от своей власти. Компьютерный вирус знаете как в программы внедряется?»
          Все понятно. Дальше вероятны (хотя не обязательно) слуховые галлюцинации. Переубеждать тоже не надо. А лечить надо, и без психотропной химии, к сожалению, не обойтись.

          Диагноз, который лучше не ставить
          И закономерно, и неудачно, что медицина в лице психиатрии, с ее претензией на научность и объективность, пользуется как рабочим понятием этим замызганным бытовым термином, окрашенным однозначно-негативно, чуть ли не ругательством. БРЕД – синонимы: ерунда, чепуха, чушь, фигня, бессмыслица, нонсенс… Пациенту можно сказать, что у него диабет или опухоль, это не нарушит контакта. Но объявить человеку, что у него бред, – значит сразу поставить между ним и собою стену. Сразу недоверие и отчуждение, а то и враждебность, включение в бред…
          Один и тот же бредовый сюжет, например, – преследование, имеет неисчислимое множество разработок. Бред преследования, самый частый вид бреда, густо замешен на самой патологически-продуктивной эмоции – страхе. Происходит проекция: страх, мечущийся внутри, ищет себе внешнее содержание, ищет свой предмет (точно так же, как ищет его агрессивность, злоба) – и, конечно, находит.
          Бред может возникать и на почве хронического алкоголизма или наркомании, и вследствие возрастных изменений психики, и как толкование каких-то телесных ощущений, причины которых неведомы или ведомы… Первоосновой может быть и какое-то нарушение мышления, дефект логики, иногда грубый, иногда тонкий, едва уловимый, а иногда и логика слишком логичная, упирающаяся в абсурд. «Все убеждения неправильны, – сказал тот пациент-математик. – Даже это», – подумав, гениально добавил. Еще подумав, сказал: «Я давно подозреваю, что человек – половой орган Бога».
          Не содержание убеждения, не степень его несоответствия действительности, не стойкость, не безнадежность – а только личность, характер и душевное состояние человека, конкретного, вот этого человека, – определяют, может ли наш брат психиатр считать это убеждение бредом его больного сознания или чем-то иным – скажем, бредом условно здоровых членов безусловно больного общества.

Мне с детства тихо ненавистен
наставник – выпрямитель истин.
Моя кривая голова
дозналась: истина крива.

Кривится лист, кривится пламя,
вода клубится облаками
и в землю, что ее влечет,
по кривизне земной течет.

Не прям божественный порядок,
и в радости небесных радуг –
игра преград и гроздья дуг,
и Солнце всем и враг, и друг.

Во всей природе – примесь бреда,
все либо «пере», либо «недо»,
все прячет переносный смысл,
вкус жизни сладок, солон, кисл,

плод счастья горек, снова сладок…
Не прям божественный порядок,
не прям! – и в яви, и во сне
вся жизнь течет по кривизне.

Я не люблю прямоголовых,
свод неба выпрямить готовых:
у них извилина одна –
и та прямая как струна,

а ведь струна, чтобы звенела,
должна кривиться то и дело.
Любить и думать головой
возможно только по кривой!



           Единственная прямизна требуется от человека: прямизна совести. Прямизна души. Цветаевская «стальная выправка хребта» – внутренняя вертикаль. И у мысли должна быть прямая совесть. Мысль с кривой вертикалью, ведущей человека не вверх, а вниз, к звериному состоянию, и есть бред.

