дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Проблемарий / Воспитание родителей: почти все о детях / Возраст ребенка от 14 до 18 / Лечиться или учиться?

 

Лечиться или учиться?

 


           ВЛ, в своё время Ваша книга «Искусство быть собой» помогла мне начать жить в ладу с собой. Спасибо Вам большое. Посоветоваться же мне с Вами хочется по поводу сына.
          Два года назад Костя закончил школу, готовился вместе с другом поступить в институт на программирование. Но на экзаменах не добрал баллы. Друг поступил на платное отделение, а Косте пришлось пойти в техникум на эту специальность. Проучившись учебный год, он ни с кем не смог завести даже простое знакомство. Если с кем-то заговаривал в техникуме, то по крайней необходимости. Поэтому (учился Костя неплохо), летнюю сессию он сдавать не пошёл и из техникума был сразу отчислен. Все его интересы ограничились интернетом, в основном играми, которые давали ощущение временного, но успеха. Хоть не сразу, но выяснилось, что у сына нервный срыв, депрессия. Это выражалось у него в боязни выходить на улицу, неосознанном страхе людей и пр.
          Лечился в отделении неврозов. Помимо медикаментозного лечения, там были тренинги, занятия с холотропным дыханием. Дома сын занимался саморегуляцией, музыкотерапией. За этот год он изменился, повзрослел. Но начать общаться вне дома не торопится. В этом году у него была возможность учиться снова - отказался, сказал, что это не его. На работу тоже не устраивается (хотя рекламники покупает регулярно). Летом путешествовал по городу, часто ходил один в лес, пользуясь картой. Сейчас свободное от работы по дому время (а его немало) чаще проводит за компьютером.
          О том, чтобы идти за помощью к психотерапевтам, сын и слышать не хочет. По-моему, он ждёт только, чтобы все оставили его в покое. Чем мы можем помочь в таком случае? Начинаем с ним разговаривать о работе или учёбе, он нервничает, сразу приступы боли в животе. Впечатление, что он живёт одним днём и только чувствами. Нам говорит, что хочет сам решать свои проблемы так, как считает нужным.
          Говорит ли его поведение о нервном расстройстве, которое нужно продолжать наблюдать и лечить? (По мнению лечившего Костю врача, компьютерной зависимости у него нет, увлечение играми - лишь следствие неумения общаться. Кстати, эта проблема была у него в детском саду, потом исчезла в школе и появилась опять в старших классах). Надежда на то, что это временный период, связанный с непростым взрослением...
Ольга

