дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Проблемарий / Воспитание родителей: почти все о детях / Возраст ребенка от 14 до 18 / От внутренней свободы - к свободе речи

 

От внутренней свободы - к свободе речи

 


           ВЛ, в последнее время у меня обострилось чувство, что я не все сделала для того, чтобы помочь своему сыну. Его проблема – заикание. Началось давно, в возрасте 2-3 лет было уже заметно. Сейчас ему 16. Причины точно неизвестны.
          Несмотря на то, что выработалась определенная адаптация, все-таки эта проблема – самое гнетущее, что есть на сегодняшний день. Это вопрос полноценной жизни.
          Парень достаточно коммуникабельный, не робкий. Но говорить, особенно долго, сложно… Часты упадки настроения, резкие его смены.
          В раннем детстве ходил в «логопедический» садик, в группу для заикающихся. Но недолго – я (мама) не смогла его там оставлять, тяжело было в психологическом смысле. Вернула в нормальный садик, нормальную группу. Повеселел. Тем более, что и не всегда заикался сильно, иногда – практически не заметно. Характерна какая-то периодичность… Затем лечили у психотерапевта (курсами, в возрасте 5-7 лет), там были и дыхательные упражнения, и расслабляющие токи (к сожалению, не помню название процедуры), и беседы, рисование… Эффект был, не ярко выраженный, но нам, родителям, заметный. Хотя заикание не ушло полностью. Занимались дома по заданиям психотерапевта. В этом возрасте был непоседлив, а надо было останавливать, просить говорить медленно. Постепенно расслабились, заикание осталось. Позже возили к целителю. Здесь тоже был комплекс лечения – молчание, дыхательные упражнения, специальный массаж, внушение. И впервые – заикания не было! Абсолютно. Но где-то на месяц этого эффекта хватило. Потом постепенно вернулось. Затем купили компьютерную программу BreathMaker, но не пошла она у нас. В Москве, когда обращались в сам центр, где покупали программу, за консультациями, при апробации эффект был. Дома же не смогли ее настроить должным образом. Кроме того, периодически обращались к невропатологам, рекомендовались противосудорожные и ноотропные средства. Без заметных успехов.
          Ходил в развивающий центр. Там работают хорошие психологи, они же просто добрые люди. Там не только детям помогают развивать способности, мышление, но и дают психологическую помощь, поддержку. Думаю, во многом благодаря этому центру Мише удавалось преодолевать много трудностей, прежде всего в общении, чувствовать себя полноценно. В группе, где он занимается уже не один год, сложился отличный коллектив. Здесь хорошие отношения с педагогами. И надо сказать, что посещение Центра всегда в нем вызывало самую положительную реакцию. Чего, к сожалению, не скажешь о школе… В этом же Центре, как уже сказала, периодически, несколько лет проходил тестирование. В разные периоды колебалась самооценка – от заниженной до адекватной. Последние результаты теста: «Адекватен, развит, честолюбив. Нуждается в общении. Формального общения ему недостаточно, требуется эмоциональное сопереживание и понимание. Неконфликтный, переживает ссоры с друзьями и в семье. Умеет принимать самостоятельные решения, но зачастую в ответственный момент уходит от принятия решения. Идет на контакт (причем с разными людьми), с ним можно договориться, если объяснить свою точку зрения. Имеет собственные суждения. Бывает, проявляет максимализм, но часто бывает и снисходительным, прощает обиды, отходчив. Оптимальный уровень тревожности». На мой взгляд, в последнее время (около полугода) эмоциональный настрой стал более депрессивным. Склонен к категоричным высказываниям. Но агрессии, длительной напряженности в нем не замечала. Бывает раздражительным, но не могу сказать, что это часто.
          Я читаю ваши книги с 19 лет, сейчас мне 39. В разное время, по разным поводам бралась за них, читала новые или перечитывала. Знаю, что читал и сын.
          В настоящий момент у меня нет координат, в каком направлении двигаться, чтобы помочь сыну. Испробовано многое, вера в выздоровление теряется. Как быть?
Мила