Дорогие мои сумасшедшие
из интервью


          – Что для вас означает понятие «психическое здоровье», что такое по-вашему «норма»? Существует ли в принципе норма психического здоровья?
          – Для человека, подробно знакомого с клинической психиатрией и неврологией, с одной стороны, а с другой – с широчайшим спектром психологического разнообразия вне клиники, вопрос «существует ли норма» звучит наивно, почти как вопрос, существует ли небо.
          Правомерней спросить, что нам сегодня удобно считать психическим здоровьем, а что – отклонением от него. Отклонением до степени, именуемой болезнью, или отклонением не доходя до этой степени – а быть может, и превышая…
          Норма и болезнь даже в общей медицине – понятия в немалой мере относительные и условные, а в психологии и психиатрии – в мере огромной. Есть, конечно, какие-то общечеловеческие рамки, общепонятные границы здравого смысла. В одной из своих записок Гиппократ определил самый существенный признак психического расстройства: состояние, при котором на человека не действует очевидность, действительность воспринимается искаженно, душа слепнет и глохнет, а мысль сама собою не управляется.
          Здраво звучит и такое определение германского психиатра Курта Шнайдера: психопат – человек, который либо понапрасну страдает сам, либо понапрасну заставляет страдать других. Все, что лежит вне рамок этого определения, можно вроде бы считать областью нормы. Но – как посмотреть, как понимать, что такое напрасность или ненапрасность…
          Здоровье и болезнь, норма и ненормальность – понятия, складывающиеся социально-исторически. Медики, давая такие определения, не свободны от общественного менталитета, от условностей своего времени и места. То, что сегодняшние психиатры России и Запада считают шизофренией, психопатией, неврозом и т. п., в Африке, Индии, Китае и мусульманском мире считается чем-то иным, в античном мире считалось совсем другим, в библейские времена и подавно.
          Придет время – оно уже близко – когда и в зоне нашего менталитета «шизофрения», как и остальные психиатрические наклейки, уйдет в отставку, останется в словаре лишь как малопонятный архаизм, а потом забудется. Поля реальности, которые худо-бедно покрывали эти понятия, буду рассматриваться совсем из другой системы координат.
          Уже после первых двух-трех лет работы в психиатрии я понял, что не смогу помогать людям, если буду вслед большинству коллег принимать психическую норму за абсолют и стандарт, а что вне того, то от ненормальности, от болезни. Главной вехой моего развития как психиатра стало понимание многомерности душевной жизни и многообразия психического здоровья. Не все виды здоровья вписываются в социальную реальность, не все должны вписываться, не всем нужно быть так называемыми нормальными.
          Главная фишка психиатров «шизофрения» буквально означает расщепление (ума, души, личности). Но душа, ум и личность не цельны, расщеплены, лоскутны и у так называемых нормальных людей, только не явно – привычно. Самую что ни на есть железобетонную норму чаще всего и сокрушает и обращает в руины, как землетрясение, прорыв темных глубинных сил патологии – звериный бунт подсознания.
          Быть нормальным – ужасная психическая нагрузка, не все ее выдерживают. То, что мы называем психозом – только наружность непонимаемой нами внутренней жизни. Многих считают психически больными лишь потому, что они не принимают господствующих в социуме стандартов.
          Помню, как поразило меня на первом году работы, когда один из опытных, тертых психиатров, моих старших коллег, сказал по поводу пациента:
          – У него шизофреническая честность.
          – Это как? Честность – и шизофреническая? – опешил я.
          – Ну так, шизофреническая. Только шизофреники могут быть такими… Патологически честными.
          Он смотрел на меня так, что мне захотелось спрятаться.
          Работая в психиатрических клиниках и диспансерах, не переставал удивляться, как много среди пациентов людей добрых, отзывчивых, совестливых. И это притом, что многие из них страдают от своей подозрительности, от ревности, от навязчивостей и страхов, бывают одержимы приступами ярости, бредом преследования и так далее.
          Выходя из больничных стен, острее чувствовал, как много среди людей, казалось бы, реалистичных, трезвомыслящих и успешных, ограниченных тупарей и жлобов, равнодушных эгоистов и сволочей, разрушающих жизни других, собственных детей в том числе.
          Нет, – говорил я себе, – я не поклонник этой нормальненькой публики, этого нормобыдла. Я на стороне своих сумасшедших. Я их люблю. Не всех, нет – но многих и очень многих – моих милых, хороших, честных, искренних сумасшедших.


Боль и болезнь – не одно и то же


          – Душевная боль и душевная болезнь – так близко звучит – одно и то же?
          – Конечно же, нет.
          Душевная боль – обычное человеческое состояние, норма нашей несовершенной жизни. А душевная болезнь – состояние саморазвивающееся, с событиями внешней жизни может быть связано, но не линейно, не однозначно.
          Страдания душевнобольного и обстоятельства его жизни – два сообщающихся, но не сливающихся мира. Кому-то плохо оттого, что профессионально не преуспел, кому-то оттого, что мало денег, кому-то – от расставания с любимым человеком, от одиночества... А кому-то больно, невыносимо жить и при полном благополучии, и в полноте всяческого успеха. Такие люди могут быть названы душевнобольными, хотя тоже условно.
          Понимание душевных страданий и необычных переживаний лишь как «отклонения» и ничего сверх того – есть знак тяжкой духовной болезни общества: невменяемой ограниченности, присвоившей себе звание нормы.
          В отличие от стоматологов и хирургов, осуществляющих свое ремесло в рамках установленной предсказуемости результатов, психиатры узаконенно ловят рыбку в мутной воде. Диагнозы – «шизофрения», «невроз» и прочая – разные способы обзывания неизвестного, загораживающие от заинтригованной публики, словно мантия фокусника, простое, как мычание, непонимание.

