дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / ВОТ - ВОпросы и ОТветы


 

Электронная книга Вопросов и Ответов в авторском оформлении

ВОТ - ВОпросы и ОТветы

 

 

 

Главная страница
Задать вопрос
Агрессия (1)
Аппетит (1)
Армия (1)
Аскетизм (1)
Аутизм (2)
Бездетность (2)
Безопасность  (6)
   Безопасность детей (4)
   Психологическая безопасность (2)
Будущее человечества (1)
Вера (1)
Вес (2)
Вещи (1)
Вины (чувство) (1)
ВЛ (17)
   Биография (3)
   Личность (7)
   Практика (3)
   Творчество (4)
Внешность (1)
Возраст (1)
Воспитание (20)
   Воспитание родителей (9)
   Дети до 7 лет (4)
   Дети с 7 до 13 лет (5)
   Дети старше 18 лет (1)
   Подростки (14 - 18 лет) (1)
Голодание (1)
Гомосексуализм (1)
Горе (3)
Гуру (1)
Депрессия (1)
Добро (1)
Домохозяйки (1)
Дружба (2)
Зависимости (3)
   Алкогольная (1)
   Любовная (1)
   Табачная (1)
Зависть (2)
Избранность (1)
Инвалидность (1)
Инсулинозависимость (1)
Интимная жизнь (3)
Ипохондрия (1)
Мат (1)
Мигрень (1)
Мотивация (1)
Мышление (1)
Наслаждения (1)
Насмешки (2)
Неврозы (1)
Ненависть (1)
Обида (1)
Одиночество (3)
Орать (как НЕ) (1)
Письмолечение (1)
Помощь (психологическая) (3)
   Самопомощь (1)
Потоковость (бытия) (1)
Преступность (1)
Прощение (1)
Психиатрия (2)
Психология (как профессия) (1)
Работа (6)
   Кадры (2)
Равновесие (психическое) (1)
Разлука (1)
Решение (1)
Самооценка (1)
Саморегуляция (1)
Сверхъественное (1)
Светозависимость (1)
Синестетизм (1)
СМИ (1)
Современность (1)
Сон (1)
Страх (1)
Суеверия (1)
Супружество (6)
Талант (1)
Тесты (1)
Удача (1)
Умирание (1)
Усыновление (1)
Характер (2)
Цель (1)
Цензура (1)
Ценности (1)
Человечество (1)
Чувства (5)
Эмиграция (1)
Этика (3)
Я (отношение к себе) (5)

О ПРОЩЕНИИ (ЭТИКА И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ)

Что такое прощение? Как научиться прощать?

 

Несколько вопросов с личными вариациями и поворотами этой темы пришли в последнее время.

Вот, например:
======================================
Как научиться прощать не на время, а навсегда?
Я слишком обидчива. Как научиться не помнить зло, обиду, причиненную умышленно или по ошибке, по незнанию. Ведь когда я говорю обидчику, что простила, я сама искренне верю в это. Но потом обида снова и снова возвращается, как будто обволакивает и не отпускает. Уже много раз я заставляла себя как бы оправдывать действия или слова, обидевшие меня. На короткое время помогает, а потом... Может это и есть то самое - простить простила, а забыть не могу. Но меня это мучает! Мне тяжело с этим жить.
======================================

И раньше такие вопросы мне задавали множество раз, и я сам себе задаю их уже много лет, пожалуй, всю жизнь. Почему и попытаюсь сейчас ответить не на один частный вопрос, а на некую сумму их, конечно же, без надежды исчерпать.

«Всё понять – значит всё простить», - сказано Львом Толстым.

Толстого можно считать почти нашим современником, и даже не почти. Он современник вечности. И поэтому кажется, что эти его слова уже давно сказаны кем-то древним, что они были всегда. Но нет: такая полная взаимосвязь и взаимотождество понимания и прощения, в такой кристаллизованной формуле – плод длительного развития человеческой духовности, подошедшего к этой вершине – Толстому.

Если мы попробуем проследить путь развития идеи прощения, по крайней мере, в европейской культуре, то конечно же, сразу попадем в Библию. После длительной почвенной подготовки в Ветхом Завете, где прощением, кажется, и не пахнет, но тем не менее, словно вода из глубоких подземных источников, оно иногда прорывается как от удара о скалу посохом Моисея, - происходит прорыв евангельский: Нагорная Проповедь. Главный призыв, главное требование, в ней содержащееся – это именно прощение, прощение обидчиков, прощение врагов. И в молитве Иисусовой «Отче наш» - мольба о прощении адресована Богу, но разумеется и исполнение заповеди прощения самими молящимися - по отношению к таким же грешникам, как они сами («…и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…»).

Все понять – значит все простить. А все простить – значит все понять. Читается в обе стороны. Учиться прощать – значит учиться понимать, брать на себя труд понимания. И общего понимания человеческой природы, и частного, конкретного понимания того, кто причиняет тебе зло. Вдумываться, вчувствоваться, вживаться в жизнь и душу другого существа, именно того существа, которое причинило тебе боль, обиду или даже хуже того...
Это трудно, потому что ум и душу застилает зло. То зло, которое вошло уже и в тебя: состояние обиды, оскорбленности, боль, ненависть, жажда мести… Все это может быть тысячу раз оправдано размером причиненного тебе зла – но это тоже зло – твое состояние, зло внушенное, зло привнесенное, зло отраженное, зло ответное, эстафетное…

Вот недавно человек, пострадавший от ошибки швейцарского авиадиспетчера, по вине которого произошла катастрофа самолета, и у этого человека погибла вся семья, - убил этого диспетчера, совершил над ним самосуд. Человека этого можно понять – горе его было безутешным, а диспетчер в этом горе был виноват, может быть, только отчасти, но виноват. И человек убил этого диспетчера, молодого парнишку, который был и так придавлен свершившимся и ожидал суда. Теперь после суда сидит в тюрьме вместо диспетчера его убийца. Кому от этого лучше? Никому. Всем только хуже. Простой и тупой пример эстафетного зла – зла непрощения.

