дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Проблемарий / Симпозиум: о психологической и врачебной помощи / Мастер-класс: переписка с коллегами, интервью, ответы на вопросы / Школьный психолог - что за зверь?

 

Школьный психолог - что за зверь?

 

письмо учителя информатики


Добрый день, уважаемый Владимир Львович!
          Никогда не писал писем, поэтому дальше текст будет достаточно сумбурный... Дурацкая, извиняющаяся фраза, которая должна меня в диалоге вроде как обезопасить, в стиле «Ну, я же извинился я своё неподобающее поведение, и меня должны простить, пусть это им будет неудобно (читать, писать, находиться рядом)» Это все для того, чтобы дать хоть какую-то вводную для письма.
          Меня зовут Илья, мне 23 года, я работаю учителем информатики в школе. К работе я, кажется, шел давно, но постоянно сопротивлялся, даже в педагогический ВУЗ пошел, просто потому что поступить было проще. Тем не менее, я еще только учась в школе, получал удовольствие, объясняя понятные мне вещи одноклассникам, помогая им решать задачи, переводя с «учительского» и научного русского языка на простой и понятный. В самом Вузе учиться было комфортно, даже слишком, математический факультет, туда поступало немного человек, а держалось еще меньше, поэтому теми, кто оставались, дорожили очень сильно, закрывая глаза на долги и некоторое разгильдяйство. И я очень органично вошел в эту атмосферу, почти сразу начал балансировать на грани, учился тому, что нравилось, а такая дурацкая вещь, как реферат по физкультуре (заниматься не позволяет здоровье, реферат нужен только для того, чтобы хоть было за что поставить «зачет») у меня весел в долгах на протяжении 3 семестров. На втором курсе я сломал ногу, долго отсутствовал, запустил все предметы, во время реабилитации наслаждался безделием, потом было безумно сложно приступить к сдаче долгов, при том что текущие предметы шли спокойно и закрывались чуть ли не на «отлично» все. Часть «хвостов» у меня осталась до конца обучения, но я их сумел закрыть, правда, образовался еще один «хвост», по текущему предмету (физика, это отдельная история, о ней чуть ниже), и меня не допустили к государственной аттестации, я был отчислен. Через несколько месяцев, я, думая чем заняться, хорошо подумал, что производственная практика в Вузе мне нравилась, дети меня не пугают, я пошел устраиваться на работу в свою родную школу, куда бы еще меня приняли, без опыта и диплома. Там меня встретили, пригрели, дали работу, которая первые полгода меня бросала в дрожь, сейчас мне нравятся, дети своими действиями не могут вызвать у меня никаких негативных эмоций, время на уроке я просто не замечаю. С другой стороны всегда проблема, чтобы ученики ко мне серьезно относились, как-то вспоминали, что они на обучении, этого можно было бы добиться, если бы я все объяснял так, чтобы у них глаза горели, по моему мнению. Но мне сложно подобрать такой стиль объяснения, на уроках все-таки упираюсь на учебник, пытаюсь его перефразировать, но либо не договариваю, либо ударяюсь в подробности, ученики часто перестают обращать внимание. Чтобы показать, что тут обучение, назначаю им дату проверочной работы, предупреждаю один раз, другой, наконец, провожу работу, но к ней никто не готов, они получают соответственные оценки, после этого начинают как-то реагировать. Нужно как-то иначе действовать, но иногда я просто стою в тупике и не вижу альтернатив. Есть программа, по которой надо выучить, есть журналы, есть темы, есть триместры-полугодия, за которые надо ставить оценки. Есть достаточное количество работы с бумагами, с компьютерами, с другими учителями. Есть то, чему нас учили в Вузе, но из того материала я не пользуюсь ничем, и не могу понять, правильно ли это. Там нас учили «создавайте индивидуальные условия для обучения». И как это соотносится с группами (а я работаю не с