дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Ребенок Индиго, или Безобразник, который всегда с тобой (история с продолжением)

 

Ребенок Индиго, или Безобразник, который всегда с тобой (история с продолжением)

ВЛ: Как долго тянется детство и как быстро проходит и никуда не девается. Вечный наш дом, извне вовнутрь уплывающий, – детство, ты здесь! – в моих читателях и пациентах, в моих собеседниках, в моих детях, во мне – детство… А взрослости не бывает, есть только ступени развития. Случается, удается некоторым из пожизненных детей развить свой изначально данный дар понимания и взять на себя ответственность за других – за тех, кто понимание и ответственность еще не развил, а, может быть, и не разовьет никогда за неимением, неумением или нежеланием развиваться. Эти вот понимающие и ответственные суть Личности (или, уж если применять это слово – Взрослые), а остальные – личинки. И дело не в возрасте, не в социальном и финансовом положении, не в багаже знаний, умений, а в качестве душевного бытия – в чувствомыслии, в мыслечувствии.
Будь, Детство, будь!..
Уже больше шести лет время от времени переписываюсь с мамой одного школьника, успевшего из мальчика стать молодым человеком с армией за плечами. Типичная семья, в которой одни что-то хотят понять, другие ничего или хуже. Типичная школа с типичной директоршей, и школа нетипичная, но хорошая…
Шесть лет – срок не великий, за иными судьбами доводится следить уже на протяжении двух-трех поколений, живу себе и наблюдаю потихоньку, пытаясь понять. В этой истории очень уж явственно устремление юного существа из личинки в Личность – поход, в коем довелось быть проводником, и движение еще далеко не закончено, идем дальше.


ВЛ, пишет Вам мама мальчика, которому Вы помогли ровно 6 лет назад, хочу выразить Вам искреннюю благодарность за совет, которому я последовала, и это, кажется, помогло спасти парня. Я сразу забрала Диму из средней общеобразовательной школы и отдала на обучение Нине Иващенко. После школы сын отслужил в армии. Это было его сознательное решение. Завершил службу с благодарностью и хорошими отзывами, но сказал, что по военной стезе не пойдёт, потому что не хочет превратиться в тупого пропойцу (он, как всегда, прямолинеен), т.к. насмотрелся на комсостав и сделал вывод, что сама существующая система, несмотря на кажущуюся стабильность, смертельна для таких молодых людей, как он. И поступил в институт Бизнеса и политики на отделение практической психологии. И на этот раз это был его сознательный выбор. На него никто не давил, он сказал, что это для него интересно. Папа в свойственной ему манере откомментировал: «Психолог? Это что за профессия для мужика???» (не в обиду психологам будет сказано) и, как всегда, не поддержал выбор сына. И, более того, считает, что он должен в 20 лет кормить себя сам, для чего должен не только учиться, но и работать. Сын перевёлся с дневного на очно-заочный факультет и стал искать какую-то подработку для себя (сейчас он на 2 курсе), но для студентов, кроме вакансий курьер/бармен/официант сложно найти подработку со свободным графиком.

Посоветуйте, пожалуйста, можно ли Диме устроиться помощником психолога? Существует ли такая позиция? Он сказал, что не хочет просто так работать, а хочет узнавать что-то, понимать больше. Чтобы можно было в институте вопросы преподавателям задавать по делу. Как оказалось, он практик, не хочет просто получать академические знания, ему интересно иметь возможность применять их.
Я ответила, что ничем не смогу помочь, ведь у нас нет знакомых в этом мире, на что услышала: «Ну вот, единственный раз прошу как людей мне помочь, это для меня очень важно, а вы с папой опять уходите от ответственности». Сказала, что ответственность его, ему уже 20 лет, но в душе чувствую себя плохо, потому что даже не сделала попытки ему помочь.
Стала упорно думать, что могу сделать, и вспомнила про Вас как про человека, который внимательно относится к посторонним людям и помогает дельными советами. Буду очень благодарна, если Вы и на этом этапе жизненного пути моего сына сориентируете нас и поможете советом.