          Ольга, у вашего сына, под внешним видом «нехотяя», – типичная юношеская социофобия – боязнь общения, человекобоязнь, ставшая лейтмотивом поведения. Социофобия, хотя и дает картину, многими признаками похожую на болезнь – тут вам и психосоматика, спазмы в животе и прочее, и нечто похожее даже на бред, – не психиатрический диагноз, а состояние души.
          Точней: укрепившиеся отрицательные ожидания по отношению к людям и к себе-среди-людей, генерализованная (внешне и внутренне обобщенная) защитная установка. Заквашиваются такие состояния – это правило практически без исключений – на непропорционально огромной, зашкаленной оценочной зависимости, и суть возникающего состояния – не столько человекобоязнь, сколько оценкобоязнь. (Оценки, как вы понимаете, – это далеко не одни только учебные отметки. Оценки – сквозняк во все стороны, снизу доверху, весь поток отношений, весь рынок общения...)
          У вашего сына склонность к человеко-оценко-боязни обозначилась очень рано, а в подростково-юношеском возрасте, когда оценочная зависимость у всех дает резкий пиковый подскок, закономерно обострилась. Не исключено, конечно, что психиатры могли бы поставить Косте и какие-то свои, медицинские диагнозы, предложить лечение, что уже и было однажды сделано с известным вам результатом...
          Как человека ни назови, «только в печку не суй». Ребят-социофобиков в наше время довольно много, число их растет отчасти из-за врожденных предрасположенностей, а в самой значительной части – за счет оценочного давления отчужденной, негостеприимной, агрессивной среды воспитания и образования. Свою долю вносит и родительская сверхопека – с одной стороны – и родительская же отчужденность от внутреннего мира ребенка, оценочно-нормативный подход – с другой.
          Затянувшееся социофобическое существование в домашнем гнезде может привести к серьезному отставанию в душевном развитии и глубокой неприспособленности – социальной инвалидности. Дилемма социофобика, выбор – лечиться или учиться. Лечиться от болезни Икс (не будем засорять разговор медицинскими терминами), на столько-то процентов, если не на все сто мифической – или учиться общаться, учиться жить и действовать среди людей, учиться понимать других и себя, изменяться. Учиться не только подвергаться влияниям, но и влиять...
          Выбор «лечиться» в наших условиях означает общение преимущественно с психиатрами и лечение таблетками. Человек, загруженный лекарственной химией, учиться общаться толком не может – и тех малых навыков, что имеет, не растерять бы. Лекарства – душевные обезболивающие: страданий от зашкаленной оценочной зависимости и страха общения убавляется, человек может чувствовать себя достаточно комфортно. Но не растет, не учится общаться и понимать людей, не развивается – ни личностно, ни социально, а часто и ощутимо ползет вниз...
          Лечат, правда, еще и психологическими средствами, психотерапевтическими методами. Если психотерапевт поможет унять страхи и внутреннее напряжение и если научит пациента хоть в небольшой степени делать это самостоятельно – это уже шаги к выбору «учиться»...
          Что можно делать в вашем случае? Если гора не идет к Магомету... Потихоньку, без навязывания, как бы между прочим, создавать для Кости буферную среду общения дома – затем, чтобы учиться общаться хотя бы здесь, в защищенных стенах – и постепенно, через буфер этот, проложить мостики-дорожки общения и во внешний мир. Приглашать людей к себе, молодых – в том числе и в первую очередь. Что-то придумать для этого, какую-то «фишку», чтобы было интересно дома и вам, и гостям. Домашний театр или кинотеатр, игротеку или маленький зверинец, коллекцию чего-то, клуб по каким-то интересам...
          Связь через интернет и электронную почту может этому помочь. Да и через сам интернет можно расширять общение. Делать это желательно в семье всем вместе, чтобы не сидел каждый только в своем углу. Мало ли какие сообщества, клубы и тусовки можно создавать по разным поводам!
          Вы ничего почти не написали о вашей домашней обстановке, о других членах семейства, о папе, о бабушках-дедушках, о характерах, об отношениях, о профессиях, а это все очень важно. И все это предстоит посильно гармонизовать не кому-нибудь, а самим вам...
          Не идет к психологам, не идет к врачам? Все та же социофобия в конкретизованном выражении; но, с другой стороны, может быть, и здоровое нежелание идентифицировать себя как больного, неполноценного, отождествляться с ролью нуждающегося в помощи... Остается, опять же, звать помогающих персонажей к себе домой. Желательно для начала не в роли психолога или доктора, а в виде, допустим, компьютерщика или специалиста по играм (цветовода, собаковода - смотря что нравится сыну и какие еще хобби развиваются у вас дома). Социофобические трудности разгребаются лучше всего методами групповой психотерапии – буферная среда общения создается из самих пациентов. Может быть, все-таки удастся косвенно (без нажима и прямого предложения, которое, вероятней всего, вызовет сопротивление) сподвигнуть Костю присоединиться к какой-то группе или психологической тусовке, сначала хотя бы только виртуальной, вроде нашего форума?
          Костя за компьютером только играет? Или еще и что-то изучает, чего-то ищет?
          Что за друг у него, он еще есть как друг или исчез?
          Иногда ведь через одного-единственного друга или просто приятеля может протянуться дорожка к целому миру.
          По-моему, он ждёт только, чтобы все оставили его в покое.
          Это знак того, что вы, домашние, воспринимаетесь им как агенты враждебного социума, как его щупальца, пятая колонна, которая продолжает свои «надо», «давай-давай», свое оценочное давление.
          А вы действительно оставьте его ОЦЕНОЧНО и эмоционально в покое. А вместе с тем, ясно дайте понять, что содержать его бесконечно как домашнего нахлебника не собираетесь. Критический срок - возраст около 21 года.
          Решимости вам!


Ключевые слова: Воспитание, Депрессия, Замкнутость ребенка, Лень, Общение, Социофобия

 

 

Поделиться в социальных сетях

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь

 

 

 

Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100