Право на неправильность и Настоящая Пихиатрия


          – Вы так строго судите свою профессию и коллег, что впору спросить, а не лучше ли вообще упразднить психиатрию, закрыть больницы, отпустить всех больных?
          – Это был бы воистину акт сумасшествия. Разумеется, и больницы нужны, и психиатрия нужна – и нуждается, как и все общественные институции, в развитии и преобразовании. Довольно обширен разряд случаев, когда нет пока что иного способа спасти человека от самого себя или спастись от него, кроме как поместить в дурдом и кормить химией. Обычно на химии крыша, съехавшая набекрень, перемещается на другой бекрень. Случается и так, словами Толстого, что, несмотря на лечение, больной выздоравливает.
          Среди психиатров, конечно же, есть люди добросовестные и искусные, люди понимающие и помогающие. Добро не оставляет без попечительства ни одного уголка на земле, приставники его работают и в правительстве, и в церквах, и в тюрьмах, и в общественных туалетах. Настоящие Психиатры встречаются – но Настоящей Психиатрии как системы и традиции в нашем большом земном дурдоме еще нет – она только посверкивает как обещание – то в лице какого-нибудь духовно одаренного человека, то в хорошем театре или кино, то в хорошей музыке и поэзии.
          – Вам не кажется, что в последнее время на улицах, в транспорте и общественных местах все чаще встречаются люди странные, неадекватные, а иногда и явно больные?
          – Да, пожалуй, такого народа прибавилось.
          – Чем вы это объясняете?
          – Состав этой странной публики не однороден. Большая часть – не больные, а просто люди, не вписавшиеся в жизнь или опустившиеся. Вносят свою лепту и наркотики, и алкоголь. Некоторые, определенно, психически нездоровы. Таких раньше силком распихивали по больницам и колониям, теперь относятся к ним терпимее, толерантнее.
          – Это хорошо или плохо?
          – Хорошо, но… Доза психиатрической толерантности в нашей Госдуме и в кремлевских коридорах давно и, кажется, безнадежно превышена.
          – Тех, кто «не вписывается в жизнь», стало больше?
          – Не столько больше, сколько заметнее. Всегда было немало людей неправильных, странных, трудных для себя и других. Некоторые являют собой золотой фонд человечества, богато и оригинально одарены.
          Многие непонятные и неприятные для других внешние проявления таких людей, кажущиеся симптомами болезни, на самом деле суть поиски способа жить и выжить. С одной стороны – жить «правильно». С другой стороны – жить по-своему, сохранить свое. Вот откуда неожиданные выпады и взрывы неадекватности.
          Борьба неравная, практически в одиночку. Борьба и за себя, и против себя. Борьба трудная и потому, что сам борющийся от стандартов «правильности» не свободен. Он впитал их – и сплошь и рядом оказывается потрясенным своим несоответствием: не понимает себя, не знает, чего от себя ждать и хотеть. Когда его авторитетно определяют как больного – он вынужден этому верить, поддается внушению. А если не верит, то его, естественно, считают совсем больным. Связи с «правильным» миром оскудевают...
          Этот замкнутый круг может разомкнуться, если один из «правильных» возьмет на себя труд вживания. Если поможет «неправильному» всего прежде принять себя, удостовериться в праве на жизнь. А затем – выйти на свой путь развития и самореализации, обрести свой смысл жизни. Это, собственно, и есть настоящая психиатрия.