А вот пример доброй силы прощения, тоже недавний. Прощение римским папой Иоанном Павлом II турецкого экстремиста Агджи, покушавшегося на его жизнь и тяжело ранившего. Этот Агджа и раньше уже совершал убийства. И после прощения, дарованного ему папой, похоже, не очень-то раскаялся. Но кадры беседы папы с этим, сказал бы я, полузверем в образе человека, обошли весь мир. И видно было излучение доброты и понимания, исходившее из Иоанна Павла, и момент посветления этого отморозка…

Важнейшая предоснова прощения, сама возможность его – ясное понимание того, что умение прощать нужно более всех тебе же самому. А зачем оно нужно – знает лишь тот, кто изведал, не побоюсь сказать, сладость прощения, наслаждение прощения, особую, ни с чем не сравнимую душевную радость и благодать, рождаемую прощением, настоящим прощением, а не формальным. Это совершенно особое состояние души. Это взлет, это свобода. И когда в старину говорили, что награда за добродетель – сама добродетель, то может быть, имели в виду именно это чудесное состояние.

В жизни желательно именно ради себя стремиться к максимальному расширению ПРОСТРАНСТВА ПРОЩЕНИЯ. Абсолют прощения для земного человека недостижим, нереален так же, как абсолютный отказ от пищи во имя чистоты организма. Или абсолютное освобождение от той же оценочной зависимости. А вот увеличение степеней своей свободы – в том числе и свободы прощать – возможно. Как говорил тот же Толстой, «берите выше, а жизнь снесёт».

Пространство прощения возрастает прямо пропорционально увеличению пространства понимания. Во все стороны – вширь, в глубину, в высоту. Но это не значит, что то, чего ты не понял, нельзя простить. По своему скромному, весьма ограниченному опыту могу сказать, что возможны такие прорывы способности прощать, которые далеко опережают способность понимания. Радость прощения, просветленное состояние души – в этих состояниях чудесным образом соединяются казавшиеся бесполезными усилия собственной души с благодатью свыше. Если ты не святой, то удержаться надолго в этих состояниях не удается, но сама их возможность столь высоко значима, что может поддерживать памятью о себе и в самых затменных полосах, удерживать от непоправимого…

Огромна историческая, всечеловеческая задача прощения. Вот прошли мировые войны. Сколько зла причинили друг другу их участники. Сколько справедливой и несправедливой ярости и злобы было с обеих сторон. И понятно, что боль эта, и горечь, и злость, и жажда мести отчасти передались и последующим поколениям. Разве смогут простить фашистов дети тех, кто был ими убит или даже внуки. А вот оказывается, что если не дети, то внуки смогут. А если не внуки, то правнуки. Как сейчас правнуки жертв немецкого фашизма уже вполне в состоянии простить правнуков этих самых фашистов. Просто потому, что они действительно не виноваты в том, какими были их прадеды. Нельзя продолжать вражду вечно, это означало бы САМОуничтожение. Традиция кровной мести из рода в род, вражда по типу Монтекки и Капулетти – это тупиковое самоуничтожительное завихрение в истории человечества, черная дыра. Зло рано или поздно должно прощаться именно для того, чтобы не умножаться, а уменьшаться в общем резервуаре мира. Это просто железная логика событий, естественная логика. Человечество уже давно стоит перед дилеммой: всепрощение или всесмерть, и дилемму эту первым осознал Иисус Христос.

Возвращаясь к вопросу, прозвучавшему сегодня, выскажу пожелание: вступите на путь понимания. Старайтесь расширить и углубить свое понимание зла, психологии зла – не только в объеме своей частной жизни, не только своей судьбы. Изучайте зло как общую беду. Понимание поможет вам научиться прощать, сделает это, можно сказать, за вас. И еще раз подтвердится мысль, что в важнейших человеческих делах проблемы не решаются на уровне проблемы. А решаются на уровнях выше.

Мне помогло расширить мое пространство прощения капитальное знакомство с двумя сферами человеческой жизни: психопатологией и преступностью. После нескольких лет работы в большой психиатрии и плюс к тому нескольких лет работы в области пограничной психопатологии, когда приходилось выезжать и в места заключения для исследования особо агрессивных и опасных преступников, я стал по-иному расценивать проявления зла в обыденных человеческих отношениях. Стали видны многие корни. Многие неуправляемые сознанием побуждения… Сами масштабы возможного зла обрели иные очертания… Это можно сравнить с тем эффектом, который производит на некоторых депрессивных людей «психотерапия от противного», вроде той «морготерапии», которую по совету какого-то психолога устроил себе знаменитый футболист Пеле, когда впал в хандру. Посетив пару раз морг, он вернулся в свое обычное жизнерадостное состояние.

 

 

 [1-1] 

Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100