дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Проблемарий / Воспитание родителей: почти все о детях / Возраст ребенка от 8 до 13 / «Мы пошли в первый класс...»

 

«Мы пошли в первый класс...»

 


           ВЛ, я начала читать ваши книги с 14 лет. Мне уже 30… Вы помогли мне стать такой, какой я хотела быть. В школе была пухленькой, застенчивой, закомплексованной. Теперь – уверенная в себе, красивая, в жизни у меня все сложилось так, как я хотела. В работе, в отношениях с мужем все замечательно.
          Но вот дочка… Моей Вареньке 7 лет, в этом году мы пошли в первый класс. И оказалось, мой ангелочек ленив, медлителен и рассеян. Учиться не хочет. Одевается дольше часа, портфель собирает по 2 часа… Внимание постоянно переключается, не может долго сосредоточиваться на одном деле…
          Когда мы делаем уроки, может одну строчку писать полчаса, тянет время, то и дело начинает мне что-то рассказывать, показывать… Откуда столько расхлябанности и безответственности?
          Объясняла: Варя, надо сначала сделать уроки, а потом заниматься своими делами, и весь день будет в твоем распоряжении; пыталась стимулировать: сделаешь уроки – будем смотреть мультик, сходим погуляем…
Если разрешить ей сначала заниматься своими делами, то она растянет это на весь день, и уроки приходится делать поздно вечером, только после моего напоминания (причем не один раз)…
          Постоянно дергаю ее, прошу по тысяче раз, и чем больше прошу, тем меньше она реагирует на мои просьбы. Срываюсь и начинаю ругаться, потом страшно переживаю… Что делаю не так?! Подскажите, пожалуйста.
Мария.

          Мария, главная ошибка: вы не соотносите свои ожидания и требования, свой подход к дочке
с ее возрастом, ее уровнем развития и ее характером. С природой ребенка.
          «Мы пошли в первый класс…»
          Кто пошел – вы или ваша малышка?..
Вы, уверенная в себе женщина с опытом самопреодоления или слабое, незрелое и неопытное существо, которому еще расти и расти?..
          Ошибка почти любого родителя, и стократ – бывшего закомплексованного, которому вроде бы удалось выбраться из своих комплексов.
          Оказывается, еще не удалось… Ребенок становится проекцией родительского негатива, проявителем тайной пленки подсознания. Все, что отвергнуто в себе и, казалось, одолено, – вот оно тут опять, вся слабость и глупость, вся беззащитность, беспомощность, вся слепота и боль, все упрямство…
          Думаем, что видим перед собой своего ребенка.
          А видим – себя. Сегодняшними глазами.
          Ребенка не видим в упор.
          Умственная и эмоциональная перегрузка, которой дочка ваша сейчас подвергается, равна той, которую испытали бы вы, если бы вас прямо сейчас из дома, без подготовки отправили в космос.
          У девочки явный кислородный, двигательный и игровой дефицит. Она переутомлена, психически истощена. Почему отказывают внимание и воля, не соображает соображалка?
          Организм борется с угрозой здоровью!
Вам же видится это как рассеянность, медлительность, расхлябанность, безответственность, лень…
          Вам действительно нужно пойти в первый класс сразу в двух смыслах, нет, даже в трех!..
          1. Станьте первоклассницей родительской школы, начинайте учиться по азбукам и букварям, как-то: Януш Корчак «Как любить ребенка» и другие произведения, Симон Соловейчик «Учение с увлечением» и другие работы, Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
          2. Неустанно вживайтесь в мир дочки изнутри нее – старайтесь прочувствовать ее мирочувствие и самочувствие, ЕЕ самооценку, ее желания, представления, все-все-все – из нее, а не из себя, понимаете?..
          Станьте и впрямь первоклассницей! По мере вживания многое прояснится…
          3. Почаще ходите в дочкину школу, общайтесь с учителями, администрацией. Познакомьтесь с родителями соучеников. Постарайтесь найти среди них единомышленников и вместе с ними возьмите под наблюдение и ограничительный контроль учебные нагрузки детей.
Памятуя азбучное: лучше меньше, да лучше!
Даже для большинства взрослых максимальное время продуктивного удержания внимания на умственной деятельности не превышает двенадцати – пятнадцати минут. Далее следует резкий спад сосредоточения, и нужен перерыв хотя бы на три-четыре минуты, требуется отвлечение, развлечение...
          Чем младше ребенок, тем внимание его короче, утомляемее, отвлекаемее. Если первоклассник способен удерживать непрерывную серьезную сосредоточенность до пяти – семи минут, это уже очень хороший уровень, мало кто из нынешних детишек его достигает, большинство истощается и теряет управляемость уже к третьей минуте.
          NB! – Время отвлечения для ребенка моложе 12 лет должно быть равно не менее чем половине времени сосредоточения.
          Если школа не умеет и не желает играть с детьми ни во что, кроме скучной школы, то кто, кроме родителей, поможет если не одолеть, то смягчить это бедствие?..
          А двигательное и воздушное насыщение, особо необходимые именно и прежде всего для обучаемости ребенка, кто ему обеспечит? Душная школьная тюрьма?..
          Один из хороших режимов для первоклассника и не только: сразу после уроков прогулка не менее полутора-двух часов, потом дома легкий обед и уроки в течение часа, полутора самое большее.
          Для первоклашки это время разделить на рабочие пяти-семиминутки и двух-трехминутные развлекательные паузы между ними. Для детей постарше рабочие промежутки можно постепенно увеличивать.
Не забыть: паузы-отвлекалки – не отнятие учебного времени, а прибавление! Другое его измерение!
          Если ребенок за время, отведенное для уроков, не успевает доделать заданное, никогда не настаивайте, чтобы доделывал, дальше сидючи. Наоборот, требуйте все оставлять и идти гулять или играть. Потом, если время и состояние позволят, можно к урокам вернуться.
Являться в школу с несделанными уроками, получать двойки – тоже ценный опыт в некоей дозе: закалка для будущих испытаний, когда хочешь – не хочешь, придется что-то НЕ делать и отвечать за это. Недовыполненное задание можно рассматривать и как поражение воли и ума, и как победу внутренней свободы и здравого смысла над рабской оценочной зависимостью...
          Не успевает, не справляется, отстает?.. Улучшайте качество сосредоточения – яркостью учебных пособий, подключением воображения и игры, свежим воздухом, спортом, музыкой, атмосферой доверия и одобрения!
          Но ни в коем случае не количеством просиживаемых часов, протертых штанов и пролитых слез!..


Ключевые слова: Воля (дети), Воспитание, Лень (дети), Мотивация (дети), Учеба


Упоминание имен: Юлия Гиппенрейтер, Януш Корчак, Симон Соловейчик

 

 

Поделиться в социальных сетях

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь

 

 

 

Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100