Инесса


Инесса, рад вашей весточке и рад, что у Димы все получается, и он растет, вернее, уже вырос в личность с хорошим внутренним стержнем и незаурядной волей. Очень радует, что его интересы обратились в сторону практической психологии. Нашего полку прибывает :)
Я уверен, Дима выйдет на свою стезю и будет работать плодотворно и оригинально.
Что же касается работы «помощником психолога», то мне неизвестно о существовании таковой должности. Психологи обычно работают в одиночку. На тренингах, правда, часто бывают со-ведущие, ассистенты, но чтобы попасть на такую позицию, нужно пройти период стажировки или волонтерства в соответствующей организации.
Мне думается, нормальным решением на сегодняшний день было бы устройство на работу в такое место, где приходится иметь дело с людьми, с их реальными интересами, пусть даже и кратковременными. Это может быть и работа курьера, бармена, официанта, продавца, или какая-то работа с детьми... На таких работах часто подрабатывают студенты. Нельзя их назвать ни легкими, ни, за редкими исключениями, приятными. Но это реальные поля наблюдения за людьми и социально-психологического тренинга собственной персоны. Для психолога вообще хорошо попробовать много разных профессий и иметь, по меньшей мере, еще одно образование либо в области бизнеса, либо искусства, либо, и это было бы очень хорошо – медицины... Можно пойти на подработки даже и в полицию (для Димы, прошедшего нашу армию, это будет не в диковинку). И там богатый опыт наблюдений и немаловажный ракурс человеческих отношений открывается. Передайте, пожалуйста, Диме мой коллегиальный привет и пожелание дальнейшего смелого и упорного поиска своего пути.

ВЛ, огромное спасибо за отклик, я переслала Диме Ваше напутствие.
Он был тронут, сказал, что на пути к генеральному директору фирмы надо набираться опыта -:)))
Вы не представляете, как я Вам благодарна за поддержку. Может, это звучит высокопарно, но это чистая правда: если бы тогда, в те, назовём их трудными, времена не Вы, – мой путь по поиску единственно правильного решения, чем помочь сыну, сильно бы удлинился, что привело бы к другим последствиям. Ведь я тогда буквально сломала голову, не могла понять, что происходит. И главное – почему наше общество так сильно отторгает моего сына. Мои поиски совершенно случайно привели меня на какой-то американский сайт, где рассказывалось о т.н. детях Индиго. Вы, наверное, слышали о таких, сейчас это можно даже назвать модным трендом. А тогда в нашей стране мало кто об этом слышал. Хорошо, что я владею английским и, являясь, как мне кажется, представителем этих же Индиго (уверена, что они были всегда, только не в таком количестве, как сейчас), не побоялась написать письмо американцам. Они попросили прислать фотографию сына, на которой хорошо были бы видны его глаза, что я и сделала. После чего получила «расшифровку» фотографии с «диагнозом»: ребёнок Индиго. Лечить любовью и пониманием.
Тогда я прочитала уже сейчас переведённую на русский книгу Ли Кэрролла «Дети Индиго» и пыталась обратить внимание родителей и педагогов на то, что старые методы обучения и подходы к детям не срабатывают. Но не встретила понимания. Они считали, что я, вместо того, чтобы воспитывать сына, занимаюсь ерундой. Кстати, и Нине Наумовне я об этом рассказала, она не знала о существовании такой теории. Сначала она меня высмеяла, сказав, что это бред какой-то, потом, подумав, решила, что это гениально: делать из недостатков достоинства. Но со временем, когда всё больше информации стало появляться про этих детей, сама ею заинтересовалась. С тех пор немало книг издано на эту тему, немало фильмов снято... В одном из них дети Индиго показаны именно такими, каким был мой сын.

