дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Проблемарий / Воспитание родителей: почти все о детях / Возраст ребенка от 14 до 18 / Лень или…?

 

Лень или…?

 


          ВЛ, я невротик. У меня 2х2=4, но я не могу этого вынести (как в анекдоте). Внутренний «маятник», о котором вы писали, у меня часто сильно раскачивается, хотя в жизни выгляжу преуспевающей. Я читала вашу книгу «Искусство быть собой», когда у меня была проблема. Книга мне помогла, спасибо вам. Свои проблемы вроде решаю.
          А вот с сыном не ладится. Жутко ленив. Ему 16 лет, заканчивает школу.
          По признаниям людей парень неглупый, обаятельный, общительный. Куча друзей. Но учится с 3 на 2. Пятерки только по английскому, и то потому только, что я его в Америку возила, учился там в школе.
          Ласковый, все мои нотации и даже рукоприкладство (что греха таить) выносит молча. Но как выйдет на улицу, прийти домой уже не может, где-то пропадает. Со всем соглашается, но делает все по своему.
          Насколько я знаю, он увлекается компьютерными играми. Но и до игр плохо учился. По дому в принципе делает то, что я его прошу. К братику своему относится хорошо. У меня второй муж, который к нему добр, но критичен, как и я. Муж даже, наверное, любит его: растил с 6 лет.
          Хотела бы понять, что это: лень, бесцельность, отсутствие мотивации или неверие в себя? Я во многом, конечно, виню себя. Может быть, я его подавляю, слишком критична. Все выглядит так, будто уже поздно что-либо менять… А я знаю, что без образования в этой жестокой и все более жестокой жизни ему будет трудно… Дайте, пожалуйста, совет, что делать.
Ирина

          – Случай, кажется, похожий на предыдущий, только дальше зашедший?
          – Сродство в сути очевидно. Мир взрослых насилует – ребенок сопротивляется, защищается. Мир взрослых отказывается от усилий понимания, от приятия и доверия, от игры и дружбы – ребенок отвечает по-своему тем же, а выглядит это всего лишь ленью…
          Взаимное отчуждение, ставшее нормой. Однако есть и существенные различия. Основная давежка идет от мамы (в предыдущем случае, кажется, больше от папы), а защитная стратегия ласкового сыночка – ложная податливость, мягкое ускользание, внутренняя закрытость при внешней открытости. Из мягкотелых восковидных характеров, предрасполагающих к зависимостям, в том числе алкогольной и наркотической…
Мама, как многие мамы, искренне старающиеся быть хорошими, расположена к самокритичности, но…
          Между ленью, бесцельностью, отсутствием мотивации и неверием в себя ставит разделительные «ИЛИ», не видя связующих «И». Да и сына, похоже, не очень видит: «насколько я знаю, он увлекается компьютерными играми» – так может сказать сосед или неблизкий приятель, но мама – как может мама не знать уверенно, чем ее ребенок увлекается?
          – При этом ласкового, со всем соглашающегося сыночка не только ругает, но и, случается, колотит… Я бы на его месте, пожалуй, тоже со всем соглашался, а, выйдя на улицу, домой не спешил.
          – Восковидное прогибание под мамин характер. Потом бессознательно будет искать прогибающую жену… И скорее всего найдет, а потом сбежит…

          Ирина, прежде и более всего я вам желаю общаться со своим сыном. Просто общаться –
просто, то есть: безоценочно. И в то же время с искренним интересом. Я не случайно выделяю эти слова. Я хочу, чтобы они для вас наполнились большим смыслом.
          Что такое безоценочно? Вот хотя бы так: принес двойку сын или даже, предположим, из школы выгнали. Вы об этом узнаете – и… Остаетесь спокойной.
Не только ни в коей мере не выражаете ему по этому поводу своего неодобрения, но и искреннейше стараетесь этого неодобрения (гнева, горечи, ужаса, сожаления) ни в какой мере не ощутить.
          Вы можете спокойно, а лучше нежно и ласково спросить сына: «Ты огорчен, расстроен?..» А он с опаской посмотрит на вас: что его ждет?.. Пусть удивится тому, что вы не рассержены и не расстроены, а спокойны. И пусть начинает к такому новому положению привыкать. С этого момента – и только с этого! – в душе его начнет освобождаться место для его собственного, независимого, сознательного отношения к учебе, к образованию, ко всему на свете.
          С этого и начнется тропинка к возрождению веры в себя. К обретению жизненной цели, к ремотивации, сиречь реанимации духа.
          И с этого же мига, когда он почувствует, что свободен в своем выборе, появится реальная почва для его победы над ленью. Скоро он сможет узнать сам, для чего это ему нужно.
          …А что такое с интересом?
          Неравнодушно. Включенно. С участием.
          Допустим: сын ваш, «насколько вы знаете» (я вас цитирую), увлекается компьютерными играми. Поинтересуйтесь подробно: какими именно играми и почему, расспросите его. Он, наверное, попробует кое-что объяснить, и вы оба сразу убедитесь, хоть и так было ясно, что в компиграх вы, говоря мягко, не очень подкованы.
Вот и повод для общения, да какой!..
          Попросите сына вас просветить, научить.
          Постарайтесь и сами набрать побольше информации и чему-нибудь научиться в этой новой для вас области, да еще и такому, что сыну пока не известно, слегка опередите его.
          Как он зауважает вас, только представьте!..
          Если родитель желает успешно влиять на ребенка, он должен присоединяться к его интересам и разделить с ним хоть одно его увлечение.
Вот ключ ко всему – средство связи!
          Все, пишете вы, выглядит так, будто уже поздно что-либо изменить… Но ведь вы еще не испытали возможность – решительно изменить свое поведение с сыном, отношения с ним. Вы не переставали его оценивать и контролировать, не прекращали требовать, ворчать, кричать, поучать, угрожать…
          Вы боялись перестать, так ведь?
Начните же с этого. Очень трудно и очень нужно: conditio sine qua non – то, без чего никак.


Ключевые слова: Воля (дети), Воспитание, Зрелость, Мотивация (дети), Смысл жизни (дети), Учеба, Хочу-надо

 

 

Поделиться в социальных сетях

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь

 

 

 

Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100