Ёжик в тумане, или Как не надо задавать вопросы
Никогда бы не подумала, что столкнусь с подобным. В нашей семье все немного белые вороны, и максимум проблем с этим связанных, обрушивался на нас в школьные годы. Но, забираясь в тень, как-то пережили всё это: и мама, и сестра, и я, и муж, и моя дочка... А вот у сына-второклассника просто беда! С конца первого класса конфликтует с учительницей. В открытую. Результат - отказывается работать на уроке, отпускает разного рода комментарии в её адрес и адрес других учеников. Учительница жалуется: он не даёт вести уроки, дети только и заняты дни напролёт, что обсуждают его поведение. Сын говорит, что ищет справедливости. Как выйти из ситуации с наименьшими потерями?
Сразу скажу: этот вопрос не для жанра «Вопросы и Ответы», а обращение за подробнейшей многомерной консультацией – и детско-психологической, и семейно-психологической, и школьно-семейной в одном флаконе. Чтобы ответить на заданный в конце обращения вопрос, нужно задать уйму встречных вопросов, целое древо.
И неизвестно, куда это древо своими ветвями приведет, в какую главную причинно-болевую точку описываемой ситуации. В правилах ВОТ я предупреждаю, что на такие вопросы в ВОТах не отвечаю. Однако здесь делаю исключение именно для того, чтобы показать родителям, как не надо думать (вернее, НЕ думать) о детях. И как НЕ НАДО задавать вопросы о них, если желаете получить ответ по существу.
Перечитываю ваш текст... Итак, если судить по вашему описанию, что имеем? Семейство белых ворон, некая как бы наследственная обреченность... Все уползали в тень, отсиживались потихоньку... И только один белый вороненок-второклассник уползать в тень не пожелал, а вступил в борьбу за свои беловороньи права, за справедливость - и в этом, как вы утверждаете его (или чья-то еще?) беда.
Вот и все. Больше никакой информации. С какой подоплекой идет эта борьба, с чего начался конфликт, чем движимы, чем мотивируются участвующие стороны? Каковы их характеры, каково здоровье?.. Остается за кадром, неведомо. Вопрос – словно ёжик в тумане. Почти ничего не видно, а ответ ожидается как от всевидящего. (Впрочем, такой ёжик в тумане – почти каждое приходящее ко мне письмо).
Учительница жалуется: он не даёт вести уроки.
А что за учительница? Может быть, она не права? Может быть, наделала грубых психолого-педагогических ошибок в подходе к вашему сыну? Может быть, вообще не тот человек, которому надлежит быть учителем? Нуль информации. Но похоже, вы исходите из презумпции правоты учительницы и неправоты вашего ребенка. А почему, на каком основании? По опыту своему и не только смею высказать почти стопроцентную убежденность, что в разрушительном конфликте маленького человечка, едва переступившего порог школы, и человека большого, наделенного учительскими полномочиями и, по идее, обязанного быть практиком педагогической психологии, виновен только вот этот большой человек.
Спрашиваете, как выйти из ситуации с наименьшими потерями? А что вы принимаете за потери? Я-то вот вижу здесь единственную возможную потерю и страшную – утрату ребенком доверия к взрослому миру. А также потерю мотивации к учебе и, весьма не исключено – ущерб для душевного здоровья. Это как раз бывает, когда взрослые только давят на ребенка, чтобы он был каким «надо», не умея и не желая вникнуть в его переживания изнутри, увидеть происходящее его глазами, почувствовать его чувствами.
Если исходить из того, о чем вы мне сообщили, я бы на вашем месте радовался, что ребенок ваш прервал семейную традицию уползания в тень и занял, наконец, активную позицию в этом мире. И все-таки информации, данной вами о ребенке, слишком мало, чтобы вот так безоговорочно радоваться этой его активности. В таких случаях ребенка нужно либо видеть непосредственно, либо заочно получить от родителей очень подробное и объемное его описание, вместе с описанием всего его окружения. Это собственно и есть психологическая консультация.
Ключевые слова: Воспитание, Конфликты в школе, Психологическая помощь, Школа
Поделиться в социальных сетях
Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь
|