Нам прописывали психотропные препараты, которые мы, по договоренности с сыном, делали вид, что принимали, а сами выбрасывали в помойное ведро. Когда сын закончил школу, сказал: «Вырасту, открою свою школу». На моё замечание, что для этого нужно учиться, ответил: «Зачем, я и так всё знаю. Как учить и чему учить». Я ему частенько эти слова припоминаю, но он отвечает, что не до этого сейчас, слишком много всего в жизни надо успеть сделать. Заметьте, не научиться, а именно сделать. При этом не вижу, чтобы он что-то делал -:) Но я уже давно даю ему возможность идти своим, только ему известным, путём. Самое главное, в конце концов, что из него УЖЕ получился необыкновенно хороший человек с настоящим мужским характером. Спасибо Вам, ведь благодаря в том числе и Вашей поддержке и совету он стал таким, какой есть. Не в тюрьме, не на бензоколонке, живой и, кажется, вполне счастливый. Во всяком случае, уверенный в завтрашнем дне.

Инесса


***
Переписка продолжилась. Инесса прислала свежие фотографии Димы. В том числе армейские. Я увидел красивого парня с мужественным и тонким лицом, с глубокими глазами мыслящего человека. Остаемся на связи.
А вот фрагменты нашей переписки шестилетней давности. Привожу свой ответ на первое письмо Инессы. Фразы ее письма выделены цветом и курсивом.


Инесса, у вас нормальный ребенок, одаренный и нестандартный, с активной формой
учебной ДЕмотивированности, с психозащитой, переходящей уже в невроз.
Плюс подростковый возрастной кризис. Загнали его в это состояние общими усилиями школа и семья.
Мне сделано предупреждение – не справляюсь с воспитанием сына, плохая мама. Директор сказала, что за 30 лет практики первый раз встречает такой случай.
А вы не верьте этому. Таких случаев очень много. И кто такая директор, чтобы иметь право обзывать вас плохой мамой? Вы что, обязаны экзамен перед ними держать на звание хорошей? Школа разве властная структура или орган с судебными полномочиями? Ребенок им неудобен, потому что они педагогически беспомощны и психологически безграмотны, вот и все.
То, что они творят с Димой, может войти в учебники как образчик слепой жестокости и
психологического искалечения ребенка. Такие вот «педагоги» и доводят детей до самоубийств.
На ребенке поставили «крест» и учителя, и все в моей семье.
Ставить крест на ребенке – не просто ошибка, но преступление. Так всем им и скажите.
Я не могу и не хочу этого делать, поэтому и пишу это письмо, т.к. считаю, что мы обязаны спасти ребенка, а не говорить, что он плохой, больной и неудобный, как хорошо жилось без его проблем (т.е. без него).
У вас правильные намерения. И к ним остается лишь приложить правильное понимание своего ребенка и соответственное поведение.
У Димы с детства проблемы со школьными учителями. Он не хочет подчиняться, не хочет учиться тому, что, как ему кажется, ему не нужно. Дневник просто испещрен замечаниями за поведение, директор постоянно грозит выгнать его из школы и даже не столько из-за плохой успеваемости, сколько из-за того, что ведет себя «как король». «Да кто он такой? Он должен знать свое место!» – говорят ему все. А ему действительно не нравится, когда кто бы то ни было, унижает его (и то, что это в некотором роде заслуженно, он не хочет понять). Другой бы промолчал, а этот не может.
Самолюбие, гордость и твердый характер. Личность. Не гнется. Но может однажды сломаться в неожиданную сторону.
Когда я ему говорю, что надо уметь себя вести со старшими и где-то промолчать, в ответ
говорит, что НИКТО не имеет права его унижать, а своим призывом промолчать я учу его малодушию.