          Мила, главное, что спешу вам сказать: у Миши дела с речью и перспективы вовсе не так плохи, как вам сейчас представляется. Мне думается даже, что в свою оценку его состояния вы невольно внесли свой собственный нелегкий момент жизни, быть может, даже долю собственной депрессии, сейчас переживаемой.
          На самом деле, с той формой и степенью заикания, которая есть у Миши, и жить можно, и быть вполне успешным, особенно учитывая многие позитивы его характера и хороший уровень общих и социальных способностей; и можно улучшить саму речь, вплоть до практического исчезновения заикания. Ведь были же у него полосы практически полностью СВОБОДНОЙ РЕЧИ.
          Только ни в коем случае не следует избавление от заикания делать главной задачей. Более того, нужно исключить из сознания – и вашего, и Миши – само словосочетание «лечить заикание». Это априори подразумевает какую-то болезнь и через подсознание вгоняет человека в роль и самочувствие больного, что не соответствует действительности. Заикание нужно рассматривать как социально неудобную особенность речи, а не как болезнь. И ставить задачу не «лечить», а улучшать речь, развивать ее, ОСВОБОЖДАТЬ – вместе с общим развитием личности, уверенности, коммуникабельности, жизненного артистизма, с обретением ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ.
Заикание пройдет само или уменьшится до незначительной, не мешающей общаться и жить степени, когда Миша полнее и разнообразнее вольется в среду общения, где будет чувствовать себя уверенно, то есть, где не будет у него обостренной оценочной зависимости
          Придет ВНУТРЕННЯЯ СВОБОДА – придет и СВОБОДНАЯ РЕЧЬ.
          СВОБОДЕН И ГОВОРЮ СВОБОДНО
          – вот главная для Миши самонастройная формула, и главное в ней, секрет, фишка – внутренняя (самооценочная) свобода и от того, появляется ли в какой-то момент заикание или нет – позволение себе в речевом потоке в том числе и заикаться, как спокойно и весело позволяют себе оговорки, запинки и сбивы речи наиболее свободные и артистичные радиодикторы и телеведущие – ну запнулся-заикнулся, проехали, с кем не бывает, говорим дальше…
          То, что Миша сейчас ходит в центр, о котором вы рассказали, – это очень хорошо. Я бы пожелал вам дополнить это еще и какими-то театральными и/или музыкальными занятиями. Играет на гитаре – замечательно. А хорошо бы еще и петь.
          Известно много случаев, когда люди с тяжелыми формами заикания начинали заниматься актерским делом и достигали больших высот – на сцене заикание исчезало совершенно, а в жизни или уменьшалось, или сходило тоже на нет.
          Один из примеров: знаменитый актер московского Театра на Таганке Борис Хмельницкий.
          Я не думаю, что у вас есть необходимость вместе с Мишей приезжать в Москву. Лучшее, что есть в Москве по части речи – это курсовые групповые занятия по методам Юлии Некрасовой. Главное у последователей Некрасовой – атмосфера групповой поддержки и сохранение этой атмосферы в последующем общении. Люди входят в общину людей, психологически поддерживающих друг друга. И важно именно продолжение и продолжение этой поддержки. Понятно, что людям из других городов обеспечить это продолжение сложнее. Но ведь можно войти и в виртуальные среды общения, поискать соответствующие сайты, сейчас интернет дает этому много возможностей. А сейчас (или в скором времени) можно будет общаться и аудиовизуально через программы, подобные Скайпу.
          Вам, Мила, я от души желаю вместе с Мишей поверить в его хорошие перспективы, в его доброе душевное здоровье, которое есть уже и сейчас, вообще проникнуться позитивной уверенностью и благодарностью жизни. Вот это и есть то главное, что улучшает вместе с настроением и речь, и всю жизнь со всех сторон. Из моих свежих книг об этом, кроме, наверное, известных вам «Приручение страха» и «Ближе к телу», больше всего сказано в «Не только депрессии» и «Комической атаке». И еще порекомендовал бы вам поискать книги автора Анатолия Добровича. Его книги в постсоветскую эпоху не переиздавались. Но возможно, сохранились в библиотеках вашего города. Это светлый психотерапевтический автор, писавший по темам, близким вашей.
          Передайте, пожалуйста, Мише мою твердую веру в его успехи и замечательное овладение свободной и артистичной речью. Это письмо можно дать прочитать и ему...


Ключевые слова: Внутренняя свобода, Воспитание, Детское психическое здоровье, Заикание, Речь


Упоминание имен: Анатолий Добрович, Юлия Некрасова, Борис Хмельницкий

 

 

Поделиться в социальных сетях

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь

 

 

 

Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100