дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Проблемарий / Воспитание родителей: почти все о детях / Возраст ребенка от 8 до 13 / Как сделать полной половину стакана

 

Как сделать полной половину стакана

 


           В.Л., четыре года назад я усыновила Женю от родителей-алкоголиков. Сейчас ему 9 лет. Никто не верил, что ребенок этот научится говорить и пойдет в обычную школу. Первый год промолчал! Районный психоневролог поставил диагноз «олигофрения». Друзья советовали отдать его обратно.. Куда? Пьянчуге, который вышел из тюрьмы и лишен родительских прав? Или матери, бросившей сына в полугодовалом возрасте?
          Вот какие заповеди взяла за основу:
          – верю не в гены, а в воспитание;
          – верю, что справлюсь, смогу;
          – не верю, что ребенок неисправим;
          – главное: Женька мне нужен, а я ему..
          Добилась, чтобы к школе готовили и учили говорить в логопедическом саду – стал говорить лучше с каждым годом. А дальше – вытянула в нормальную школу! Сейчас ходит во 2-й класс. Добрый, трудолюбивый – и пуговицу пришьет, и штанишки постирает, и на кухне мне любит помогать.
          Притом: нарушения речи и памяти, приступы молчания, когда не может вымолвить ни слова. Вижу, хочет что-то сказать, морщит лоб, крутит руки, выдавливает звуки, глаза бегают. (Алкоголик-дед бил его по голове.)
          Первое время вздрагивал и бросался наутек от каждого шороха.
          Не переносит крика: если кричу на него, как парализованный делается.
          Иногда делаю недопустимое – этот страх вышибаю другим: говорю, что сейчас, если не заговорит, я его щелкну по лбу линейкой.
          Он – как очнувшись – вдруг начинает говорить, весь потеет. Я понимаю: нельзя, но.
          Он воспринимает лишь то, что дает встряску. Понятие «половина» учил целый год!
          Однажды налила в два стакана воды: вот это целый, а тут половина. Понял?
          – Понял.
          – А вместе будет полтора. Понятно? Кивает.
          – Ну, хорошо. Покажи мне целый стакан. Показывает правильно.
          – А теперь – половину.
          Стоит в нерешительности.
          – Женя, половину. Понимаешь?
          – Нет.
          – Ты что, не видишь? Перед тобой стоят оба стакана. В каком же из них половина?!
          Молчит.
          В сердцах хватаю стакан.
          – Вот половина! – и выливаю ему в штаны. Ревет. Штаны снимаем и развешиваем сушить. Зато все понял и запомнил!
          – Сколько я вылила тебе в штаны?
          Без запинки: – Половину!
          Хочу спросить: действительно ли он олигофрен? Как дальше, на что рассчитывать? Есть ли у меня ошибки, какие?
Людмила.

          Людмила, олигофрения, малоумие – понятие растяжимое: от самых легких степеней умственной недостаточности до глубокой идиотии. У вашего Жени отсталость налицо, но пока еще непонятно, какую роль в ней играет «органика» – наследственное или внутриутробное ослабление мозга, – и какую глубокий психоневроз – слом самых ранних лет, испуги и тормоза, вбитые алкогольной семьей...
          Не пережмите, одолевая «сопротивление материала»: счета приходят врасплох... Мы ведь не замечаем, как наш воспитанник превращается в средство нашего самоутверждения, в объект капиталовложения, от которого ждем отдачи, и вы сами видели на других примерах, куда может завести беззаветное буйство педагогического энтузиазма...
          Самое главное сын уже получил – вашу любовь и себя – принятого, любимого. Пусть это не заслоняется частностями, даже такими важными, как усвоение понятий, доступных другим...
          Не засекайтесь на умственном развитии в узкопривычном смысле. Душевное несравненно важнее. И это развитие вы ему даете сейчас.
          Опасайтесь только чрезмерной плотности отношений. Сейчас вы для него мать, отец, друг и Бог воедино... Из таких отношений вырастают взаимоневрозы; сверхзависимость порождает сверхтребовательность, страхи-тревоги, а случись что – страшную пустоту...
          Пусть ему будут нужны, кроме вас, и другие. Ваш дом открыт, ходите в гости?.. Включаетесь в чужие дела как в свои?.. Ему уже хочется кому-то помогать, кроме вас, делать что-то приятное?..
          Если так, есть надежда, что не останется одиноким...

           В.Л., мой Женька у меня не один, как вы подумали. Детей у меня трое. Старший – родной сын – служит в армии. А дочка тоже удочеренная: в больнице, где я работала, умерла ее бабушка, осталась она с дядькой-пьяницей, вот я и взяла.. Ей было 11 лет, а сейчас 18, работает, готовится в МГУ на искусствоведческий. От меня отделилась – хочет самостоятельности, я не мешаю. Советоваться и болеть приходит ко мне..
           Все ваши замечания попали в точку. Подспудно и сама чувствовала: пережимаю, перегружаю, часто несдержанна..
          У Женьки есть и страшненькие черты. Например, воровство, клептомания: норовит стащить все, что плохо лежит, в школе лазит по карманам.. Тащит всякую ерунду, дома бросает или прячет, забывает.. Деньги однажды заставила выплюнуть изо рта.. Ругала, ставила в угол, однажды ремня отведал.. Обещал, что больше не будет, а через три дня..
          Молчание раньше непроизвольное, а теперь за него прячется, хитрит – когда хочет поупрямиться, притворяется глупеньким. Если бы сдвинуть этот камень-бурун, какая бы река рванулась с горы его сознания!
          Мальчишки его используют как дурачка: «Принеси конфет, тогда будем с тобой играть». Придут в гости – сразу на кухню и в холодильник: «А что у тебя есть?» Пока во избежание тарарама одного с ними не оставляю. Приходят – показываю всем диафильмы, а Женька крутит, ему нравится.
          И знаете, что еще полюбил? Конструктор. Купила без надежды и вдруг – занялся, собрал кое-что, раньше такое было немыслимо!
          Он уже не такой угрюмый, уже шутит, смеется. Хорошо говорит по телефону. Сегодня вымыл пол в кухне, вчера разморозил холодильник. Я его за это хвалю, и он сияет: «Я здесь хозяин!»
          Когда рассказываю друзьям, что мой Женька любит помогать по дому, что я в наказание отлучаю его от чистки картофеля, – удивляются: «Как это удается?» А я объясняю, что просто не мешаю ребенку..
          Сама я с детства сочиняю сказки, выдумываю и рисую их, и Женька теперь в этом «колдовстве» участвует. А сейчас пришла интересная мысль прочесть новую сказку в Женькином классе. Там сплошные страсти-мордасти. Если б вы знали, как они слушают!
          Ребята к нам повалили гурьбой. Между делом, то есть, между игрой и хулиганством, помогают Женьке в учебе. Такие шустрые, любопытные, просто зависть берет. Мой по сравнению с ними вундеркинд в обратную сторону, «киндервунд», это так больно..


          Людмила, вашим каламбуром в конце, может быть, ненамеренно сказалась точная правда. Если «киндервунд» на русский перевести, получается «детская рана».
          ...Это я пишу не в утешение, а в благодарность за ваш материнский подвиг...


Ключевые слова: Алкоголизм, Воспитание, Детское психическое здоровье, Детское умственное развитие, Милосердие, Наследственность, Приемный ребенок, Трудный ребенок

 

 

Поделиться в социальных сетях

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь

 

 

 

Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100