Он ведь прав. Малодушие помягче можно назвать конформизмом или приспособленчеством.
Кстати, мы уже года два назад обращались в центр психологической помощи, говорили, что нас беспокоит его гиперактивность, то, что учится с двойки на тройку, но при этом не производит впечатление недоразвитого. Диму много тестировали и говорили, что его способности выше средних, а школьный психолог, когда я прошу ее подсказать, что делать с Димой, говорит, что у нее к нему нет никаких «претензий». Более того, она ставит его другим в пример как нестандартно мыслящего. Спросит его мнение по какому-либо вопросу, он подумает и выдаст что-нибудь необычное. Говорит, что слушать его рассуждения интересно. Но при этом он растет асоциальным.
Точнее, его таким очень активно и старательно ДЕЛАЮТ. А все остальное школьный психолог определяет вполне правильно.
Я единственная, кто надеется на то, что что-то можно изменить...
А почему «что-то изменять» нужно только в ребенке, почему взрослые не допускают и мысли, что это в них, в их отношении и поведении с мальчиком нужно что-то изменить? Почему игра только в одни ворота?
...за что и «получаю» и от мужа, и от учителей, т.к. они считают, что он человек «конченый», испорченный, эгоист, а я своим воспитанием (т.е. сочувствием и попыткой понять его) порчу ребенка. Я же просто пытаюсь «достучаться» до его сознания.
Лучше бы вы поэнергичней и поубежденней достукивались до сознания мужа и учителей.
Я изо всех сил пытаюсь научить его выстраивать ровные отношения со всякими людьми. Но никак не могу заставить учиться (такое ощущение, что он запрограммирован против учебы). Уроки делает хорошо и быстро только вместе со мной, пытается оттянуть их выполнение до моего прихода с работы (а происходит это только в 9 вечера). Соответственно, не все успеваем, ложимся поздно, не высыпаемся. Спрашиваю, почему не делает уроки сам, отвечает, что со мной быстрее и понятнее, если будет делать их один, то процесс этот растянется на весь день и он не успеет ни погулять, ни в компьютер поиграть. Словом, удобная позиция, но мне надо ее переломить.
Не переломить, а выправить вывих. Переучить. Сразу это теперь не получится. Вы сами его к этому приучили, и не за один год, верно ведь?..
Дело, думаю, в немалой степени в том, что вы сейчас – его единственная минимальная психологическая поддержка в отчуждающем, враждебном, ледяном окружении, хотя и вы непоследовательны.
Папа же (уважаемый человек, дипломат, очень солидный и серьезный) не может его воспринимать, считает, что Дима – ошибка природы, что нам его подменили в роддоме и прочее. Говорит, что чувствует в нем чужака, что Дима не берет с нас пример, а стремится в какую-то другую жизнь, в жизнь другого социального слоя. Говорит, что знает жизнь и знает, чем история с Димой закончится. Позиция папы такова: он останется без образования, без специальности, его все будут от себя гнать, армия только его спасет, а если его в этой армии убьют, то значит, судьба такая. Что он должен платить по счетам, может, это его чему-то научит. По душам с ним разговаривать бесполезно, он все равно не поймет ничего, т.к. сформировавшийся человек. Кстати, когда я вчера спросила Диму, почему он ушел, он сказал, что хочет обратить внимание в первую очередь папы на него (сможет ли он хорошо и счастливо жить без него).
Позиция отца откровенно отвергающая, откровенно жестокая. Это уже просто приговор к уничтожению и уничтожение как таковое. Печально. И где тут дипломатическое искусство, ума не приложу.
И еще Диме обидно, что его сестру мы любим и хвалим, а его нет. А то, что не за что, понять не может.
Ну как же не за что хвалить. А за то, что живет?! За выдержку. За то, что не сжег никого, не взорвал, себя не убил, наркотики не принимает – а мог бы, многие другие в его положении так поступают.
Читало ли ваше уважаемое семейство мою книгу «Новый нестандартный ребенок, или Как воспитывать родителей»? Черным по белому там подробно расписано и обосновано, как, когда и за что следует ребенка хвалить и как не надо ругать. У вас же все ровно наоборот.
Что же касается любви, то любят детей не за что-то. Любят не «за», а вопреки, это тоже азбука.
...чувствую, что ребенку должна помочь, хотя сам Дима (это просто удивительно!) считает, что все у него будет просто замечательно, и вообще нет смысла переживать из-за такой ерунды! Более того, я чувствую в нем необыкновенный потенциал, который не находит выхода. На вопрос, кем бы он хотел стать, отвечает, что когда придет время,
скажет, ему надо окончательно определиться. Словом, беда!