целыми классами сразу, хоть в чем-то легче), я не представляю. Возраст детей 14-15 лет, нужно перед ними поставить себя, чтобы они уважали твои знания, твой опыт, верили твоему слову. Да, с возрастом, возможно, ко мне авторитет и придет сам, но я не хочу опираться на возраст. Сейчас я не наблюдаю негативного отношения ко мне со стороны учащихся, коллег, но у меня опять ощущение, что я нахожусь на грани. Я не знаю, как правильно учить, я не знаю, какой материал брать, в информатике все делится либо на профиль (которого у нас нет), либо на базу, которую каждый ребенок осваивает сам массу вечеров за компьютером. Варианты обучения какой-либо программе, например Photoshop всеми любимый, меня не устраивают с одной стороны, потому что это больше похоже на зачитывание инструкции, а инструкцию ученики и сами освоить в состоянии, а с другой, конкретно данная программа является платной, в школе ее просто нет. Можно учить бесплатным аналогам (на них между прочим настаивают даже, сейчас обучение все больше пытается перевести на бесплатные программы, но это сейчас пришло внезапно и так же внезапно может пройти), но ощущение рассказывания инструкции не проходит, нужно более творческие задачи, что ли... Плюс учебные планы, нехватка часов, и время-время так быстро проходит.
Время у меня главный... не враг, но соперник, и конечно, мой учитель. Всегда я тяну со всеми делами до последнего, пока на меня не насядут жестко. Со всеми делами, которые касаются меня. Мне легко выполнить четко поставленную здесь и сейчас просьбу, я спокойно выполняю срочные дела на работе, но как только мне дается запас по времени, я начинаю его растрачивать. Полтора года назад я познакомился с Вашими книгами, начал, конечно, с «Лекарства от лени», многое понял, не многое запомнил. Мысли вообще у меня в голове иногда как проносятся мимо, не оставляя следов. Иногда могу как очнуться, не понимая поначалу где я и что я тут делаю, потом начинаю задавать себе четкие вопросы «Как меня зовут?» «Что было 15 минут назад/ час назад / день/ месяц /год / а еще раньше?», и картина проясняется. Я пробовал вести блокнот, чтобы ничего не забыть, но забывал смотреть в блокнот... Я после работы прихожу домой и расслабляюсь, о работе думать не могу, только бездельничать, благо позволительно пока, мне готовят, помогают. Мысль о занятии чем-либо полезным дома, повергает в шоковое состояние.
          У меня есть подозрение, что это от компьютерных игр, которыми я увлекаюсь до сих пор. Я делал перерыв с ними, потом не играл, но находились другие развлечения. Я понял, что я так все-таки сбегаю от чего-то, а от чего именно — понять не могу. И время быстро проносится именно от того, что бегу по жизни. Вроде как страшно. Вашу книгу «Приручение страха» я тоже прочел, она мне помогла, не то чтобы справиться, но сжиться по-соседски со страхом смерти, из-за проблем с сердцем. Иногда кажется, что именно из-за этого страха я и бегу, не делаю, то что требуется, ведь все равно, что бы не делал, все закончится одинаково. Тогда приходит мысль, так раз одинаково, так делай сейчас, не думай о дальнейшем, но это не дает никакой продуктивной мотивации, лишь оправдывает нынешнее ничего-неделанье.
          Все это привело меня к сегодняшнему моменту, когда я как-то работаю на той работе, которая мне нравится, с людьми, которые мне доверяют, я по-своему хочу помогать ученикам, чтобы им было понятно, и на самом деле, если они поняли, мне плевать, что ставить им в журнал/дневник. Но надо вначале, чтобы они поняли. А чтобы поняли, надо правильно подать. А для этого нужно быть хорошо подготовленным, а на это нужно время и не забыть о своих намерениях. Плюс к этому я решил закончить университет, то есть сдать экстерном тот несчастный экзамен по физике, написать выпускную работу, получить диплом, не быть недоучкой без корочки, быть недоучкой с