О чем рассказали руки Каспарова
фрагмент книги "Ступени к себе" (авторский курс тонопластики)
Человеческая рука может все. Практика глухонемых доказывает, что вполне можно общаться и разговаривать одними только руками; но и среди слышащих встречаются люди с руками говорящими, даже поющими. Руки Чаплина, руки Марселя Марсо, руки Рахманинова и Рихтера, руки Майи Плисецкой…
Энергичность и живость рук оповещает о темпераменте, об эмоциональности; богатство же, разнообразие, точность и тонкость жестов – об интеллекте и воображении, о качестве мышления.
Не могу не вспомнить еще одного рукоговорящего человека. Однажды я долго смотрел с близкого расстояния на Гарри Каспарова.
Чемпион мира выступал в московском Доме литераторов перед писателями, рассказывал долго и горячо об истории своего восхождения на шахматный трон, отвечал на вопросы…
А я почти не слушал его слов, я был заворожен его потрясающей, гипнотизирующей жестикуляцией.
Руки Каспарова не просто иллюстрировали его речь, не просто аккомпанировали – они вели собственное повествование – рисовали отношения, связи, лепили пространство и время – они переживали и вопрошали, они мыслили…
Я подумал тогда: а что, если бы у Каспарова не было таких тонопластических рук, с такой мощной свободой – стал ли бы он величайшим шахматистом последнего двадцатилетия двадцатого века?..
Такова же, наверное, и свобода его мышления – мысль и рука живейше взаимодействуют.
Собеседник Георгий Дарин:
– Как лошадь и всадник?
– Берите выше: как человек и Бог… Когда руки наращивают степень своей свободы на одно измерение – высвобождается эн степеней свободы мысли.
Рука человеческая, не забудем – орудие не только работы и драки, но мысли, творчества и любви…
|