Какая же беда? Парень мыслит здраво. Все у него МОЖЕТ быть замечательно. И что не торопится решать, чем заниматься (кем СТАТЬ – ответ единственный: человеком) – тоже правильно. Четырнадцать лет – спешить некуда, надо еще многажды себя испытать и пятьдесят один раз подумать.
Посоветуйте, к кому мне обратиться, чтобы научить моего сына быть более адекватным. Может, нужна помощь гипнотизера?
Можно обратиться к моим книгам – вышеназванной плюс «Лекарство от лени», «Искусство быть другим», «Куда жить» и «Гипноз без гипноза».
Очень хороша книга Гиппенрейтер – «Общаться с ребенком – как?».

Думаю, мальчика следует срочно перевести в другую школу – а именно, школу дружественной, сотрудничающей, психологичной педагогики.
Посмотрите на сей предмет сайт «Базис».

ВЛ, пишет Вам мама Димы – мальчика, которому Вы помогли советом и поддержкой. Вчера Дима читал в «МК» отрывки из письма «одной мамы Галины» и сказал: «Надо же, как похоже на нашу ситуацию. Вот видишь, черным по белому написано, что семья и школа совместными усилиями довели». И чуть ли не в обнимку с этой газетой уснул. А сегодня потащил ее в школу к Нине Иващенко, где он сейчас обучается.
Выражаю Вам большую признательность за то, что направили нас в эту школу к замечательным неравнодушным людям. Думаю, что это здорово Диме поможет.
Остается неразрешаемой проблема с папой, т.к. он по-прежнему сына не воспринимает. Считает его плохим, никчемным и т.д. и т.п. Я просто ума не приложу, что с этим делать. Ну да ладно, как-нибудь справимся.

Сегодня забрала документы Димы из старой школы. Сделать это удалось, правда, не без труда. Хочется написать об ощущениях в виде пьесы.