Страх, фобия, невроз – переиграть, победить


          – Страхи, фобии, ипохондрии, навязчивости, неврозы – результат внешних воздействий, каких-то тяжелых переживаний – или больше определяются типом человека, его склонностью, расположенностью?
          – И то, и другое – в разных пропорциях от случая к случаю. Некоторые люди с рождения расположены к страхам, к навязчивым состояниям – склонности эти проявляются уже в юном возрасте, иногда с раннего детства. Таким людям требуется не просто психотерапия и психологическая помощь, но обучающая помощь – обучающая обращению с собой, сообразованию со своими особенностями. Иногда для этого требуется не один месяц и даже не один год.
          Часто приступы панических атак и всевозможные фобии начинаются с какого-то воздействия извне: интоксикация или инфекция, травма или сильный испуг… Первый удар – внешний. А вот дальше идет все уже изнутри, без уловимых внешних причин, и мы говорим, что приступы – невротические.
          В чем отличие?..
          При «первом ударе» организм боролся с действительным врагом – и сообщал об этом мозгу, который сообщение постарался запомнить. А дальше пошла борьба с врагом виртуальным, с его образом. С воспоминанием или с ожиданием, что для подсознания совершенно одно.
          Всякое переживание, однажды испытанное (NB! — как и всякое событие в мире!), стремится себя так или иначе воспроизвести. Боль и тоска (как и радость, и удовольствие!..) из причинно-следственной связи норовят выпрыгнуть в иную реальность: в возвратные временные круги... Так клишируются состояния страха, превращаясь в фобии и панические атаки; так закрепляет себя и гневливость, и ревность, и много разных навязчивостей, и упорный неадекватный смех. По этому же механизму воспроизводятся и аллергические реакции, и всевозможные влечения, и неудачные любови, и так называемые фантомные боли, когда болит то, чего уже нет...
          – Как научиться с этим справляться?
          – Самый общий прием работы с возвратными состояниями –переигровка с положительным результатом.
          Вам не повезло, у вас случилась автомобильная авария, вы получили травмы, потом поправились, но потеряли уверенность, боитесь снова садиться за руль, даже подойти к машине не можете?.. На машинах реальных или воображаемых, на игрушках – разыграйте со своим инструктором или игровым партнером ситуацию, приведшую к аварии, как можно ближе к тому, что случилось, но с благополучным поворотом событий в самые последние, решающие мгновения – вам удается успеть среагировать, свернуть, избежать столкновения. Переиграйте раз, другой, третий, десятый – варьируя обстоятельства… Особенно хорошо будет, если некоторые переигровки будут комическими, позволят вам над собой посмеяться. Страх уйдет, уверенность возвратится.
          Переигровка может помочь справиться не только с всевозможными страхами, но и с инертными «сценариями неудачи» в любовных отношениях и в работе, с возвратной душевной болью после психических травм.

Глаголы душевного здоровья


          – Что нужно делать, чтобы сохранить здоровую психику, чтобы душа была здорова?
          – Ответить одним глаголом?
          – Пожалуйста.
          – Развиваться.
          – А еще?
          Не застревать в себе. Жить с открытым сознанием.
          – А что это значит?
          – Смотреть, слушать, читать, общаться, играть, думать, молиться. Делать все это внимательно и по-своему.

Обращение к лучшим людям планеты Земля


Дорогие мои сумасшедшие,
под другие крыши забредшие,
собирайтесь ко мне домой,
как заждался я, Боже мой.

Я зову вас не на лечение,
не готовлю вам развлечение,
нет, не пить и не морды бить,
а уметь сумасшедшим быть.

Да, искусство быть сумасшедшим,
как подсолнух зимой расцветшим,
никому не сделав бо-бо –
это, братцы, жлобам слабо.

Если кто-то с собой не справляется,
пусть отрада в него вселяется.
Да поможет нам Благодать
с темной силищей совладать!

Настоящий Живой Сумасшедший,
в подземелье звезду нашедший,
как вода побеждает сталь,
как травинка пробьет асфальт.

Он и с Богом затеет шуточки,
он займет у Него три минуточки.
Он прорвется к Нему в кабинет,
а Его там и вовсе нет –

Богу сиднем сидеть не нравится!
И тогда он домой отправится
и заботиться станет о том,
чтобы кактус раскрыл бутон,

чтобы котик на солнце жмурился,
чтобы хмурый чудак расхмурился,
чтобы, смерти чихнув в оскал,
одуванчик пробил асфальт...


Ключевые слова: Боль, Душа, Душевное здоровье, Интуиция, Невроз, Норма, Психиатр, Психическое здоровье, Психолог, Психологическая помощь, Развитие, Стихи, Шизофрения


Упоминание имен: Данте Алигьери , Василий Гиляровский, Гленн Гульд, Иван Халявин, Курт Шнайдер

 

 

Поделиться в социальных сетях

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь

 

 

 

Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100