О сапогах без сапожника
психолог перед защитой диплома
ВЛ, через месяц у меня защита диплома. Стану «магистром психологии». Звучит немного смешно. Потому что по звучанию напоминает слово «мастер», но какие из нас, выпускников университета, мастера? Да, нас учили теории и немножко практике, мы много чего читали. Но мастерство – это другое, это моя светлая мечта… Я пока не представляю четко своего пути к мастерству психолога. Одним чтением ведь мало чего достигнешь. Гармонии в собственной жизни достичь не могу, свои проблемы решать не научилась. Скажите, это такой закон, неизбежность – быть сапожником без сапог?..
Очень хотелось бы стать подмастерьем настоящего Мастера Психологии, но я не знаю, насколько такое возможно... Сделать свой психологический сайт? Начать консультировать? Я даже не представляю, как начинать учиться по-настоящему помогать людям… Марина
Марина, получение звания «магистра психологии», как Вы сами совершенно правильно чувствуете, знаменует собой лишь начало настоящего обучения Делу. Как и медицина, психология относится к числу «долгоиграющих» в смысле обучения дисциплин, и даже пожизненно играющих. :) Я вроде бы не новичок, а каждый день, с каждым пациентом чувствую, что только сегодня начинаю учиться.
«Мастерство» же скорее миф, чем действительность, речь может идти лишь об относительной искушенности в каких-то отсеках... Научиться плавать можно только бросившись в воду. Опыт можно набирать по двум стратегиям: экстенсивной и интенсивной. Первая – браться за что попало и как можно разнообразнее. Вторая – сузить как можно более проблематику – и углубляться.
Взять, допустим, тему «развод», а в разводе – тему «делимых детей», а среди этих детей – только тех, кто реагирует на разводно-дележную ситуацию каким-нибудь специфическим стрессом (заиканием, недержанием и т.п.). Собирать на эту тему материал, открыть сайт, самой выйти пару раз замуж и разрубить парочку детей пополам :):);). Потом написать об этом книжку...
Я бы Вам пожелал идти сразу двумя путями. И в то же время как можно шире и активнее общаться с разными коллегами и полуколлегами, ходить на семинары, конференции и всяческие проф- и около проф-тусовки.
А еще очень важно приобретать жизненный опыт и специализацию в каких-то других областях помимо психологии (медицина, педагогика, экономика, шитье, кулинария, собаководство...) – в том числе и для предотвращения болезни спецов – узости бытийного и профессионального внимания, что еще в конце позапрошлого века получило наименование «профкретинизма». Для психолога это особо важно, потому что психология всегда конкретно паразитирует на какой-то сфере реальной жизни, черпая из нее и материал, и опыт, и клиентуру.
Что же касается сапожничества без сапог, то представьте себе для начала такую вполне вероятную ситуацию. Врача-реаниматолога сбивает машина, тяжелая травма, шок. По логике «сапожник, сшей сам себе сапоги» доктор должен немедленно подняться и самого себя реанимировать. Так нет же, он почему-то лежит без сознания. А реанимировать его приходится пока еще не сбитым машиной коллегам... В жизни всякого человека есть сферы, где:
• он может помогать другим, но не может помочь себе сам;
• он может помочь себе сам и может принять помощь от другого;
• он может помочь себе только сам.
Обучение практической психологии, медицине и другим сферам практического человековедения способно менять относительные пропорции этих трех сфер, может увеличивать долю и первой, и второй и третьей. Но, в любом случае, каждая из этих сфер останется присущей человеку, какого бы совершенства он ни достиг, ибо все мы смертны...
Ключевые слова: Помощь, Профессионализм, Психолог, Психология
Поделиться в социальных сетях
Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь
|