Акт 1
Действие 1
Вестибюль школы, сонный охранник требует паспорт, чтобы разрешить маме войти (мама – это я). Директора в школе нет – тишина и покой. Поднимаюсь к завучу, объясняю, что пришла за Личным делом такого-то ученика. Охотно соглашается его отдать по заявлению от родителей, в курсе, что мы уходим. Пока спускаемся по лестнице к секретарю директора, интересуется, как дела у Димы, все ли хорошо. Говорю, что будет жить и учиться у мамы. Уже учится (без документов), вроде получается, с детьми нашел общий язык. Не удивляется (что удивляет маму).
Действие 2
«Предбанник» кабинета директора. Быстро достается из шкафа Личное дело, быстро отдается (под роспись), завуч желает всего хорошего, счастливая мама ПОЧТИ доходит до выхода...
Действие 3
В школу заходит директор (вернее, ДИРЕКТРИСА). Завидя меня (еще не успела поздороваться), начинает раздраженно на весь вестибюль громко говорить, да так, что охранник «врастает» в кресло: «Нина, ты куда ЕЕ отпускаешь, я 5 недель жду, а ты просто так даешь уйти? (Обращаясь ко мне) Пойдемте-пройдемте, с чего это вы решили, что можете просто так забрать документы?»
Действие 4
Все в том же «предбаннике» директрисы.
Директриса: «Где запрос из школы?»
Мама: «Запрос не нужен, вы должны по моему заявлению выдать Личное дело, на основании которого я привезу подтверждающую справку, на основании которой вы мне выдадите медицинскую карту».
Директриса: «Кто вам сказал такую глупость, я же, кажется, уже объясняла, что документы так не отдам».
Мама: «Я звонила в Департамент образования, консультировалась, там мне сказали, что технология такова. Что если у меня возникнут проблемы, чтобы я звонила, говорила номер школы, Ф.И.О. директора, она поможет разобраться...» (Это, конечно, блеф чистой воды, я всего лишь узнала телефон и Ф.И.О. нашего куратора – на всякий случай).
Долгая пауза. Еще пауза. И еще пауза.
Мама молчит.
Директриса: «За вами там должок, вы не сдали книг 6-7, не помню, сколько, поэтому документы отдать не могу, пока не сдадите книги».
Срочно вызывается классный руководитель.
Действие 5
Пока ждем классного руководителя, достается завучу, что же это она, растяпа (слово сказано не было, но «висело» в воздухе), посмела отдать личное дело... без печатей, без выписок четвертных оценок и пр. Бедной маме пришлось бы возвращаться, потому что все не оформлено должным образом.
Действие 6
Приходит классный руководитель. Директор гневно спрашивает, какие учебники не сданы. Та отвечает, что все, кроме химии и биологии (мама же вспоминает, что химию покупала сама, но не спорит), а так все нормально. Тем временем директор очень раздраженным голосом рассказывает, что вот тут пришли документы забирать, но она голову дает на отсечение, что никакого запроса не принесут (кивая головой на маму), и что тогда ей (кивая головой в сторону милейшей женщины – классного руководителя) придется (привожу дословно) «по всей Москве рыскать в поисках Димы и его документов. Искать будете сами! Вы ответите за все». Классный руководитель смотрит испуганно на маму, а мама спокойно заверяет ее, что подтверждающие документы будут, и очень скоро. Классному руководителю велено срочно подняться в класс. Что классный руководитель и делает (шепотом говоря маме: «Желаю Вам удачи!»).
Действие 7
А тем временем завуч выписывает четвертные оценки.
Директор: «Ты уж там напиши сразу за полугодие неаттестат».
Завуч: «Ну почему же за полугодие, он же ни дня не ходил во 2-й четверти?»
Директор: «Это нас не касается, раз не ходил, значит не аттестован, а поскольку не аттестован и в 1-й четверти, то что еще свое время тратить, чтобы дважды писать одно и то же».
Завуч: «Нет, я все-таки выпишу оценки за каждую четверть отдельно».
Директор: «Если не жаль своего времени, пиши. (Обращаясь к маме) Я всегда говорю правду и только правду. Благодарите Анну Ивановну (так зовут завуча), только благодаря ей вы выходите отсюда с документами, я бы вообще с вами даже разговаривать не стала».
Завуч (обращаясь к директору): «Вот (дает выписки), поставьте подпись и печать.
Директор: «Даже смотреть не буду, что она (имеется в виду завуч) там понаписала, подписываю, можно сказать, не глядя. И скажите спасибо Анне Ивановне!» Пока директор уходит в свой кабинет, чтобы поставить печать, завуч перекрещивается и подмигивает маме.
Акт 2
Действие 1 и последнее
Мама спокойно берет выписки, Личное дело, спокойно говорит «СПАСИБО» и собирается уходить. В след слышно последнее напутствие директрисы: «Вы бабушке передайте, чтобы построже с Димой была, а то он наглец, всем на шею сядет». Завуч тихо шепчет «Удачи. Всего вам светлого!» (???) Мама выходит из здания школы, смотрит в выписки четвертных оценок, а там «нарисованы» тройки по всем предметам, кроме английского, черчения, физ-ры и труда. Мама впервые в жизни столкнулась с тем, как «рисуют» оценки.

Владимир Львович, как мне жалко стало этих учителей, которые работают под началом милейшего человека с символическим именем Надежда Константиновна!


Примечание ВЛ 2011 года
Тот же кадровый резерв рисовал нам результаты декабрьских выборов.




Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100