Как деревенскому учителю воспитать в детях нравственность?
Здравствуйте, Владимир Львович!
Я учитель деревенской школы. В нашем поселке нет работы (как и в тысячах других по России), люди пьют, бедствуют, всё рушится, но живут. Какой здесь контингент, несложно догадаться. Здесь нет морали, нет жизненных ценностей. Многие достойные, образованные люди, извините за выражение, стали бичами. Как учителю воспитать в ребенке нравственность, если он верит больше своим родителям, чем педагогу? Ведь ребенок берет пример с родителей.
Дорогой коллега! Позвольте назвать вас так, я в некотором роде тоже учитель деревенской школы. А в российской деревне, в глубинке, живал и работал подолгу, все видел… Вас понимаю – и все-таки не со всем соглашаюсь. «Нет морали, нет жизненных ценностей»? А по моим наблюдениям – есть. Пребывают в коматозном состоянии. В анабиозе. Но умереть не могут – сам видел и эпизоды удивительного оживания…
То, что ребенок больше верит родителям, чем педагогу – не факт. Не стопроцентный факт, уж во всяком случае. Мои дети-школьники сколько раз спорили со мной: ты не прав, папа, в школе нам учитель сказал, что…
Дети часто как раз не верят родителям, даже хорошим. Тем более – опустившимся, потерявшим человеческий облик… И гораздо больше чувствуют и понимают врожденным нравственным инстинктом, чем нам, взрослым, кажется.
Чем с большим доверием к нравственной силе ребенка старший к нему относится, тем верней эта сила проявится, развернется и укрепится. Мне кажется, вслед за Янушем Корчаком, что самый верный способ сделать для нравственности детей наибольшее – это быть нравственным самому. И любить детей. Вот и все. Остальное приложится.
Ключевые слова: Воспитание, Дети, Нравственность, Этика
Упоминание имен: Януш Корчак
Поделиться в социальных сетях
Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь
|