корочкой, потому что для профессии это не даст ничего, а на карьере скажется. Тема диплома мне вроде бы интересна, связана с новым образовательным стандартом... Но до диплома я опять не могу заставить себя выучить эту физику. У меня с ней проблемы начались еще в 7 классе. Тогда у нас пришел молодой учитель, мы его не уважали, знаний оттуда у меня никаких, потом учителя менялись, ни с кем особо контакт не получался, но я особо не задумывался об этом, ведь физика для меня тогда была предметом, с которым я не собирался пересекаться дальше, в смысле с научной точки зрения. И тут физика догнала меня аж на 4 курсе и до сих пор не отпускает. Мне ее не выучить, я просто засыпаю над текстом, не смотря на то, что он вроде бы понятный. Я привык учить большие объемы гуманитарной литературы, где от нужного термина до следующего нужного термина много поясняющего текста, если не понял, можно почитать, если понял, то скользишь взглядом дальше. А тут нужно внимание, упираешься в каждое слово, просто не хватает концентрации. Но в этом году я эту физику сдам обязательно, хоть на «удовлетворительно», но сдам, больше она на мне болтаться не может, я устал.
          На самом деле желание писать письмо у меня появилось после Вашей последней рассылки, где была приведена Ваша беседа с мальчиком. Там он сказал очень точную фразу про школьного психолога «если бы я обратился к школьному психологу, надо мной бы начали ржать». У нас есть в школе психолог. Она обрабатывает данные тестов, которые заполняют дети, сама по себе вроде девушка умная, тихая, скромная, с ней советуются совсем отвалившиеся от классных компаний дети, которым нечего терять. При этом на любом педсовете, при вопросе о проблемах с учениками, звучит фраза «У нас ведь есть школьный психолог, куда она смотрит». Она бы может и посмотрела, но проявлять инициативу, навязывать себя детям она точно не будет, а дети к ней ходить сами тоже не будут, я и сам бы пойти к ней застеснялся, побоялся что ли. Все-таки не вызывает она доверия, наверное, не похожа человека, который может помочь. При этом я не отрицаю, что она возможно и может, просто с ней на контакт не идут. И ведь она не худший представитель школьных психологов. Что же это за зверь такой, школьный психолог, который есть, который нужен, но который сидит у себя и кто это, особо никто не представляет? Я не знаю ответа.
          Хочется и детям помочь, показать, что они могут воспользоваться ее услугами, может и самому сходить, но как это устроить — не знаю.
          Спасибо, что дали возможность все это написать, не знаю, будет ли ответ, я ведь даже вопроса четко не обозначил, потому что не знаю, что спрашивать. Просить четких инструкций? Утешения? Одобрения? Не знаю.

С уважением, Илья

Илья, спасибо, я с большим интересом и удовольствием прочитал ваше духозахватывающее письмо. И все думал: вот бы побольше таких молодых, душевно живых, неравнодушных, творческих учителей нашим ученикам – жили бы мы в другом мире, в лучшем.
          Вы только начинаете, вы будете прекрасным педагогом, уверен - и (или) более чем педагогом. Призвание возьмет свое, выстроит вас.
Что касаемо школьного психолога, то почему бы вам и в самом деле не вступить с ней в сотрудничество?
Нынешнее образование и воспитание пребывают в затяжном кризисе и находятся у самой точки невозврата - из-за своей затянувшейся антипсихологичности. И вопрос здесь стоит так: либо психологическая революция (компьютер плюс психологизация всей системы) – либо, как выражаются ныне в инете, пипец.
          Вот на этой оптимистической ноте позвольте пожелать вам всей полноты творческого дерзания и несокрушимой веры в себя любимого.


Ключевые слова: Школа, Школьный психолог

 

 

Поделиться в социальных сетях

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь

 

 

 

Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100