Эвристичность средняя
Средняя выраженность эвристичности - это сочетание двух основных качеств: умеренной способности предвосхищать, предчувствовать предстоящие события и глубокой потребности использовать предчувствия для решения конкретных жизненных задач. Люди, обладающие средней эвристичностью, обычно верят в судьбу, предзнаменования, однако не пускают все на самотек, а "держат судьбу за жабры". И в самом деле, интуиция – одна из форм познания. Ее данные порой ценнее, чем логичеcкие выкладки.
Привожу примеры из Шекспира. В пьесе "Ричард II" опытный капитан принимает решение на основании реальных событий, но подключает пророчества и знамения к обоснованию этого решения:
"Засохли все лавровые деревья, и метеоры спугивают звезды, и бледнолицый месяц весь в крови. Предсказывают мрачные пророки нам бедствия. Печальны богачи, бродяги же и прыгают и пляшут: те – в страхе потерять все, чем владеют, а эти – радуясь наживе легкой благодаря раздору и войне. Все эти знаменья нам предвещают смерть и паденье королей."
Подобным образом рассуждает Брут в "Юлии Цезаре". Брут видит, что Цезарь становится тираном, что он уже готов к коронованию. И Брут, полный предчувствий и предвидений, говорит:
"Он ждет короны: каким тогда он станет - вот вопрос. На яркий свет гадюка выползает, и осторожней мы тогда ступаем. Короновать его – ему дать жало, чтоб зло по прихоти он причинял. (...) Предотвратим же это. Пусть причины для распри с ним пока еще не видно, решим, что, как и все, он, возвеличась, в такие ж крайности потом впадет. Пусть будет он для нас яйцом змеиным, что вылупит, созрев, такое ж зло. Убьем его в зародыше."
Так и Кассий (в этой же пьесе), придавая серьезное значение приметам и предчувствиям, рассказывает:
"Я склонен верить в предзнаменованья. Когда от Сард мы шли, на наше знамя спустились два орла, как на насест. Из рук солдат они хватали пищу и до Филипп сопровождали нас. Сегодня утром вдруг они исчезли, и вороны и коршуны взамен их кружат над нами и на нас глядят как на добычу; тени их сгустились, как на полог роковой, и наше войско под ним готово испустить свой дух. (...) Я верю лишь отчасти, но дух мой бодр, и я решился твердо опасностям всем противостоять!"
В "Ричарде III" простые горожане говорят о своих предчувствиях.
Второй горожанин. Нет, правда, все сердца дрожат от страха. Ты с кем ни говори, – глядит он грустно, и полон ужаса печальный взгляд.
Третий горожанин. Пред бедствием всегда бывает так: божественным чутьем мозг человека предчувствует опасность. Так и в море – пред бурей подымается вода.
Желание все предвидеть и предотвратить беды свойственно не только тем, кто обладает средней (или высокой) степенью эвристичности, но также людям тревожным, склонным к сомнениям. Но эти чувства и эвристичность идут из разных областей. Бывают люди с развитой эвристичностью, но отнюдь не тревожные. Более того, спокойствие и самоуверенность как бы лишают их возможности воспользоваться своей или чужой интуитивной информацией. Такая ситуация описана в пьесе "Юлий Цезарь". Предстоящее коронование Цезаря, конечно, вызывает недовольство у приверженцев республиканских порядков и законов. Но Юлий Цезарь вполне уверен в себе, у него нет никаких опасений. Однако, его жена Кальпурния – в большой тревоге от своих предчувствий и сна, в котором она видела, что статуя Цезаря "струила, как фонтан, из ста отверстий кровь чистую и много знатных римлян в нее со смехом погружали руки." Цезарь знает об этом сновидении. Он говорит, что Кальпурния трижды кричала во сне: "На помощь! Цезаря хотят убить!" Она просит его не выходить из дома. Однако, он возражает ей: "Как можно избежать cудьбы, нам предназначенной богами? Нет, Цезарь выйдет."
Кальпурния снова пытается переубедить его. Более того, авгуры-предсказатели тоже советуют Цезарю не ходить в Сенат. Однако, он заявляет: "Так посрамить желают боги трусость: скотиною без сердца Цезарь был бы, когда б из страха дома он остался." И тогда Кальпурния справедливо заключает:
"Увы, самонадеянность убила мудрость."
Интересные рассуждения о способности предвидеть судьбу содержатся у Шекспира в "Генрихе IV":
"О, если б можно было заглянуть в страницы рока и увидеть ясно, какие превращения впереди! (...) Мы б увидали, как смеется время, мешая вина в кубке перемен. Тогда любой счастливец, прочитавши, какие страхи предстоят ему, с тоской закрыл бы книгу, лег и умер."
Потому, порадуемся средней эвристичности – прекрасному человеческому качеству, позволяющему предвидеть далеко не все, что предстоит, однако, настраивающему на практическое решение реальных проблем.