дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Проблемарий / Искусство быть собой: тысячи миров / Счастье развития: стать Собой-Вместе-Взятым / Дух дышит, где хочет: нравственное и духовное развитие человека / Как светскому человеку развивать свой дух?

 

Как светскому человеку развивать свой дух?

 


          Как должно взрослому светскому человеку заботиться о развитии духа?

          Ваш вопрос – не на одну книгу и, конечно, целиком я на него даже не попытаюсь ответить, довольно будет уже и попытки оглядеть объем... Хороший повод для освежения понятий «духовность», «дух», «духовное развитие». Как и все ходовые понятия, и эти тоже обесцветились, поизносились, зашаблонились, обездумились. А следовательно – потеряли дух, если не испустили совсем...
          Вы называете себя (?) человеком светским, как я понял, не в значении причастности к светским развлечениям или тому, что именуется светскостью в отличие от затворничества, а в значении нецерковности или даже нерелигиозности, атеизма.
          Надо, значит, определиться, что же такое дух для человека нерелигиозного, неверующего. Есть ли у такого человека причастность к духовной жизни, или, как полагают ревнители многих религий, духовность – прерогатива только тех, кто верует, молится, совершает религиозные обряды, живет по канонам религиозной конфессии? Есть, впрочем, и верующие люди, среди христиан, в частности, которые убеждены, что и у неверующих есть своя духовная жизнь, возможно, не менее насыщенная и высокая, чем у верующих, только в других формах.
          Такое расширенное понимание духовности было свойственно Александру Меню, я в этом убедился при непосредственном общении с ним. «Дух дышит, где хочет», – любил он повторять слова Христа.
          Хотя при этом отец Александр все-таки был убежден, что вера в Бога и воцерковление – если не единственный, то самый прямой путь духовного развития и спасения души.
          Как «должно», вы спрашиваете, и мне хочется сразу же отвергнуть такую постановку вопроса, сразу ощущаю сопротивление слову «должно» и навязыванию роли ментора, ведающего, как должно... Всю жизнь ищу ответ на ваш вопрос, но не в термине «должно», а – «можно». И в поисках ответа перебираю в памяти имена тех, кто уже показал это собственной жизнью – показал, как МОЖНО. Всех таких людей не перечислить. Их, хочется сказать – слава Богу – много, безмерно разных. Искатели истины, подвижники, гуманисты. Врачи, учителя, художники, писатели и поэты, изобретатели...
          С кого начать список? С кого-то из древних? Быть может, с Сократа? С царя Соломона? С императора Марка Аврелия?
С гиганта духа Сенеки, воспитателя отморозка Нерона?..
          Великий ученик великого Сократа Платон определял духовное развитие как ступени постижения прекрасного, оно же и постижение таинства любви – «эротическое развитие». «Эротическое», конечно, не в смысле сексуальное, но и в том числе. Настройка души по божественному камертону...
          Пойдемте, пожалуй, поближе к нам. Вот Федор Гааз – «святой доктор», немец по происхождению, служивший в России тюремным врачом. Излагать здесь его биографию невозможно, а как хочется, потому что эта жизнь – просто идеальный образец того, как человек выстроил свою жизнь по духу после того, как, по словам русского адвоката А. Ф. Кони, «столкнувшись со страшным миром тюрем и пересылок, испытал сильнейшее потрясение и навсегда перестал жить для себя».
          Пожалуйста, почитайте о нем все, что только возможно. Его жизнь должен знать каждый ребенок. На могиле доктора Гааза на Введенском кладбище в Москве начертаны три слова, которые заключают в себе, наверное, весь ответ, который мы ищем: «Спешите делать добро». Это его слова. В точности по ним поступила, не зная их, в XX веке и мать Тереза. Благополучная директриса католической школы для девочек однажды купила на рынке дешевое сари и с двумя рупиями в кармане растворилась в трущобах Калькутты...
          Вот Лев Толстой, преданный церковной анафеме, до сих пор не снятой. Можно ли сказать, что Толстой был «светским человеком»? Да, я сказал бы так, хотя он был верующим, христианином – но христианином по своему собственному понятию. Как Толстой развивал свой дух? Размышлением и писаниями, физическим трудом, деланием добрых дел, чтением, музыкой и другими искусствами, общением с людьми, общением с природой, молитвой... Это еще не все. Главное: общением с самим собой, с сокровенным в себе. К этому и призывал путников, взыскующих духа.
          Вот Андрей Дмитриевич Сахаров. «Светским» ли он был человеком? Вот что он сам говорит о своем религиозном чувстве:
«В памяти моей живы воспоминания о посещениях церкви в детстве – церковное пение, возвышенное, чистое настроение молящихся, дрожащие огоньки свечей, темные лики святых. Я помню какое-то особенно радостное и светлое настроение моих родных – бабушки, мамы – при возвращении из церкви после причастия. Сейчас я не знаю, в глубине души, какова моя позиция на самом деле: я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные Церкви (особенно те, которые сильно сращены с государством или отличаются главным образом обрядовостью и нетерпимостью). В то же время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего их начала, без источника духовной "теплоты", лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным».
          Вспомнилась на этих последних словах работа Виктора Франкла «Бессознательный Бог внутри нас»... Сахаров почуял этого Бога сознанием и ввел в диалог со своей критической мыслью. У кого повернется язык назвать Сахарова человеком недуховным или с неразвитым духом? По-моему, это один из чистейших образчиков и апостолов духа в наше духовно-шизофреническое время. Заботился ли Сахаров о развитии своего духа специально? Полагаю, что нет. Скорее, дух заботился о его развитии. А Андрей Дмитриевич просто работал, был честным и не щадил себя. Открытое сознание и открытая душа.
          Вот, может быть, и ответ. Специально заботиться о развитии духа не надо, а стоит только позволять Духу заботиться о нашем развитии, Духу в лице любой из своих ипостасей.
          Для кого-то это художник Боттичелли, для кого-то писатель Толстой, для кого-то поэт Пушкин, для кого-то иконописец Андрей Рублев, для кого-то церковное пение, для кого-то – походы в горы, для кого-то изучение древних языков, для кого-то – добровольческая работа в хосписе, а кому-то я мог бы сказать: слушайте Баха – и этого довольно...


Ключевые слова: Вера, Духовное развитие, Духовность, Душа, Зрелость, Интеллигентность, Личность, Мировоззрение, Нравственность, Развитие, Совесть, Ум, Ценности


Упоминание имен: Марк Аврелий, Иоганн Себастьян Бах, Сандро Боттичелли, Федор Гааз, Александр Мень, Платон, Александр Пушкин, Андрей Рублев, Андрей Сахаров, Сенека, Сократ, царь Соломон, Лев Толстой, Виктор Франкл

 

 

Поделиться в социальных сетях

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь

 

 

 

Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100