дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Проблемарий / Симпозиум: о психологической и врачебной помощи / Мастер-класс: переписка с коллегами, интервью, ответы на вопросы / О работе на телефоне доверия

 

О работе на телефоне доверия

 


           Сейчас в России, как в зарубежных странах, все чаще стали открываться телефонные линии доверия. Там работают волонтеры, и не только профессионалы, а чаще те, кто сами побывали в экстремальных и кризисных ситуациях и смогли выкарабкаться, а теперь хотят помочь другим.
Предполагается, что в такую службу человек станет звонить либо в глубокой подавленности – когда некуда жить, как вы говорите, либо в состоянии острой душевной боли – на грани самоубийства или помешательства, когда кажется, что умереть или сойти с ума легче, чем вынести эту боль.
Знаете ли вы что-то о том, как работают люди в таких службах на телефонах доверия? О методах беседы – как можно в ограниченный срок телефонного разговора умерить или хотя бы немного унять душевную боль?


           То, о чем вы спрашиваете, с одной стороны – огромная наука и огромное искусство, наукоискусство. А с другой – миг, всего лишь единый миг соприкосновения одной души с другой… Миг, дающий, если не исцеление, то драгоценное продление жизни – спасительный выигрыш времени.
           Вы ведь знаете: жизнь, как и смерть, – дело пороговое. Жизнь как пламя – если остается хоть самый махонький, искровой огонечек, может еще вспыхнуть и разгореться, но при дуновении ветерка не в ту сторону вмиг угаснет и навсегда поглотится тьмой… Ради мига спасения, ради недопущения до бездны непоправимого и работает, прежде всего, телефон доверия.
           Я знаю, как работают эти люди, тем паче, что сам стоял у истоков первой в тогдашнем Советском Союзе службы доверия, призванной поддерживать тех, кому невмоготу, кто на грани… Кое-что было взято из опыта подобных служб, существовавших уже давно на Западе; но многое приходилось делать с чистого листа, учитывая нашу советско-российскую специфику, наш менталитет и эмоциональность, наши типические конфликтные ситуации и т.д.
           Главное – не ЧТО говорят звонящему, а КАК говорят. А если КАК, то значит – важнее всего КТО… Поясняю: голос очень важен, характер голоса, интонации и манера речи.
           Предотвратить роковой исход на том конце провода может простое «я вас слушаю» или «алло», сказанные с проникающей теплотой, с тембровой лаской, с затаенной любовью. Душевность голоса… Научить этому нельзя – нужно, чтобы пришел человек с этим свойством, уже готовым, или, по крайней мере, такой, который может хорошо усваивать подобные интонации, слыша тех, кому они природно даны – человек с открытой обучающейся душой и с хорошим соединением души и голоса… Женщин таких больше, чем мужчин; но зато если уж мужчина обладает психотерапевтическим голосом, то ему цены нет.
           Главное, сказал я, не ЧТО, а… Скажу так теперь: НЕЧТО – сам факт разговора, само его осуществление – незримое магнитное поле, протягивающееся между двумя концами телефонного провода, между Говорящим и Слушающим… Вот они переходят в режим диалога – реплики с той стороны и с другой, вопросы, ответы. Божественный момент работы души в чистом виде. А притом Слушающий – человек и не более того. Ему трудно, у него свои проблемы, он устает. По крайности, хотя бы не испортить, не смазать, не затемнить великую значимость того факта, что происходит ОБЩЕНИЕ – что вот я, находясь в отчаянии, могу кому-то позвонить и быть выслушанным, просто выслушанным. Эта возможность и есть самое-самое-самое… Малейшая примесь формальности или торопливости, недоверия или самоутверждения, ложного пафоса или слащавости, невнимательности или просто глупости – может обессмыслить и угробить все дело, убить человека и в самом буквальном смысле.
           Нельзя забывать и того, что ты не только душа, подставленная под чужое несчастье, но и администратор процесса, трезво мыслящий управляющий. Нужно уметь лидерски-твердо вести беседу, ограничивать её продолжительность, быстро и чётко отличать тех, кто действительно нуждается в телефонной психотерапии – от тех, кто просто желает поболтать спьяну, излить желчь, пососать на досуге энергию. Уметь как присоединяться к душевному состоянию Говорящего, так и отсоединяться от него. Уметь вежливо перебить; задать неожиданный, но очень нужный вопрос; быстро сообразить, в каком русле и ключе вести разговор дальше, стоит ли его вообще продолжать… Непрерывный ряд мгновенно принимаемых решений, лед и пламень одновременно.
          Работа донорская, на износ… Я бы очень желал труженикам службы доверия трезво оценивать свой ресурс, не переутомляться и по возможности не поднимать грузы неизвестного веса. Работать не чаще, чем два, максимум три раза в неделю. А остальное время пить жизнь полной чашей и беречь себя от негатива.


Ключевые слова: Доверие, Душа, Личностный кризис, Метод, Общение, Профессионализм, Психолог, Психологическая помощь, Психология, Развитие


Высочайшая услуга, какую мы в состоянии оказать другому человеку, – та, которая поможет ему помочь себе самостоятельно.

Гораций Манн

 

 

Поделиться в социальных сетях

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь

 

 

 

Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100